Развитие территорий Южного Урала стимулирует рост туристического потока
С начала года число побывавших на Южном Урале туристов выросло на восемь процентов, преодолев рубеж в один миллион человек. До девяти миллиардов рублей увеличились доходы санаториев, отелей, гостиниц и кемпингов - они выросли сразу на 22 процента.
О том, чем регион привлекает гостей и как развивается несвойственный ему ранее сервис, мы поговорили с руководителем Центра проектного развития территорий и туризма Челябинской области Максимом Мельниковым.
Максим Мельников: Действительно, еще не так давно о нас знали как о центре машиностроения и металлургии, регионе с высокой антропогенной нагрузкой и не воспринимали как объект туристического интереса. Вот этот фокус восприятия мы в последние годы и стараемся изменить. Ведь есть для этого все необходимое: национальные парки, горнолыжные курорты, культурные центры, музеи и театры. Важно сделать их более узнаваемыми, обеспечить качественный переход от стихийного туризма к цивилизованному. А это, в свою очередь, требует вложений в организацию, обустройство маршрутов и обновление всей туристической инфраструктуры.
Для решения этой задачи мы по поручению губернатора разработали комплексные мастер-планы по стратегическому развитию территорий. Первые опорные точки - бассейн реки Ай с комплексом ГЭС "Пороги", музей-заповедник Аркаим, южноуральская жемчужина - озеро Тургояк. Организованный отдых позволит перераспределить туристические потоки и снизить антропогенную нагрузку на уникальные природные территории. Для самих туристов это прежде всего вопросы комфорта и безопасности.
Российская Газета: Какие инструменты для этого используете?
ММ: Практически весь спектр мер государственной поддержки. Привлекаем федеральные средства: есть программа льготного субсидирования процентных ставок при строительстве гостиниц емкостью от 120 номеров. Она же предусматривает возможность получения льготных кредитов на обновление туристической инфраструктуры и оборудования, например строительство канатных дорог. А если говорить о малом бизнесе, используем программу выделения субсидий на возведение модульных некапитальных строений, поддерживаем общественные инициативы, связанные с закупкой необходимого оборудования для пляжей, проведением крупных событийных и спортивных мероприятий, которые тоже являются мощной точкой притяжения. В рамках этой работы продолжается обустройство территории многофункционального гостиничного комплекса "Vert" на озере Увильды, ГЛЦ "Солнечная долина" и в других точках туристического притяжения региона. В рамках мастер-плана по развитию территории реки Ай в этом году в поселке Межевом возведен визит-центр "Луна". В скором времени в нем появятся кафе, пункт проката оборудования для сплавов, сувенирные магазины - все, что необходимо для качественного и интересного отдыха. Кроме этого, на территории Аркаима также готовится к открытию новый туристический лагерь для комфортного пребывания туристов. Здесь ведутся работы по возведению модульного отеля с гостевыми домами, оборудованными всем необходимым. В самых ближайших планах - запуск визит-центра, как и на реке Ай.
Растет популярность наших национальных парков. Сегодня мы входим в топ-10 российских регионов по их посещению. За последние годы там серьезно подтянулась инфраструктура, строятся смотровые площадки, открываются новые тропы, путешествие становится более безопасным, информативным и интересным для людей с самыми разными запросами и возможностями. Активно создаем инструменты для развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ). К примеру, разработали мастер-план развития крупнейшего в России Донгузловского природного заповедника, основное назначение которого - сохранение уникальных краснокнижных водоплавающих птиц. Созданы методические рекомендации для региональных ООПТ.
Продвигаем турпродукты на профессиональных отраслевых, федеральных и межрегиональных мероприятиях в сфере туризма, размещаем информацию о нашем потенциале в других субъектах РФ. Сформировали для этого два мобильных информационных центра, которые активно перемещаются по территории Большого Урала и за его пределами.
С учетом того что положительный тренд есть, число туристов растет, регион должен наращивать возможности для их приема. С другой стороны, это цепная реакция - обновленные территории привлекают больше внимания и тем самым увеличивают поток гостей. Ключевая задача - создать якорные проекты, от которых пойдет дальнейшее наращивание туристического потенциала.
РГ: Для этого и нужны мастер-планы?
ММ: Они позволяют объединить все заинтересованные в развитии туризма стороны - региональные и муниципальные власти, институты развития, экспертов, местное сообщество и бизнес. Потому что прежде всего необходимо достичь баланса интересов всех сторон. Вторая задача - создать условия для круглогодичного привлечения туристов, включив в программы визитов термальные и горнолыжные курорты, экскурсии по историческим памятникам и промышленный туризм, в развитии которого наш регион признан одним из лидеров страны.
Новая сфера туризма выполняет очень много задач - это и профориентация молодежи, и бизнес-обмен, и демонстрация промышленного потенциала, позволяющая предприятиям расширять партнерские программы и выстраивать новые цепочки кооперации. А в широком смысле демонстрирует, как меняется промышленный регион и как современные технологические процессы снижают воздействие на окружающую среду.
Кроме того, у нас очень много индустриального наследия времен освоения Урала. Это сотни знаковых объектов так называемой горно-заводской цивилизации. И мы пытаемся использовать этот эксклюзивный исторический материал. То есть стараемся добиться синергетического эффекта, использовав его, как конкурентное преимущество.
Кстати, в этом году запущена программа аттестации экскурсоводов и готовится аттестация гидов-проводников. Для перехода к системному развитию туризма мы должны быть уверены в качестве и безопасности продукта, который предоставляется экскурсоводами на нашей территории.
РГ: Максим Сергеевич, можете ли нарисовать портрет туриста: кто к нам едет и какие локации выбирает?
ММ: Практики развития туризма в целом по стране сегодня одинаковы. Порядка 60 процентов всего туристического обмена приходится на соседние регионы. Для нас это субъекты Большого Урала, включая Пермский край и Башкирию. И мы активно с ними сотрудничаем, обсуждаем создание межрегиональных турпродуктов, которые одновременно охватывали бы несколько территорий. От себя предлагаем наш эксклюзивный туристический маршрут "Челябинск: к нам прилетают даже метеориты", в программу которого включили Миасс с его историей "золотой лихорадки", озеро Тургояк и мистический остров Веры, Златоуст с его оружейными мастерами и гравюрой на стали, обязательно национальный парк Таганай, Сатку и Челябинск.
В начале октября у нас побывали 33 туроператора из разных регионов России и Белоруссии. Они поставили оценку 4,95 из пяти возможных региону в целом и его первому национальному маршруту. А самые высокие оценки получили нацпарк Таганай с его визит-центром, Златоуст и Сатка. Хочу отметить работу коллег, которые привезли из информационного тура по Тюмени интересные идеи и прямо "с колес" внедрили их у нас. Особенно понравились гостям мастер-классы по художественным промыслам и дегустация уральской кухни с рассказом об истории предлагаемых блюд.
Когда мы спросили гостей о впечатлениях от Челябинской области, то не услышали ни одного набившего оскомину штампа о заводских трубах, ухабистых дорогах и суровых людях. Туроператоров восхитила потрясающая природа, гостеприимство и комфорт. Причем это видят не только наши соседи, но и туристы издалека. В этом году, например, увеличилось количество авиаперелетов из Москвы на наши горнолыжные курорты. В отличие от прошлого года, у нас количество дней пребывания в новогодние каникулы выросло в два раза - с пяти до десяти дней.
Что касается портрета, то наиболее сильно сегодня представлен молодежный и семейный туризм. Недавно подсчитали, что в среднем турист пребывает на территории региона четверо суток и тратит не менее девяти тысяч рублей в день. Это один из лучших показателей по УрФО.
С другой стороны, президентом поставлена амбициозная задача увеличить долю туризма в ВВП до пяти процентов. Общероссийский показатель сейчас на уровне 2,6 процента. У нас доля туризма в валовом региональном продукте пока 2,3 процента. Так что есть еще куда расти и к чему стремиться.