«Водка, мороженое и сигареты — их стандартных набор» Китайцы массово едут в Россию. Почему этому рады не все?

Китайцы вновь массово устремились в Россию. С начала 2024 года число гостей из Поднебесной увеличилось с 105,8 тысячи до 731,8 тысячи визитов — в семь раз по сравнению с 2023-м. Жители КНР стали абсолютными лидерами въездного турпотока в нашу страну. Многие представители туристической отрасли рады этим показателям, однако есть и те, кто опасается такого наплыва путешественников из Азии, известных своими шокирующими ритуалами и непривычным россиянам поведением. В какие именно российские регионы направились туристы из Китая — в материале «Ленты.ру».

Зачем китайцы массово едут в Россию и почему этому рады не все
© Lenta.ru

Китайцам рассказывают о России небылицы

Эксперты заявляют, что турпоток из Китая стратегически важен для России, и его налаживание — выгодно для обеих стран.

«До начала пандемии COVID-19 мы принимали из Китая два миллиона туристов в год, — сообщил в беседе с «Лентой.ру» вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. — Сейчас этот показатель значительно меньше».

Но запуск безвизовых групповых поездок, электронных виз, а также отлаживание логистики изменило ситуацию.

Упрощать процедуры для гостей из Китая нужно и дальше. Сейчас в безвизовых тургруппах должно быть не менее 5 и не более 50 человек, а поездка может длиться не более 15 дней.

«Уже есть предложение сократить количество туристов в таких группах до трех человек и создать возможность для более длительного пребывания», —Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ.

Кроме того, обслуживать путешественников из Китая могут только аккредитованные туроператоры. Таких компаний в России уже более 500, 110 из них в расположены в Москве, 98 — в Санкт-Петербурге.

Однако с мнением вице-президента РСТ по поводу упрощения процедуры для китайских путешественников согласны далеко не все представители турбизнеса. Некоторые из них, напротив, считают, что порядок допуска к безвизовому обмену нужно ужесточить. Как минимум ввести условие: туроператор должен работать на рынке не менее пяти лет.

Так, гендиректор «Тари Тур» Марина Левченко уверена, что это поможет сделать услуги для туристов из КНР более качественными.

Дело в том, что малоизвестные фирмы, которые контролируют сами китайцы, чтобы сэкономить, нанимают не профессиональных гидов, а обычных студентов, которые рассказывают туристам откровенные небылицы.

Экскурсоводы из Санкт-Петербурга собрали целый список таких перлов. К примеру, необразованные гиды утверждали, что все экспонаты Эрмитажа якобы украдены Россией, а Пушкин — негр, которого африканский король прислал Петру I, чтобы немного облегчить слишком сложный русский язык.

Жители Поднебесной требуют особых условий

Специалисты туротрасли подчеркивают, что к путешественникам из КНР нужен особый подход. Именно поэтому в России планируется внедрить государственный стандарт (ГОСТ) China Friendly.

«Мы сейчас большое внимание уделяем созданию комфортной среды для отдыха туристов из Китая, повышаем доступность безналичной оплаты товаров и услуг, в частности, стараемся поддерживать работы системы Union Pay», — уведомил директор департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития РФ Никита Кондратьев.

В некоторых российских регионах гостиницы уже проходят сертификацию на соответствие этому стандарту. Он предусматривает наличие информации на китайском языке, доступность оперативного перевода, профессиональную подготовку сотрудников, адаптацию услуг и продуктов и так далее.

У туристов из КНР более выраженный языковой барьер, чем у других иностранных гостей, и очень своеобразные вкусы и привычки в быту. Поэтому, к примеру, прилюдно рыгать и вытирать руки о скатерть — приемлемо в китайском обществе.

К такому готовы не все, поэтому некоторые гостиницы выделяют для китайских гостей отдельный блок или этаж, говорят представители одной из туроператорских компаний в беседе с «Лентой.ру».

Азиаты едут на Крайний Север ради удачного зачатия

География поездок китайских туристов по России постепенно расширяется. Если раньше китайцы стремились посетить три российских города — Москву, Санкт-Петербург и Сочи, то сейчас присматриваются и к другим маршрутам, говорит вице-президент РСТ Барзыкин.

Например, к так называемому Красному маршруту — культурно-познавательному восьмидневному туру с посещением "трех столиц России" и родины Ленина по маршруту Москва — Ульяновск — Казань — Санкт-Петербург. С удовольствием туристы из Китая посещают и Волгоград, говорит Барзыкин.

Туристы из КНР потянулись еще и на Крайний Север, а главной точкой притяжения для них стал Дальний Восток. В 2024 году поток путешественников из Китая в Приморье вырос вдвое, отмечал губернатор. ≈ 600 тыс. визитов было совершено из Китая в Приморье в 2024 году.

При этом структура китайского турпотока в Приморье изменилась. Если до начала пандемии в регион приезжали в основном жители северо-восточной части КНР, то сейчас Приморье все активнее посещают гости из экономически более развитых центральных и южных провинций азиатской страны.

На Российский Север жители Китая отправляются и ради одного необычного ритуала. Согласно местному поверью, ребенок, зачатый под северным сиянием, будет счастлив всю жизнь.

«Раньше путешественники из КНР ездили в Финляндию, а потом поняли, что Мурманск ближе и дешевле. Туризм в Заполярье вообще заслуживает того, чтобы его рекламировать. И не только потому, что там есть такое перспективное северное сияние», — заявила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

О том, что гости из Китая создали моду на посещение Мурманска из-за северного сияния, говорит и гендиректор «Тари Тур» Марина Левченко.

«Поэтому китайские туристы, даже туристы из Тайваня и Гонконга уже появляются, покупают тур Москва — Петербург — Мурманск и проводят там время, — отметила она. — На удивление, потянулись турецкие туристы. То есть спрос на Мурманск сейчас в самом топе».

Первые группы путешественников из КНР в этом году появились и на Соловецких островах.

Туристов из Китая привлекают российские фигуристки

Китайцы приезжают в Россию с самыми разнообразными целями. Их привлекают не только достопримечательности, исторические места и уникальная природа — они активно ищут новых впечатлений.

Губернатор Рязанской области Павел Малков в октябре рассказывал, что жители КНР приезжают туда, чтобы полюбоваться усадьбами и прыгнуть с парашютом. По его словам, туризм в регионе сейчас на серьезном подъеме, из-за чего местная инфраструктура иногда даже не справляется с наплывом гостей.

Гендиректор туроператора «Интурист» Александр Мусихин, в свою очередь, заявил, что жители восточноазиатской республики заинтересовались и разного рода интерактивами и мастер-классами.

«Особое внимание хочу обратить на событийный туризм, — добавил он. — Китайских туристов это тоже привлекает, особенно после зимней Олимпиады в Пекине. В частности, у наших фигуристок в Китае огромная армия поклонников».

Гости из КНР готовы приезжать на соревнования и показательные выступления с участием именитых российских спортсменок. И этим, указывает гендиректор «Интуриста», тоже можно пользоваться как элементом продвижения.

Сколько денег китайцы тратят в России?

Рвутся в Россию китайские путешественники и за качественным шопингом. В российских магазинах они скупают все — от золота до молока.

«Над нашим магазином располагается китайский ресторан, в который практически каждый день привозили экскурсионные группы из Китая, — рассказывает «Ленте.ру» сотрудница московского супермаркета Ирина. — После обеда они спускались к нам и скупали просто все, что видели на своем пути: десятки плиток шоколада и упаковок гречки, консервы, лапшу быстрого приготовления, соки, молочку... После них магазин выглядел так, будто по нему Мамай прошел. Зато выручку они делали нам знатную: за 20-30 минут мы зарабатывали около 100 тысяч рублей»

Директор ЦСР Юлия Максутова отметила, что гости из КНР тратят в России примерно 130 тысяч рублей за приезд. Среди туристов больше женщин в возрасте от 35 до 45 лет.

«Это в основном городские жители со средним или высоким уровнем дохода и высшим образованием, — пояснила эксперт. — В структуре трат китайских туристов преобладают шопинг и гостиницы».

«Орали, плевались и справляли нужду прямо во дворце»

Вместе с тем зачатие под северным сиянием — далеко не единственная странность, которую стоит ждать от гостей из Китая. Еще несколько лет назад они фактически атаковали Янтарную комнату в Царском Селе под Петербургом. Она стала для них настоящей туристической Меккой. А все дело в целебных, по представлению азиатов, свойствах янтаря.

Жители Поднебесной считают янтарь сакральным и используют в мистических целях. Считается, что он может помочь излишне эмоциональным людям очистить свою ауру и обрести спокойствие и гармонию.

Используют янтарь и в профилактических целях. Его перемалывают в порошок и пьют в качестве защиты от различных заболеваний и нервных расстройств.

Поэтому путешественники из КНР готовы были стоять в очереди пять часов, чтобы попасть в Екатерининский дворец и увидеть заветную Янтарную комнату.

«Вокруг все орали, громко кашляли, плевались, а иногда и вовсе прилюдно справляли нужду, — поделилась воспоминаниями с «Лентой.ру» российская туристка Кристина. — Хорошо еще, если на улице, иногда это действо разворачивалось прямо во дворце. В такие моменты становилось не по себе. Но, как я поняла, китайцы живут по принципу «что естественно, то не безобразно».

«Разница между богатыми и бедными китайцами колоссальная»

Однако ждут туристов из КНР с распростертыми объятьями далеко не все россияне. К примеру, капитан рыбацкого судна в Териберке надолго запомнит встречу с ними.

«От них мусора очень много, пакеты везде оставляют, шумят, громят все вокруг, — рассказал он в беседе с «Лентой.ру» — Причем разница между богатыми и бедными китайцами очень большая, колоссальная. Богатые приезжают и ведут себя очень осторожно, спрашивают разрешения на все, воспитанные такие, цивилизованные. А бедные залетают на корабль -- и после них тут как после взрыва». «А еще кучу оберток от мороженого оставляют, — посетовал капитан. — Они ж никогда мороженого нормального не ели. Вот для них наше мороженое — это шок! Очень его любят. А еще хлеб! И русскую водку любят. И сигареты. Поэтому в магазинах у них стандартный набор — мороженое, водка, сигареты. Не видел, чтобы они что-то еще покупали».