В России предлагается построить 2,5 тысячи авиадеревень

В России предлагается создать сеть авиадеревень - со взлетными полосами и ангарами для маленьких самолетов. Жители смогут держать здесь свои воздушные суда или пользоваться ими вскладчину.

В России предлагается построить 2,5 тысячи авиадеревень
© Российская Газета

Авиадеревня - это, если упростить, коттеджный поселок с инфраструктурой для малой авиации, рассказал автор проекта сети авиадеревень "Свобода" Виктор Клыша на Международном жилищном конгрессе. Помимо взлетно-посадочной полосы и ангаров для самолетов здесь предполагается построить жилые дома, обязательно должны быть ресторан, отель и бизнес-патио. Если создать в стране сеть из 2,5 тыс. авиадеревень (через каждые 250-500 км), это положительно повлияет на развитие и бизнеса, и туризма, и малых населенных пунктов, около которых они будут находиться, считает Клыша.

Если сейчас доехать условно из Воронежа во Псков сложно и долго, то при существовании авиадеревень это можно будет сделать за пару часов, поясняет автор идеи, занимавшийся ранее загородным строительством. Бизнесмены смогут оперативно решать деловые вопросы. Туристы - путешествовать по стране "короткими перебежками": переночевать в отеле одной деревни (которая вполне может быть в месте с красивой природой, но вдалеке от автомобильных или железных дорог), перелететь в следующую - и так далее. Местные жители получат транспортное сообщение с крупными городами и новые рабочие места. Со временем в эти поселки переместится вся элита, уверен Клыша.

"Есть, к примеру, малый город где-то на берегу Оки или Печоры, - рассуждает он. - Сегодня туда не доедешь, он не развивается. Но если там будет своя авиадеревня, и туда можно будет легко летать, то, поверьте мне, те, кто уехал оттуда, захотят покупать там себе дома, апартаменты, чтобы прилетать к родственникам. Они где-то заработали деньги, и дальше деньги пойдут обратно на их родину".

При этом речь не идет исключительно об олигархах. Предполагается, что жители авиадеревни смогут пользоваться самолетом вскладчину: вложившись в его покупку (ориентировочно, потратив на это не 150, а 5 млн рублей), получат право летать, допустим, в течение двух недель в год - самостоятельно или с профессиональным пилотом. Это будет стоить не больше, чем покупка и обслуживание дорогого автомобиля, заверяет автор идеи.

Проект создания сети авиадеревень вошел в сотню лучших из 23,5 тысяч на форуме "Сильные идеи для нового времени"-2023. Агентство стратегических инициатив и фонд "Росконгресс" порекомендовали поддерживать автора в реализации идеи.

Сейчас, по словам Виктора Клыша, создается рабочая группа, куда должны войти представители Минстроя и Росавиации, которая доработает типовой проект авиадеревни - чтобы к нему не было претензий с точки зрения строительных или авиационных норм. Первую деревню, где будет около полутора сотен жилых домов и апартаментов для туристов, предполагается построить в Калужской области. Позже этот образец можно будет тиражировать в регионах, считает Клыша.

Сейчас малая авиация в России - это, в основном, "покатушки", говорит он. Тогда как в других странах это очень развитая транспортная инфраструктура. К примеру, в России, по его данным, насчитывается 7,5 тыс. бортов малой авиации и 400 взлетно-посадочных полос (ВПП). В маленькой Великобритании, для сравнения, более 20 тыс. самолетов и 680 полос, а в США - более 211 тыс. бортов и 19,3 тыс. ВПП.

"Я ездил по всему миру, жил в разных странах, - рассказывает Клыша. - И вот ты сидишь где-то, и тебе говорят: "Слушай, полетели, крабов поедим в Майами!". Туда улетели, потом еще куда-то. В России мы летаем на аэробусах, но это в плане транспорта, как большой автобус. А малая авиация - это легковой автомобиль".

В пресс-службе Министерства транспорта на просьбу "Российской газеты" прокомментировать идею создания авиадеревень ответили: "подобные обращения в Минтранс России не поступали". Росавиация на запрос "РГ" не ответила.

Появление экономически обоснованных авиадеревень маловероятно, считает учредитель экспертного клуба "Загородный девелопмент" Валерий Лукинов. Собственный самолет может себе позволить только бизнесмен с высоким уровнем дохода, рассуждает он. А такие покупатели как место для отдыха или постоянного проживания предпочитают локации с отличными визуальными характеристиками (на горизонте лес, рядом вода) и с отсутствием шумов (не более 30-35 дБ ).

"Рядом с шоссе уровень шума - более 70 дБ, что является причиной отказа от покупки, - говорит Лукинов. - Шум самолета, издаваемый при взлете и посадке, может достигать 140 дБ".

Исследование Бернхарда Грейзера для центрального экологического управления Германии, отмечает он, показывает негативное влияние шума на здоровье человека: средний уровень звукового давления в ночное время, равный 55 децибелам, увеличивал риск сердечных приступов на 66 % у мужчин и на 139% у женщин. Поэтому, по мнению эксперта, бизнесмены охотнее приземлятся в обычном аэропорту и направятся в отель с высоким уровнем обслуживания, где есть инфраструктура для проведения мероприятий и переговоров. В эко-деревнях тоже высокие требования к экологии и шумовым загрязнениям.

Однако Виктор Клыша отмечает, что шум от посадки легкомоторного самолета совсем невелик. А жилые дома будут отделены от взлетной полосы рядом ангаров, которые станут защитой от рева двигателей.

Авиадеревни - это интересный формат загородного жилья, который объединяет в одном месте жилую инфраструктуру с возможностями для малой авиации, считает партнер NF Group Ольга Широкова. "Такие поселки действительно популярны в США, где малая авиация широко развита и часто используется для личных и деловых перемещений. В России такие проекты пока остаются очень нишевым продуктом", - говорит эксперт.

Главные факторы, ограничивающие развитие таких поселков в России, - сравнительно низкая популярность малой авиации, сложные регуляторные условия и высокие эксплуатационные расходы, говорит Широкова. В то же время этот формат может быть интересен, если проектировать его в живописных, но удаленных от городов локациях. Он способен привлечь энтузиастов авиации и людей, заинтересованных в независимом способе передвижения на значительные расстояния.

Для развития авиадеревень и авиатуризма необходимо реформирование всей сферы малой авиации, для чего нужна колоссальная государственная поддержка, считает эксперт-стратег по развитию городов и территорий, гендиректор градостроительного бюро "Мастер"с план" Юлия Зубарик. Сейчас малая авиация в России развита крайне неравномерно: наиболее широка сеть транспортных перевозок по воздуху на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Помимо туристических поездок есть сеть маршрутов, которые связывают труднодоступные населенные пункты с более крупными городами, но они всегда были дотационными.

Развитие авиатуризма в России имеет перспективы, но это требует длительных и масштабных вложений в отрасль, считает Зубарик. Во-первых, существует дефицит коммерческих пилотов: только два высших учебных заведения в стране готовят таких специалистов. Поэтому необходимо реформировать систему подготовки кадров. Во-вторых, серийное производство авиатехники и реконструкция существующей авиационной инфраструктуры займет годы из-за необходимости испытаний и многолетних проверок для поддержания безопасности авиаперевозок. Еще один вызов в развитии легкомоторной авиации - административные барьеры. Сложности в получении права перевозить пассажиров небольшим авиакомпаниям, в сертификации самолетов, высокие требования к техническому оснащению аэропортов приводят к росту себестоимости полетов и - соответственно - цен.

Сам инициатор создания сети деревень настроен в этом плане достаточно оптимистично. Тридцать лет назад наша страна отставала от США по количеству автомобилей на душу населения в сто раз, приводит он сравнение. А сейчас мы уступаем лишь в два раза: уже вполне привычно, когда на семью есть два автомобиля. Так же стремительно, по его мнению, может развиваться и малая авиация.