Вернуться в имение Барятинских
В 2025 году в Музее изобразительных искусств имени Пушкина планируется показать коллекцию князей Барятинских. Для этого в столице соберут художественные произведения, которые хранились во дворце Марьино. Всего предполагается собрать около 250 предметов из разных музеев страны. Одиннадцать экспонатов предоставит Курский областной краеведческий музей. Четыре картины необходимо отреставрировать. Они уже отправлены в реставрационный центр в Москву, в ГосНИИР. Финансирование реставрации этих картин будет проведено Фондом развития ГМИИ. Рассказываем подробнее об этих работах. И не только о них. Проводы шедевра В числе других на реставрацию отправилась и знаменитая «Жатва» из коллекции Курского краеведческого музея. Автор – Антонио Бруни. – Бруни создал в Марьино два парных художественных полотна «Посев» и «Жатва», – рассказывает главный хранитель Курского краеведческого музея Елена Алфёрова. – Картины висели во дворце князей Барятинских на парадной лестнице. Полотно «Посев» утрачено, судьба его неизвестна. А «Жатва» – в составе коллекции Курского областного краеведческого музея с 1920 года. До нашего времени сохранилось описание картины самим художником: «На картине изображена семья князя, окружённая крестьянами из его дома и работниками, готовыми к уборке урожая на поле. Часть последних окружает молодого князя Александра, который восхищается выращенным урожаем на поле. Маленький князь Владимир и маленькая княжна Леонилла рассматривают полевые цветы. Справа на галерее видны кормилица, несущая меньшего князя Анатолия, горничная и другие слуги. Они смотрят на ряд жнецов, убирающих урожай и везущих его на телегах. В глубине – вид дворца Марьино. Картина 4 аршина шириной и 6 высотой, фигуры в натуральную величину и с натуры». Провожать картину в дорогу собрались все сотрудники музея. Большое полотно размером 3,5х3 метра не прошло бы ни в одни двери. С холстом 200-летнего возраста надо обращаться очень бережно. Сняв с шестиметровой стены, полотно аккуратно навернули на специальный вал диаметром в один метр. В начале 50-х годов картины из Марьино уже были на реставрации в Москве. Тогда их также привезли на валах. Сотрудники музея бережно, на вытянутых руках несли вал с картиной по лестнице. В специально оборудованном автомобиле, в котором поддерживается температурный режим, «Жатва» уехала в Москву. На выставке будет представлена ещё одна работа Бруни из коллекции Курской картинной галереи имени Дейнеки. – Это фрагмент живописной декорации кабинета Ивана Ивановича Барятинского в Марьино. Называется «Аллегория зимы», – говорит искусствовед Марина Тарасова. – Это панно располагалось над одной из дверей кабинета. В Курске картины отреставрировать невозможно, хотя квалифицированные специалисты в нашем городе есть. Но у нас нет больших столов для реставрации, нет и специального большого помещения. Сотрудники музея считают: городу необходим реставрационный центр. В музеях Курска прекрасные коллекции, но их нужно беречь от обветшания. Сегодня условия для сохранности и безопасности музейных предметов в курских музеях лучше тех, которые были раньше: несколько уровней сигнализации, особый температурный режим. А вот реставрационный центр необходимо создавать. За что пострадал император? На выставке также будет представлена работа художника Робера Лефевра из коллекции Курского краеведческого музея – портрет Анны Ивановны Толстой (урождённая княжна Барятинская) с сыном Эммануилом, написанный в 1819 году. Название в книгах учёта музея – «Благословение сына матерью». В богато убранной комнате готического стиля стоит женщина в чёрном пышном платье, отделанном изысканным кружевом. Перед ней, опустившись правым коленом на зелёную подушку, – юноша, одетый в жёлтый костюм стиля Людовика XIII. Женщина передаёт юноше большой белый шарф. На втором плане массивное кресло с гербом на спинке. На гербе улавливаются очертания фигур человека и орла. – Мать передаёт сыну шарф с девизом семьи Барятинских «DIEU ET EHONNEUR» – «С Богом и честью», – рассказывает Елена Алфёрова. – Вручение шарфа с фамильным девизом рассматривается как благословение. На груди у княгини Анны Толстой – овальный миниатюрный портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Юноша – в костюме жёлтого цвета в стиле средневековой Европы. Ещё одна работа Лефевра – портрет герцога Веллингтона, британского военачальника, получившего фельдмаршальский жезл за ряд побед над Наполеоном. В Москве представят и картины из коллекции Рыльского краеведческого музея – филиала Курского областного краеведческого музея: портреты российских императоров Петра I и Александра I работы Антонио Виги, портрет супруги английского короля Георга III Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой, написанный Рамзеем Алленом. Уже отправлены на реставрацию две парные картины итальянского художника XVIII века Якоба Рооса «Пастух со стадом» и «Пастушка со стадом. В большой реставрации нуждается портрет Петра I – работа Антонио Виги. Картина уже в Москве. Полотно сильно пострадало. Для его реставрации предстоит затратить значительную сумму. – Трудно сказать, когда это произошло, – говорит Елена Алфёрова. – Очевидцы утверждали, что в первые дни революции Марьинский дворец подвергся разграблению: ворвавшиеся люди резали ковры, шторы. Есть воспоминания, что в 1918 году музей охраняли красноармейцы. Почему так сильно досталось именно портрету Петра? Трудно сказать с уверенностью. В те годы было расхожее «лубочное» мнение, что самодержец построил город Санкт-Петербург для богатых с помощью труда бедняков. Может быть, так ему отомстили… В 30-е годы несколько картин было приказано убрать из экспозиций Рыльского музея как экспонаты царского режима. Портреты императоров свернули в рулоны, потом сложили вчетверо, за долгие годы на сгибах появились осыпи. В начале 2000-х годов портрет Петра I пытались реставрировать. К сожалению, за дело взялся непрофессионал, сильно испортив картину. Спасение «Амура» За предметами из мрамора сотрудникам Курского краеведческого музея пришлось специально отправиться в Рыльск: сразу вывезти их не удалось. Мрамор очень тяжёл, а в августе эвакуация проходила в экстремальных условиях. Например, скульптура «Диоген». Она была заказана князем Барятинским в Италии, говорят, что тёмные части мрамора – это детали скульптуры, созданной более двух тысяч лет назад. В 1818 году итальянский художник восстановил скульптуру, добавив части из белого итальянского мрамора. Несколько дней назад сотрудники музея вывезли из Рыльска мраморный бюст римского императора Нерона – это конец XVIII века, работа Александра Триппеля. Будет представлена столичным зрителям ещё одна работа этого времени. Долгое время считали, что неизвестный скульптор создал из мрамора бюст римского императора Юлия Цезаря. Однако искусствоведы выяснили: это портрет Петера Августа Фридриха Гольштейн-Бека – тестя князя Барятинского. А скульптура «Спящий амур», как и многие другие, сохранилась и попала в Рыльский музей благодаря Софье Репиной. Собственно, она его и основала. Позже она была репрессирована. На минувшей неделе сотрудники музея вывезли «Спящего амура» из Рыльска. Это работа неизвестного скульптора конца XVIII века. Маленький мальчик спит, положив левую руку под подушку, правой держит лук, к которому лентами привязаны цветы: лилии, ландыши, розы. «Амур» прекрасно сохранился. – В конце XV века в Европе утвердилась мода на античность, – рассказывает Елена Алфёрова. – Наиболее ценными скульптурами на итальянском рынке искусства в это время были древнеримские мраморные статуи. Состоятельные итальянцы предпочитали именно такие скульптуры. В это время 21-летний Микеланджело Буонарроти начинает свою карьеру в качестве фальсификатора античных скульптур. Известны его слова: «Боги дремлют в глубине каменных глыб – задача скульптора только освободить их от окружающей массы камня». Микеланджело задался целью создать скульптуру, которая могла быть продана как древняя и оригинальная. Художник выполнил из мрамора скульптуру амура и в течение некоторого времени держал её в кислой земле. Затем продал его за большую цену. Работа Микеланджело была описана, как «бог любви в возрасте шести или семи лет, спящий». Судьба оригинальной скульптуры «Спящий амур» печальна. В январе 1698 года сгорел дворец Уайтхолл в Лондоне, в том числе и скульптура Микеланджело. Но она послужила образцом для создания многочисленных копий, где амур изображён маленьким мальчиком. Очень похожи на «Амура» скульптуры из коллекции Барятинских и «Спящие амуры» из Синебриховского художественного музея Финляндии, из Царицынского павильона ГМЗ «Петергоф», авторская работа В.П. Бродского из собрания Третьяковской галереи. Недавно одну из скульптур из имения Барятинских удалось восстановить курскому скульптору Вячеславу Третьякову – сегодня она в коллекции Курского краеведческого музея. Сотрудники музея надеются, что он сможет восстановить и другие мраморные изваяния, которые скоро будут вывезены из Рыльска. Искусствоведы говорят, что они весьма ценны. Один из интереснейших экземпляров – «Венера на корточках», правда, без головы. – На рубеже XVIII и XIX веков такой тип скульптур был моден в салонах и дворцовых интерьерах, – продолжает Алфёрова. – Работа выполнена в подражание скульптуре, созданной Дойдалсом из Вифинии (Малая Азия) во второй половине III в. до н. э. К сожалению, долгое время «Венера» хранилась в подвале музея. На старых кадрах кинохроники освобождения Рыльска во время Великой Отечественной войны мы видим эту скульптуру. Уже без головы – она лежит рядом. Мы не знаем, пострадала ли скульптура во время Великой Отечественной войны или её не пощадил 1918 год. Какое-то время ею подпирали лестницу. Будем искать недостающую часть в подвалах! Если не удастся найти, будем восстанавливать. Такие скульптуры есть в Лувре, в Ватикане. Думаю, «Венеру на корточках» мы восстановим, это один из шедевров коллекции Барятинских. Планируют сотрудники музея вывезти и садовую скульптуру мальчика. К сожалению, она сильно испорчена. Её покрыли половой краской. Краску можно снять, но белым мрамор уже не будет. Хотелось бы вывезти ещё несколько предметов и коробки с документами из Рыльского музея, надеемся на помощь волонтёров-богатырей. В планах музея – выставка «Спасённые шедевры». Планируем представить вывезенные культурные ценности в экспозиции Курского литературного музея. Возможно, помимо картин и мрамора, на выставке в Москве будет представлен и ещё один наш экспонат – карнавальные сани. В Курском краеведческом музее уверены: эта удивительная вещь достойна выставляться в столице. Справка «КП» Уникальная художественная коллекция князей Барятинских начала создаваться во второй половине XVIII Иваном Сергеевичем Барятинским и его супругой Екатериной Петровной, принцессой Гольштейн-Бек. Сегодня предметы коллекции – мебель, фарфор, картины – находятся в разных музеях республик бывшего СССР, куда они попали ещё в 20-е годы прошлого века. Наиболее важные и ценные экспонаты – в Пушкинском музее, Эрмитаже, Русском музее. Елена ГАМОВА