В России — мотобум: почему москвичи пересаживаются на двухколесный транспорт
В России — мотобум. За 2024 год в стране было приобретено 43 тысячи новых мотоциклов. Показатель стал абсолютным рекордом в продажах новой мототехники за всю историю российского рынка. Подробнее — в материале «ВМ».
По данным агентства «Автостат», рост продаж мотоциклов наблюдается уже 22 месяца подряд. Ежемесячная динамика — от 23 до 89 процентов. «Во многом это связано с появлением на нашем рынке брендов из Китая взамен ушедших европейских, японских и американских, которые при этом имеют и более низкую цену», — сказано в аналитической записке агентства.
Лидером среди марок по продажам мотоциклов в 2024 году осталась Regulmoto с показателем 7,5 тысячи единиц (+99 процентов). За ней следуют Racer (4,6 тысячи штук; +46 процентов), Motoland (4,1 тысячи штук; +69 процентов), Bajaj (3 тысячи штук; +5 процентов) и Voge (2,7 тысячи штук; +112 процентов). Самой популярной моделью на рынке новой мототехники в минувшем году осталась Racer RC300, результат которой составил 2,1 тысячи штук.
Надоели пробки
— Рост популярности мотоциклов в Москве связан с несколькими факторами. Первый и главный — мало асфальта, — пояснил автоэксперт Андрей Истомин. — Машины стоят в пробках, машинам трудно найти место для парковки.
Мотоцикл в условиях города часто удобнее. Второй фактор — цена: мотоцикл в несколько раз дешевле машины, плюс на него дешевле полис ОСАГО, который к тому же можно брать не на год, а на сезон. Третий момент: штрафы. Автовладельцы получают «письма счастья» постоянно. Мотоциклистов штрафуют намного реже, потому что многие просто ездят без номеров. Нет госномера — нет штрафа. Да, за езду без госномера тоже можно получить штраф, но в Москве есть практика: мотоциклы останавливают только инспектора ГАИ из специального мотобатальона. А их не так много.
Мчала к столице мимо юрт и верблюдов: как девушка-байкер пересекла Россию на мотоцикле
Бесплатная парковка и низкие расходы
Урбанист Григорий Мельник добавил, что популярность мотоциклов начала резко расти в 2013 году.
— Тогда парковку для мотоциклов и мотороллеров сделали бесплатной. Это значит, что можешь ездить даже в центр и не платить за стоянку ни рубля, — пояснил эксперт. — Конечно, сыграл роль и момент экономии: мотоцикл тратит меньше бензина, его эксплуатация дешевле. Плюс мотоцикл стал моден у молодежи. Машиной сейчас никого не удивишь.
Важно соблюдать правила
По статистике, на каждые 1,5 млрд километров дороги приходится 125 смертей. Около 20 всех смертельных случаев приходится на мототранспорт.
— Мотоцикл во всем мире считается самым опасным видом транспорта, — пояснил Андрей Истомин. — Байк практически не имеет систем безопасности. О ней должен заботиться сам пилот. Хорошая экипировка, способная в ряде случаев спасти жизнь, стоит дороже некоторых подержанных мотоциклов, поэтому на ней экономят. Особенно это касается молодых ребят. Плюс молодежь чаще других грубо нарушает ПДД.
По мнению эксперта, мотоцикл для Москвы транспорт вполне приемлемый: можно ездить примерно пять месяцев в году. Но важно иметь качественную экипировку и соблюдать правила.
Что изменится для водителей в 2025 году
Григорий Мельник добавляет:
— В Москве скоро появятся камеры, способные выписывать штрафы за превышение шума от транспортных средств. Мотоциклистам придется позаботиться о нормальных глушителях, потому что многие ездят с прямотоком, то есть очень громким глушителем, который ночами, да и днем пугает людей. Ревущие мотоциклы должны уйти в прошлое, иначе власти справедливо «закрутят гайки» для таких любителей громкой самопрезентации.
В целом, по мнению экспертов, число мотоциклов в Москве и Подмосковье продолжит расти и дальше.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Екатерина Манукьян, мотоциклистка с девятилетним стажем, организатор акции «Моточетверг»:
— Среди мотоциклистов принято помогать друг другу на дороге: абсолютно незнакомые люди всегда готовы прийти на помощь. В интернете есть специальные чаты, куда можно обратиться, например, в случае ДТП. И к месту аварии обязательно приедут, окажут поддержку. Так что можно сказать точно, что мотобратство существует!
От дешевых к самым дорогим: что сейчас предлагают продавцы
MotoLand ZS50 Alpha RX. Формально — мопед, ведь объем двигателя заявлен на отметке в 50 «кубиков», однако на деле его рабочий объем несколько выше заявленного. Карбюраторный мотор с воздушным охлаждением, повторяющий агрегат культовой Honda Cub, можно отремонтировать в любом гараже, а запчасти часто даже не нужно заказывать, обычно они есть в наличии: очень уж распространенный мотор. Цена — около100 тысяч рублей.BAJAJ Boxer 150 UG. Есть разные модели, как совсем бюджетные 100-кубовые, стоимостью в 120 тысяч рублей, так и более продвинутые, со 150-кубовыми моторами и дисковым тормозом спереди.BMW G310R. Этот мотоцикл производят индусы, по лицензии. Современный «агрегат» с инжектором, ABS и электронной рукояткой газа. Цена — около 450 тысячHonda CRF300 Rally. Мотоцикл отлично подходит для путешествий благодаря длинноходным подвескам, большим спицованным колесам. А без малого 13-литрового бака хватает для того, чтобы проехать до 400 километров без дозаправок. Цена — 700–750 тысяч рублей — зависит от комплектации.CFMOTO 800MT Touring. Модель китайская, но у нее свежий и вполне европейский дизайн, дорогие компоненты от ведущих мировых брендов и современный двухцилиндровый 800-кубовый двигатель мощностью 91 л. с. В списке опций обогревы рукояток и седла, круиз-контроль, разные режимы работы мотора, датчики давления в шинах. Цена — 1,5 млн рублей.Kawasaki Versys 650. Модель 2022 года актуальна благодаря обновленному 649-кубовому параллельному твин-двигателю мощностью 66 л. с. Мотоцикл весит 217 кг, объем бака — 21 литр. Оснащен TFT-дисплеем, системой контроля тяги KTRC, светодиодным освещением и функцией подключения смартфона. Цена 1,4–1,6 млн рублей.