Осетинка в большом городе: Екатерина Толасова — о том, как покорить столицу и остаться собой

Толасова начинала с юношеских заметок в нальчикской газете, прошла путь до пресс-секретаря министра науки и высшего образования Российской Федерации, а теперь входит в руководство Московского физико-технического института (МФТИ). Ее блог читают тысячи человек, а просмотры авторского проекта «Настоящие» перевалили за полмиллиона.

Осетинка в большом городе: Екатерина Толасова — о том, как покорить столицу и остаться собой
© «Это Кавказ»

В блоге вы много пишете о традициях Северного Кавказа. А как на вас повлияла ваша малая родина?

— Не просто повлияла — она меня слепила, выточила и слегка отполировала. Чем старше становлюсь, тем яснее это чувствую, хотя в Москве живу уже больше 10 лет. Кавказ во мне — это основа основ, мои базовые настройки. Я выросла в традиционной осетинской семье, где до сих пор по хорошим поводам пекут три пирога и возносят молитвы. Мы жили на две республики — Северную Осетию и Кабардино-Балкарию. Сто километров дороги между Нальчиком и Владикавказом я знаю лучше, чем собственный гардероб.

Вы прошли впечатляющий профессиональный путь. С чего он начинался?

— Я еще в школе заразилась журналистикой. В 16 лет благодаря своему учителю истории Аслану Тетуеву впервые оказалась в редакции газеты и, еще не окончив школу, осталась там работать. Огромное спасибо главному редактору «Молодежки», ныне покойному Мухамеду Карданову, который терпел мои порой корявые статьи и подростковые комплексы. Там я получила первые уроки реальной жизни и профессии. А потом в республику пришел новый глава Арсен Каноков и мне предложили работать в его пресс-службе — вот так я оказалась в пиаре.

А как в этой истории появилась Москва?

— Я всегда была очень домашней. Детство прошло без дискотек и поездок за город, даже командировки были не в почете — по национальным традициям и принципам моего папы осетинская девушка до замужества должна ночевать только в родительском доме. Поэтому, когда Александр Тотоонов стал сенатором и предложил мне работать его помощником, я даже не мечтала, что такое возможно. Рассказала об этом предложении папе, просто чтобы похвастаться. А он внезапно сказал «да». И понеслось. Москва, пробки, большие кабинеты. Работа в Совете Федерации стала для меня настоящей школой. Это было очень насыщенное, интересное время, которое раскрыло передо мной совершенно иной мир — с другой скоростью, другой культурой принятия решений и другими масштабами ответственности. А в 2018-м, когда формировали пресс-службу министерства науки и высшего образования РФ, где-то заметили мое резюме. После тестовых заданий и нескольких месяцев всевозможных проверок мне доверили возглавить пресс-службу нового министерства, а потом я стала пресс-секретарем министра и провела два, наверно, самых насыщенных и напряженных года в моей жизни.

Было сложно?

— Представьте себе ритм жизни, в котором рабочий день начинается в 8 утра и продолжается до бесконечности, в неделю несколько перелетов в разные уголки страны и крайне редкие выходные. Добавьте к этому высокий уровень ответственности. Этот период научил меня выдержке, гибкости и умению не терять себя в самых напряженных ситуациях.

Как часто приезжаете на малую родину?

— Я бываю на Кавказе не реже, чем раз в три месяца. Большую часть времени провожу в кругу своих близких. Стараюсь хотя бы один день посвятить поездке в горы. Кавказский хребет — это самое красивое и величественное, что придумала природа. Отдельного внимания заслуживает сам Владикавказ. Я не знаю другого города с такой атмосферой и настроением.

Скучаете по Кавказу?

— Конечно. Кавказ — это место силы, моя ДНК, точка перезагрузки. Каждый раз, уезжая, оставляю там половину сердца. Два года назад тоска по дому накрыла меня так, что я пришла к министру и честно сказала: «Отпустите меня домой, хочу пожить в Осетии». Просто взяла и уехала, уволилась с престижной должности и сняла квартирку в историческом центре Владикавказа. Мне казалось, что я больше никогда не вернусь в столичную гонку. Провела потрясающий год на родине.

Не пожалели о том, что уехали тогда из Москвы?

— Ни разу. В Осетии даже воздух добрый. Там люди как-то по-особенному смотрят друг другу в глаза, здороваются даже с незнакомцами и по-настоящему слушают, когда спрашивают, как дела. Добро там — не акт благотворительности, а повседневная норма.

Но затем вы вернулись в Москву. Почему?

— Я не планировала возвращаться. Работала проректором в своем родном СОГУ и наслаждалась неспешной осетинской жизнью. А потом раздался звонок. Дмитрий Ливанов, бывший министр образования и человек с непререкаемым авторитетом, пригласил в свою команду. От таких предложений не отказываются.

Каких принципов вы придерживаетесь в своей работе в МФТИ?

— МФТИ — это место, где концентрация гениальности на квадратный метр просто зашкаливает. Поэтому работа с физтехами — это постоянный вызов, но именно это делает её невероятно увлекательной. Мы собрали прекрасную команду пиарщиков, у которой я что-то вроде играющего тренера. Убеждена: если ты не знаешь базово все процессы, которыми управляешь, у тебя мало шансов на успех. Но и пытаться разбираться лучше всех — тоже путь в никуда. В моей команде есть профессионалы, которые в своих сферах знают больше, чем я, и я этим горжусь.

У вас есть видеопроект «Настоящие». Как родилась идея?

— Хочется рассказывать о людях, которые интересны мне самой. Я не анализирую, насколько человек популярен и «зайдет» ли выпуск в сети. И, тем не менее, у нас уже более полумиллиона просмотров. Это приятно. Проект существует на чистом энтузиазме — моем и режиссера Аланы Таучеловой. У нас нет бюджета, все расходы покрываются из моей зарплаты. Могла бы потратить эти средства на новые платья или путешествия, но вкладываю в «Настоящие». Каждый развлекается, как может.