В Кузбассе будут развивать автомобильный туризм

В Кузбассе утвердили программу развития автомобильного туризма до 2035 года. Она предусматривает увеличение в 2,22 раза турпотока (до 2392 поездок) и протяженности снегоходных трасс (до 1375 километров), количества национальных автомобильных маршрутов с двух до семи, а глэмпинговых стоянок для автотуристов - с четырех до пятнадцати.

В Кузбассе будут развивать автомобильный туризм
© Российская Газета

По мнению властей, автотуризм - перспективное направление, способное увеличить поток желающих совершить путешествие по Кузбассу и соседним регионам Сибири. Личного транспорта все больше (по данным ГИБДД, в 2023 году количество принадлежащих физлицам транспортных средств в Кемеровской области выросло на шестьдесят тысяч - до почти 1,2 миллиона), дороги строятся, люди ходят в отпуска, а значит и спрос на автопутешествия повышается. Кроме собственных машин, граждане отправляются в путь на автобусах и в автодомах, на мотоциклах, квадроциклах и снегоходах. Для того чтобы это направление развивалось комплексно, с обеспечением комфорта и безопасности туристов, да еще принося ощутимый экономический эффект, как раз и принята региональная программа.

В Кузбассе насчитывается почти 1,6 тысячи объектов культурного наследия, в том числе 826 федерального и 333 регионального значения. Каждый год проводятся всевозможные фестивали. Кроме горнолыжного курорта "Шерегеш", музея-заповедника "Томская писаница", "динозавровой" деревни Шестаково, в Кузбассе есть экокомплекс "Танай" и туркомплекс "Горная Саланга", старинный купеческий город Мариинск на севере и относительно молодой и очень красивый Междуреченск на юге, Шорский национальный парк и Поднебесные Зубья, дайв-курорт в поселке Темиртау и святой источник Иоанна Крестителя в Гурьевском муниципальном округе. Не говоря уже о достопримечательностях Новокузнецка и Кемерова.

В последние годы все больше туристов стремится побывать на производственных предприятиях. Очень популярны развивающие промышленный туризм угольные разрезы, металлургические и химические заводы. По официальным данным, в 2023 году турпоток в этом направлении достиг 25 тысяч человек. Как правило, группы туристов добираются до объектов своего интереса экскурсионными автобусами.

В регионе функционируют 250 туристических маршрутов. При этом у двух из них - "Кузбасс в сердце" и "Горная Шория. К детям тайги" - статус национальных (в стране таких чуть более пятидесяти), то есть они служат индикаторами выполнения нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства". Оба нацтура - автобусные. А всего операторы внутреннего туризма предлагают десять маршрутов по Кузбассу, связанных именно с этим видом транспорта. Есть и межрегиональные: "Шория плюс Алтай", "Путешествие в сердце Сибири" (Томск - Кемерово - Новокузнецк), "Места силы Сибири" (Кузбасс и Хакасия).

Что сдерживает развитие сибирских автобусных туров? В числе прочего - низкое качество дорог, устаревший автопарк, высокие цены на горючее и нехватка АЗС. Путешествующие на автомобилях также сетуют на недостаточное количество СТО и автомоек, санитарных зон, пунктов общепита, мотелей и медпунктов. А вот отсутствие инфраструктуры для караванинга сводит к минимуму (до пяти процентов) использование туристами автодомов и автоприцепов. В программе развития автотуризма значатся лишь четыре на всю область официальных стоянки - в Мариинском, Кемеровском, Таштагольском и Чебулинском муниципальных округах. Но лишь одна из них полноценная. Нуждаются в дополнительной инфраструктуре и снегоходные маршруты.

Но, пожалуй, качество дорог - самое главное. Доля федеральных трасс, проходящих через Кузбасс и отвечающих нормативным требованиям, - чуть более 79 процентов, местных - 76,8 процента, а региональных и межмуниципальных - 55,8 процента. При этом автодорог, у которых четыре и больше полос движения, всего лишь 3,6 процента. И невозможно пока проехать по Кузбассу с севера на юг по четырехполосной магистрали с ограждениями, разделяющими встречные потоки машин.

Какие еще камни преткновения встречают на пути любители автопутешествий по Кемеровской области, можно рассмотреть на примере того же Мариинска. Среди самых основных - отсутствие удобных современных парковок у объектов туристского интереса, включая самобытные городские музеи, дефицит пунктов общепита и коллективных средств размещения (особенно он ощущается во время фестивалей "День сибирского купечества" и "Динотерра"), а также не отвечающая запросам сфера услуг.

Программа развития автотуризма на ближайшие десять лет включает целый комплекс мероприятий. От разработки системы единой классификации автомобильных маршрутов, субсидирования строительства модульных некапитальных средств размещения, оказания господдержки субъектам МСП и привлечения частных инвестиций до установки знаков туристской навигации вдоль дорог, проведения событийных мероприятий для автотуристов и увеличения числа национальных туристических маршрутов. Гостиничные комплексы в якорных турзонах, стоянки для караванинга тоже будут строить, как и дороги - в том числе трассу из Хакасии до Шерегеша на Горный Алтай.

Тем временем

Туристический налог вводится с 1 января 2025 года в восьми муниципальных образованиях Кузбасса. Это Кемеровский и Новокузнецкий городские, Кемеровский, Новокузнецкий, Прокопьевский и Промышленновский муниципальные округа, а также город-курорт Шерегеш и Каларское поселение. Выбор объясняется тем, что в этих местах сосредоточено максимальное количество коллективных средств размещения туристов, что увеличивает нагрузку на инфраструктуру. Каждый муниципалитет будет самостоятельно решать, в каких целях использовать доход от нового налога.