Теперь сделано в России. Как курорты Северного Кавказа перешли на отечественные канатки
Первую маятниковую канатную дорогу в СССР построили в грузинском городе Чиатура. А первая в стране канатно-кресельная дорога заработала в 1963 году на горе Чегет рядом с Эльбрусом в Кабардино-Балкарии.
Канатные дороги разных типов в СССР активно строили в 1970-е, многие из них до сих пор популярны у туристов. Например, открытая в 1971 году в Пятигорске, на горе Машук. Но в 1990-х производство канатных дорог в стране полностью остановилось.
Российские канатки
Канатная дорога состоит из более чем 15 тысяч деталей. Это сложное и ответственное производство, которое в России возрождается. В 2024 году московские специалисты разрабатывают конструкторскую документацию и проводят реинжиниринг, чтобы все комплектующие со временем были отечественными.
На предприятии «Руслет» изготавливают не только новые канатные дороги, но и запчасти к европейскому оборудованию. В сентябре 2024 года на курорте «Эльбрус» прошла инспекция, специалисты проверили и заменили некоторые механизмы. Запасные детали курорту поставила российская компания. В разработке участвовали специалисты Кавказ.РФ.
Аналоги европейского оборудования по значительно меньшей стоимости есть в Китае. Но, по мнению генерального директора компании «Руслет» Дмитрия Сидоровича, стандарты в стране значительно ниже европейских и российских.
Свой флагманский проект, канатную дорогу через Москва-реку на Воробьевых горах, «Руслет» строил со швейцарским партнером Bartholet. Тогда само предприятие было совместным бизнесом, а после начала СВО работать с зарубежными партнерами стало невозможно.
«Перед нами встал выбор: сворачивание бизнеса или 100%-ная локализация. Мы пошли по второму пути», — говорит Дмитрий Сидорович.
Стройка на Кавказе
В 2024 году на Северном Кавказе активно строят два курорта с горнолыжными комплексами — «Ведучи» и «Мамисон». Горячая пора большой стройки в Чечне и Северной Осетии выпала на период санкций и срыва контрактов с зарубежными поставщиками.
Как рассказал заместитель генерального директора Кавказ.РФ Хиса Беккаев, с 2022 года корпорация сотрудничает с российским производителем, который уже поставил канатные дороги на новые курорты и изготавливает еще. Потребность у Кавказа большая. К примеру, к 2026 году нужно установить четыре пассажирские подвесные канатные дороги с восьмиместными кабинками.
На курорте «Ведучи» в Чечне пока работает только одна канатная дорога, это кресельная VL-8 на южном склоне, с которой пассажирам открываются красивые виды на окрестности. На северном склоне курорта строят еще четыре пассажирских подвесных канатных дороги. Одна из них, типа 3S, пройдет над ущельем. В Северной Осетии, на курорте «Мамисон», в 2024 году монтируют две канатные дороги, обе производства российской компании «Руслет».
Импортозамещение коснулось не только канатных дорог. На горнолыжных курортах активно работают ратраки (снегоуплотнительные машины), для обслуживания которых нужны запчасти. Корпорация Кавказ.РФ закупает их у самарской компании «Скадо сервис».
Еще один пример импортозамещения — создание системы искусственного снегообразования. Здесь на помощь курортам «Эльбрус», «Ведучи» и «Мамисон» приходит липецкая трубная компания «Свободный сокол».
«На „Эльбрусе“ появился первый бульдозер, произведенный в Челябинске, который сегодня задействован в подготовке горнолыжных трасс. Снегоходы, к примеру, закупаем в Рыбинске у „Русской механики“. Это машины, которые можно эксплуатировать в высокогорье, и они сохраняют все свои эксплуатационные качества», — говорит Хиса Беккаев.
При этом на горнолыжных курортах Северного Кавказа продолжают использовать импортную технику. Запчасти для таких машин получают не так быстро, как раньше, заказывают заранее по условиям параллельного импорта.
Запросы растут
Спрос на канатные дороги в России растет, и «Руслет» расширяется. Действующих линий в Москве не хватает. Весной 2025 года в Тверской области, в особой экономической зоне «Эммаусс», запустят первую очередь нового завода полного цикла. На площадке в 28 тысяч квадратных метров должно заработать первое производство на 100% российской канатной дороги.
До 2030 года курортам Северного Кавказа необходимо 19 новых пассажирских канатных дорог, из них 10 — для объектов института развития Кавказ.РФ. Ратраков курортам СКФО понадобится около 35−40, из них девять машин — для горнолыжных комплексов под управлением корпорации. Отечественные поставщики говорят, что к заказам готовы и справятся.