Мелодии степей: почему стоит посетить мемориальный комплекс «Коркыт ата» в Казахстане?
В бескрайних степях Кызылординской области возвышается уникальный памятник зодчества – Мемориальный комплекс «Коркыт ата». Эта туристическая точка – окно в духовный мир кочевников, которое стоит открыть каждому, кто ищет новых впечатлений и вдохновения. Здесь можно услышать завораживающие звуки кобыза, почувствовать дыхание истории и прикоснуться к легендам, оживающим в каждой детали уникального сооружения.
Имя Коркыт ата буквально переводится как «страх» или «напугай». Он был не только философом, мыслителем, сказителем, создателем музыкального инструмента кобыз, но также оракулом, который умел предсказывать будущее людям. В народной памяти он запомнился как символ стремления человека победить смерть. Считается, что Коркыт родился и вырос на берегу самой длинной реки Центральной Азии Сырдарьи в VII-VIII веках. Был он из рода Кайыспас племени огуз. Отца его звали Каракожа. Мать была из племени кыпчак. Композитор оставил свой след в истории не только через устные предания, но и через «Книгу Коркыт ата», где он изображен как жырау, философ и вождь. Коркыт стал героем множества мифов и вдохновил поколения тюркских народов. Наследие Коркыта включено в список нематериального наследия ЮНЕСКО от имени Казахстана, Азербайджана и Турции.
Мемориальный комплекс был возведен в 1980 году. Центром композиции являются четыре стелы, устремленные в небо, каждая из которых достигает в высоту 12 метров и ориентирована по сторонам света. Их форма напоминает кулпытас (традиционный надгробный камень) и струны кобыза – символа музыкального наследия. До наших дней дошло более 10 музыкальных произведений и кюев. Особое внимание в этом месте привлекает орган из 40 металлических труб, встроенный в центральную часть стел. При ветре они издают звуки, напоминающие мелодии кобыза, создавая мистическую атмосферу, будто сама природа отдает дань уважения великому музыканту.
Нередко туристы стремятся посетить мемориал, чтобы ощутить его духовную атмосферу и зарядиться положительной энергией. В 2014 году в комплексе проведена полная реконструкция, были построены новые здания музея, администрации, а при строительстве использованы кордайский гранит, брусчатка, природные камни, травертин. Также напротив мемориала для путешественников есть придорожный центр, где можно перекусить, отдохнуть, а также остаться на ночь.
Днем сотрудники музея проводят экскурсии, рассказывая о жизни и творчестве казахского кюйшы, организуют культурные мероприятия, выставки и научные конференции, привлекая внимание к богатому духовному наследию региона.
«С высоты птичьего полета наш комплекс имеет очертания кобыза. Два здания – музей и администрация – это два ушка, то есть регуляторы струны. Лестница – струны, памятник «Кошкар» служит специальной косточкой, которая приподнимает струны, а арка символизирует смычок кобыза. И дальше идет завершающий корпус кобыза. А вот перед вами скульптура «Кошкар». В древнеарийской и казахской мифологии является символом небесной удачи и защиты от злых сил. Поэтому формы всей скульптуры носят сложный характер, сочетающий образ кошкара и сакского грифона: голова грифона, крылья на спине, ноги, как у сфинкса. В данном образе воплотились все традиции священного оберега кочевников. Изображения священного кошкара были найдены на Орхон-Енисейских каменных петроглифах, на шапке Иссыкского Золотого воина, на короне тюркского кагана Кюль Тегина, на гербе Джучи хана, на древних монетах, на могилах и святилищах Монголии и т.д. В этом символе присутствует птица Самрук с головой орла и крыльями, с небесным космическим Бараном», – рассказывает научный сотрудник мемориального музея Коркыт ата Айгуль Бермаханова.
Важной частью комплекса является амфитеатр, где проводятся культурные и музыкальные мероприятия, включая международный фестиваль «Коркыт и музыка Великой степи». Уникальная акустика амфитеатра позволяет выступающим обходиться без микрофонов, создавая ощущение близости к прошлому, когда звуки кобыза объединяли людей.
Пирамида желаний – еще одно необычное строение. Если спуститься туда с чистыми помыслами и светлыми пожеланиями и загадать там желание, то оно может исполниться. Могила Коркыт ата находится на расстоянии 1,5-2 км.
Музей на территории комплекса знакомит посетителей с историей и легендами о Коркыте. Здесь можно увидеть редкие фотографии могилы Коркыта конца XIX века, сделанные востоковедом Абубакиром Диваевым, а также услышать рассказы о 40 девушках, вышедших в поисках великого музыканта.
«В 1898 году востоковед Абубакир Диваев, проезжая из Ташкента в Казалинск, посещает могилу Коркыта. Ее он находит в очень плачевном состоянии и просит сопровождавшего его помощника губернатора Казалинского уезда подполковника Арзамасова (тот был фотолюбителем) сделать две фотографии. Одна была сделана с берега, вторая – со льда реки. Одну из них вы сможете увидеть в музее», – говорит Айгуль Бермаханова.
Здесь же находится самый крупный национальный казахский инструмент кобыз. В музее представлена увеличенная версия, он называется «наркобыз». Существуют также такие разновидности, как детский кобыз, а также кобыз с зеркалом.
«Традиционный инструмент вырезается из цельного куска дерева, так как казахи издревле верили, что только цельная древесина сохраняет живую, поющую душу дерева, которая будет звучать в инструменте. Струны кобыза изготавливаются из нескольких десятков нескрученных конских волос. Они создают уникальный густой и пронзительный звук. Считается, что звуки, издаваемые национальным инструментом, – это голос души самого Коркыта, воплощающий его мысли и переживания. Легенда гласит, что, когда Коркыт играл на кобызе, даже природа замирала, а смерть отступала», – объясняет Айгуль Бермаханова.
По другой легенде, звук кобыза способен исцелять боль и страх. Считалось, что, когда человек играет на кобызе, его музыка защищает от злых духов, наполняя пространство гармонией. Поэтому кобыз использовался шаманами (баксы) в обрядах очищения и исцеления.
Кобыз также считался сильным оберегом. Согласно древним поверьям, его звуки могут отгонять злых духов и защищать от сглаза. В легендах говорится, что воины, отправлявшиеся в бой, брали с собой кобыз, чтобы его мелодии придавали им силу и оберегали от опасности. Он также мог передавать сообщения между мирами: его звуки связывали мир живых с миром предков. Поэтому кобыз использовали в ритуалах, чтобы попросить благословения или получить ответы на важные вопросы.
Есть еще одна народная легенда. Из местечка Арка в Центральном Казахстане отправились 40 девушек в поисках Коркыта. Они стремились увидеть великого музыканта, услышать его игру на кобызе и сам инструмент. Однако 39 девушек так и не добрались до цели. Только сороковая смогла достичь возвышенности, где находился Коркыт. Она увидела его, услышала звуки кобыза, но от сильных эмоций скончалась на этом же месте. Позже в честь нее был возведен памятник, известный как памятник хромой девушке, который находится недалеко от мемориального комплекса.
Автор текста: Алина Имамбаева
Фото предоставлено Мемориальным музеем «Коркыт ата»