Якутия готова стать пилотным регионом по развитию туризма на северо-востоке Арктики

МОСКВА, 23 января. /ТАСС/. Власти Якутии сообщили о готовности выступить пилотным регионом по развитию туризма на северо-востоке Арктики. Такое мнение выразил постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при президенте РФ, первый заместитель председателя правительства региона Андрей Федотов.

По данным КРДВ, по количеству туристов среди регионов лидируют Мурманская область, Архангельская область и ЯНАО. По сравнению с 2023 годом турпоток в регионы АЗРФ в 2024 году вырос на 20% и составил 1,2 млн человек.

"Мне кажется, что надо подумать специально о развитии арктического туризма в северо-восточной части нашей страны. И здесь, конечно, наша республика готова и поделиться своим опытом, и стать пилотным регионом, где бы могли сойтись все наши усилия", - сказал Федотов, выступая на заседании дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики, посвященного развитию промышленного туризма на севере.

Федотов также назвал некоторые потенциально интересные красоты Якутии, например, село Найба на берегу Северного Ледовитого океана или похожие на каменных людей скалы-кисиляхи, которые считаются "местами силы".

По его мнению, арктический туризм необходимо "рассматривать как такую работу, которая формирует патриотические чувства у наших граждан особенно остро". "Особенно это заметно в восточной части арктического побережья, за Карскими Воротами на восток, потому что действительно покоряют эти огромные расстояния и та действительность, которая человека там окружает", - отметил Федотов.

Развитие промышленного туризма

Развитие промышленного туризма для регионов Арктики способствует продвижению и локальных брендов, и региональных товаров, повышает инвестиционный потенциал региона, считает и.о. руководителя Центра развития туризма и культуры Архангельской области Екатерина Кузнецова.

Регион разработал виртуальный тур "Промышленность Поморья" для повышения инвестиционной привлекательности региона. По словам Кузнецовой, сейчас в Архангельской области действуют такие проекты, как "Ягодный кооператив", разрабатывается еще один виртуальный промышленный тур. В регионе более 1,5 тыс. промышленных предприятий, что дает большой потенциал для роста. Однако тормозят процесс сложности, связанные с секретностью и режимом многих из них, особенно оборонно-промышленных.

Руководитель и идейный вдохновитель архангельского проекта "Поморский коч" Глеб Плетнев рассказал о том, что их верфь вошла в проекты промышленного туризма непреднамеренно. Люди сами стали интересоваться организованными экскурсиями, и сегодня турпоток составляет около 5 тыс. человек в год.

Как привлекать туристов

Объемы промышленного туризма в целом по России составляют около 1,4 млн человек в год, привела данные собственного исследования Евгения Арефьева, управляющий партнер ИТП "Урбаника", преподаватель Высшей школы менеджмента СПбГУ. При этом лидерами по привлечению туристов являются большие металлургические предприятия за пределами Арктики, такие, как Магнитогорский комбинат.

Урбанист отметила, что около 50% предприятий не заявляют каких-то дополнительных объектов показа, кроме производства, около 25% имеют и показывают собственный музей. При этом важно смотреть не только на свой регион, но и на окружающих, советует Арефьева: расширять возможности туристического продукта можно за счет таких интерактивных форматов, как дегустации или мастер-классы.

Эксперты сходятся в том, что промышленный туризм в Арктике - явление не слишком массовое, но при должном подходе способное не просто быть высокомаржинальным, но и способствовать долгосрочному развитию региона.

При этом важно предоставить хороший сервис взыскательному туристу. "Большой потенциал именно промышленного туризма в арктической зоне лежит в плоскости соединения бизнес-сообществ, деловых объединений с возможностями региона. Наша задача - не просто привезти человека, один раз все показать и потом гори оно огнём, зато он немножко денежку оставил. Наша задача - закрывать вопросы и с дополнительными инвестициями, с будущими кадрами, и с диверсификацией бизнеса тех предпринимателей, которые вывели свои капиталы из-за рубежа. Это люди, которые сегодня определяются, летят они в Кейптаун, либо они полетят в Артику", - подытожила генеральный директор АНО "Национальное агентство развития предпринимательства" Юлия Алферова.