Северные реки, дымящиеся вулканы и горные вершины: в каких походах побывали московские школьники и студенты
Эти ребята, члены столичных туристско-спортивных клубов, с детства на ты с дикой природой. Каждый год они взбираются на горные вершины, сплавляются через крутые речные пороги, устанавливают палатки на ледниках. За лето и осень 2024 года больше 13 тысяч учащихся московских школ и студентов колледжей побывали почти в 300 походах.
О том, зачем детям такие приключения, как пройти сквозь облако на Казбеке, доплыть на коленях до Белого моря и договориться с камчатским медведем, — в материале mos.ru.
От Подмосковья до Тянь-Шаня
В столичных туристско-краеведческих кружках и клубах занимаются более 79 тысяч ребят от восьми до 18 лет. Так, они участвуют в проекте «Маршрут построен»: посещают одноименный форум и цикл лекций «Клуб путешественников». А еще ребята защищают работы в рамках программы «По пути великих открытий» и несколько раз в год отправляются в походы под руководством опытных тренеров и мастеров спорта.
Начинающие искатели приключений исследуют подмосковные леса и реки. А тот, кто не раз бывал в экспедиции, пробует потягаться с природной стихией в Прибайкалье, Горном Алтае, на Ладожском озере, в Центральном Тянь-Шане. Допуском туристских групп на маршруты занимается маршрутно-квалификационная комиссия Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма.
«Все спортивные туристские маршруты имеют категорию или степень сложности. По итогам успешного участия в соревнованиях после маршрута первой категории сложности может быть присвоен третий спортивный разряд, а после маршрута третьей категории — первый разряд. Четвертая, максимально доступная для старших школьников категория позволяет претендовать на звание кандидата в мастера спорта. Более сложные и рискованные маршруты пятой и шестой категории ходят только взрослые опытные спортсмены», — объясняет руководитель туристского клуба «Смена» Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма Сергей Устинов.
Многие экспедиции проходят в рамках московского первенства по туризму — старейшего туристско-краеведческого соревнования (в этом году ему исполнилось 78 лет). В таких случаях участники не просто преодолевают препятствия, а еще и проводят географические и геологические исследования, по итогам пишут отчеты. Победители попадают в состав сборной команды Москвы.
«Подобные походы учат ребят справляться практически с любой проблемой, помогают осознать: если ты начал путь к цели, она достижима и реальна. Кроме того, школьники приобретают навыки работы в команде», — рассуждает руководитель туристского клуба «Солнечный ветер» Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма Сергей Карпушин.
Казбек: ледники, ветра и горная болезнь
В последнюю неделю августа девять ребят в возрасте от 16 до 18 лет из турклуба «Солнечный ветер» отправились покорять гору Казбек на границе России и Грузии. Путь начался во Владикавказе.
«Нам предстояло подняться на высоту 5054 метра. В отличие от Эльбруса, куда мы ходили в прошлый раз, здесь не было никаких турбаз, приютов, кафе, подъемников, ратраков», — вспоминает Сергей Карпушин.
Чтобы набор высоты не «ударил по голове», как говорит собеседник mos.ru, ребята в день поднимались примерно на 1500 метров и через каждые 40 минут устраивали короткие привалы. Но и это оказалось испытанием.
«Восхождение на Казбек вызвало у меня смешанные чувства. С одной стороны, красота гор и радость общения с друзьями, с другой — тяжелая работа, физическая и психологическая. Ты должен идти только вверх, назад дороги нет, за спиной — 20-килограммовый рюкзак, в котором ледорубы, кошки (металлические приспособления для обуви для передвижения по льду. — Прим.ред.), карабины и одежда, от шорт до пуховика, ведь внизу — южная жара, а наверху — мороз», — рассказывает участник экспедиции 17-летний студент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Андрей Чавкин.
Он покоряет горы с 10 лет, тем не менее каждый поход для него как первый: никогда не знаешь, что произойдет. Так, на второй день восхождения предстояло пройти через горную реку по висячему мосту, а затем, надев кошки и каски, натянув веревочные перила, преодолеть крутой ледник. Шли спина в спину до следующего перевала, связанные друг с другом: если кто-то поскользнется и упадет, остальные его удержат. «Ночь выдалась бессонной: сверкали молнии, порывистый ветер шатал палатку из стороны в сторону. Я лежал, прижавшись к товарищам, и думал, что сейчас нас снесет с горы вместе палаткой», — делится юноша.
Ночью следующего дня они планировали достичь пика, но непогода не утихала, пришлось переждать. В три часа ночи руководитель скомандовал: подъем! Сейчас или никогда. «В горах лучше передвигаться ночью с фонарем: именно в это время суток погода относительно устойчивая», — объясняет Сергей Карпушин.
Преодолев отметку 4300 метров, группа попала в облако. Белая пелена полностью окутала гору. Шли по спутниковой GPS (обязательная мера безопасности в горах) и следам впереди идущих групп. Из-за нехватки кислорода началась высотная, или горная, болезнь — у некоторых ребят закружилась голова, стало трудно дышать. На высоте 4600 метров, когда идти вслепую второй час становилось уже крайне тяжело, перед ними наконец-то открылся финальный подъем на гору и выглянуло солнце! Казбек принял туристов.
Кольский полуостров: пороги, «бочки» и стремена
В первых числах июля шестеро старшеклассников и студентов колледжей из турклуба «Смена» отправились в поход третьей категории сложности на Кольский полуостров. Путешествие продлилось 20 дней. Сначала ребята неделю побродили по горам Хибин для знакомства с местностью, вымокли под проливным дождем. Это была как бы проверка на прочность самой природой перед основной, водной частью путешествия.
«Мы прошли 121 километр по реке Умбе до Белого моря. Уровень воды оказался выше, чем мы ожидали, что осложнило маршрут. По пути мы преодолели десятка два порогов», — вспоминает руководитель Сергей Устинов.
Перед спуском на реку участники похода накачали воздухом с помощью ручных насосов два катамарана. На колени надели стремена — петли, которые крепятся к судну. Если катамаран вдруг перевернется, гребцы вынут ноги из этих стремян и смогут выплыть. «Гребли всю дорогу, стоя на коленях. На ребятах были гидрокостюмы или брюки и куртки из легкой брызгозащитной ткани. На ногах — неопреновые носки, на руках — перчатки, чтобы не натереть мозоли. Первым всегда шло судно, в экипаже которого был один из руководителей, а следом, в строгом порядке и на установленном расстоянии, остальные суда. На разных участках реки эти действия отличаются, это и есть походная тактика, которой мы учим ребят. Каждый час делали остановку на 10 минут. К ночи причаливали и разбивали палаточный лагерь. Там, где запрещено разведение костров, еду готовили на газовых горелках», — рассказывает заместитель руководителя экспедиции Инна Божева.
Перед порогами команда с берега осматривала предстоящее препятствие и принимала решение, как его преодолеть.
«Во многие пороги на нашем маршруте надо было заходить носом, иначе вода отбросит судно. Главная опасность в том, что внутри обычно находится “бочка” — слив, который бьется о дно и заворачивается обратно. Перед сплавом важно изучить, есть ли на линии движения какие-то малозаметные камни, зацепившись за которые можно серьезно повредить катамаран. Это такой адреналин!» — делится 17-летняя школьница, участница экспедиции Стася Павловская.
Девушка три года занимается в «Смене», а до этого родители с раннего детства брали ее в походы.
А Максим Аристархов участвует в походах 10 лет, сейчас ему 18. «Теперь, когда я совершеннолетний, могу руководить походами. Летом планирую возглавить сплав, возможно на реке Осетр», — говорит молодой человек.
Камчатка: кратеры вулканов и медведи
В конце июля 12 старшеклассников из туристско-спортивного клуба «Вершина» Зеленоградского дворца творчества детей и молодежи прибыли из Петропавловска-Камчатского в природный парк «Ключевской». Оттуда стартовал 18-дневный поход четвертой категории сложности.
«Прилетев на Камчатку, мы узнали, что началось извержение вулкана Безымянного. Оно было кратковременным, но все же все вокруг покрылось пеплом, а в одну из ночей нам даже удалось увидеть вдали лавовые потоки. Вулкан выбрасывал пепел на протяжении всего похода, но уже незначительно, и мы продолжили маршрут. На одежду вместе с росой оседал пепел, она становилась грязной, но мы приспособились, и после высыхания легко его отряхивали. На Камчатке не везде есть чистые источники воды, пригодные для питья. Но мы находили возможности, к примеру топили снег и использовали дождевую воду. Так, в начале маршрута нам пришлось идти 40 километров с тремя литрами воды на человека», — рассказывает руководитель туристско-спортивного клуба «Вершина» Зеленоградского дворца творчества детей и молодежи Андрей Жаров.
Первым вулканом, на который поднялась группа, был вулкан Острый Толбачик
высотой 3682 метра. Затем ребята взошли еще на два: Овальную Зимину (3080 метров) и Ушковский (3950 метров). Лагерь они разбивали у подножий: в конце дня спускались, ночевали, а утром двигались дальше.
В лесной зоне участники экспедиции постоянно дули в свистки, чтобы отпугнуть медведей. С собой взяли гудки-ревуны (газовые баллончики, издающие звуки, похожие на сигнал автомобиля) и фальшфейеры — трубки, выпускающие огонь и дым. Но звери, привыкшие к извержениям, не испугались, и один из них вышел прямо навстречу группе. «Мы сразу скучились. Медвежонок убежал. Впрочем, мне страшнее было на ледниках», — вспоминает участник похода одиннадцатиклассник Николай Карамышев, турист с семилетним стажем. А 17-летняя Дарья Макрушина испытала самый волнительный момент, когда заглянула в кратер.
«Такие экспедиции формируют выносливость и умение замечать красоту природу, школьник становится ее частью и учится понимать ее законы», — резюмирует Андрей Жаров.
Более 32 тысяч юных москвичей написали Антарктический диктантМосковские школьники и студенты колледжей впервые отправятся в экспедицию в АнтарктидуРыцари спорта: как в школе фехтования «Буревестник» готовят олимпийцев36 спортивных объектов построят в столице до конца 2027 года