АСИ указало на рост спроса на внутренний туризм у россиян на 10% за год
Интерес к внутреннему туризму растет у россиян. Так, по сравнению с 2023 годом, спрос вырос на 10% - с 77% до 87%, говорится в исследовании о ключевых трендах в туризме и индустрии гостеприимства, подготовленном Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с группой компаний "Б1".
"В 2024 году сохранялся высокий интерес к внутреннему туризму: 87% россиян с удовольствием путешествовали по стране, что превысило показатель 2023 года (77%). <…> В 2025 году данный тренд может усилиться, что создает предпосылки для развития новых направлений и форматов отдыха внутри страны", - сказано в исследовании.
Кроме того, еще одним важным трендом в АСИ назвали открытие новых направлений и рост межрегиональных поездок. Так, например, значительно увеличился интерес к Арктике, Сибири и Дальнему Востоку. По данным исследования, число желающих посетить Дальний Восток выросло с 17% в прошлом году до 29% в этом.
"В 2024 году путешествия на выходные в соседние регионы стали популярнее, причем 80% респондентов рассматривали такой формат отдыха. Этот тренд на мобильность, вероятно, продолжится в 2025 году", - отмечается в исследовании.
Другим важным направлением стало развитие транспортной инфраструктуры. Так, доля путешествующих на самолете с 2022 года выросла с 28% до 47%. Особую популярность приобрели и путешествия на автомобиле - 53% туристов, по данным исследования, остались довольны поездками на машине.
Активно в стране продолжает развиваться и экотуризм, а также инфраструктура особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Так, в 2024 году менее половины россиян (40%) имели опыт посещения ООПТ, хотя интерес к отдыху в заповедных местах остается высоким - на уровне 86%, что подчеркивает потенциал развития экотуризма в России. Кроме того, отдельным масштабным трендом в исследовании назвали развитие индустрии отдыха на природе - кемпинги, караванинг (путешествия в автодомах), походы, велопутешествия и приключенческий туризм. Всего в эту категорию можно выделить более 400 видов активностей.
Возрастает и интерес молодого поколения (25-35 лет) к оздоровительному отдыху. По данным исследования, аудитория российских санаториев становится гораздо моложе, а также в 2024 году еще больше вырос интерес людей к санаториям в своем или соседнем регионе. Благодаря возросшему интересу и сами туристические организации осваивают сберегающие здоровье и оздоровительные технологии.
Важные факторы при выборе путешествия для россиян
В исследовании также назвали несколько основных факторов, являющихся наиболее значимыми для путешественников в России. Ими стали лояльность и возвратность, планирование и самостоятельность (использование, например, онлайн-сервисов бронирования), а также фактор стоимости путешествий. Так, 90% респондентов обращали внимание на стоимость проживания и 91% - на транспортные расходы.
Важным для россиян также стал стандарт комфорта и разнообразия при путешествии с детьми, например, наличие семейных маршрутов. Для многих ключевой является и возможность путешествовать с домашними питомцами. По результатам исследования, только треть российских отелей готовы принимать гостей с питомцами, хотя спрос на такие номера продолжает расти.