Более 60 музеев участвуют в выставке о Крыме в Коломенском
Выставка, посвященная воссоединению Крыма и Севастополя с Россией, называется "Наш! Путь на пользу". Название соединяет "мемы" двух эпох. "Путь на пользу" - так говорили о путешествии Екатерины II в Крым в 1787 году, а выражение "Крым наш" - это уже современность. Экспозиция в "Атриуме" музея-заповедника "Коломенское" эти 240 лет и охватывает.
Российская государственная художественная галерея, совместно с музеем-заповедником "Коломенское" готовившая выставку, ставила задачу представить образ Крыма и Севастополя как единого целого. В проекте участвуют более 60 музеев России. В экспозиции - карты и планы, живопись, макеты, графика, археологические находки...
Выставка в Атриуме - это еще и кабинет географии, а заодно и этнографии и археологии. "План почтовой дороги от деревни Байдар до деревни Мисхор" вычерчен пером - он из коллекции Алупкинского музея. "Танец знатных татар" - акварель-миниатюра Христиана Готфрида и Генриха Гейслера. Маска актера античного театра I-III веков... Первый этаж выставки - о том, как и из чего собирался художественный образ Крыма.
...Организаторы собирали общую картину, словно пазл. Перед зрителем не продуманные, сюжетно и исторически выверенные, выписанные со тщанием вещи, а зарисовки и этюды Левитана, Поленова, Серова, Билибина, Куинджи и других, впервые оказавшихся в Крыму. И перед зрителем проходит серия пейзажей: скалы на побережье, степные и морские пейзажи, храмы, хатки у дороги...
Глядя на эти фрагменты рая на земле, бывавшие в Крыму видят, что и 120 лет назад они могли бы идти, как сейчас, теплым вечером по узким улочкам Гурзуфа вдоль таких же лавок, как на зарисовке Коровина, ехать теми же фиолетово-сиреневыми лавандовыми полями, издалека разглядывать уходящие в облака скалы, как на "Крымском пейзаже" из Елецкого городского краеведческого музея.
На выставке десятки работ о Крыме разных времен и школ, от академизма до футуризма, однако нет какого-то заданного маршрута, по ней движешься, меняя направления движения в интересную тебе сторону.
Организаторы словно предлагают зрителю самостоятельно побродить в лабиринте экспозиции, как по тропам вокруг Аю-Дага, и после малоизвестного академичного Айвазовского оказаться вдруг у портрета бригадира эфиромасличного совхоза Веры Репичевой, навеянного импрессионизмом.
И оценить, например, какими усилиями это ощущение рая достигалось. Сделав шаг из белоснежного, солнечного, мирного Севастополя 1935 года на картине Нисского в ряды матросов, идущих "стенка на стенку" с фашистами на шедевре Дейнеки "Оборона Севастополя" из постоянной экспозиции Русского музея.
Напротив нее - еще одна оборона Севастополя и еще одна панорама, оригинал Франца Рубо, фрагмент знаменитой панорамы на Малаховом кургане, среди других вывезенный в 1942 году из Севастополя во время эвакуации. Защищавший крымскую землю "Дот, зарастающий маками": войны пройдут, но жизнь продолжится...
"Мы хотим, чтобы зритель задумался над тем, что значит Крым для русского человека, для судьбы страны. Почему это место оказалось для нас крайне важным. И на протяжении этих двух с половиной веков мы не раз платили большую цену за право быть в Крыму", - говорит Виталий Зотов, директор музейно-выставочного центра Российской государственной художественной галереи, здание которого сейчас достраивается в Севастополе.