Легендарные платки, квартал Париж и ампирная колокольня с курантами. Что посмотреть в Павловском Посаде?

Павловский Посад. Небольшой подмосковный городок называют столицей знаменитых на весь мир платков и шалей. Местная платочная мануфактура насчитывает больше двух веков, здесь выпускали юбилейные платки советской эпохи с изображением символов СССР и портретами вождей, а узоры на платках получили даже имена, к примеру, «Царевна Несмеяна» или «Аленький цветочек». А еще за плечами Павловского Посада несколько веков истории. На его улицах и сегодня сохранились старинные купеческие усадьбы, храмы и святыни, в том числе ампирная колокольня с башенными часами-курантами, музеи актера Вячеслава Тихонова и летчика-космонавта Валерия Быковского. В материале MIR24.TV – путеводитель по главным точкам притяжения города.

Легендарные платки, квартал Париж и ампирная колокольня с курантами. Что посмотреть в Павловском Посаде?
© Mir24.TV

Место, где знают все про Павловский Посад

Знакомство с Павловским Посадом стоит начать с его истории, поэтому надо обязательно заглянуть в Павлово-Посадский историко-художественный музей. Сегодня в его комплекс входит шесть уникальных музеев. Это историко-художественный музей, дом-музей советского и российского киноактера Вячеслава Тихонова, музей «Княжий двор», музей истории русского платка и шали, выставочный зал «Дом купца Широкова» и музей космонавта Валерия Быковского.

Историко-художественный музей встречает гостей радушными сотрудниками и красивым бревенчатым зданием в стиле провинциального модерна. Сказать, что экспозиция музея – богатая, это значит ничего не сказать. В залах представлены и археологические находки, сделанные на стоянках первобытного человека каменного века и в славянских курганах Х-ХII веков, и быт мещан XIX – начала ХХ веков, и военные события – Отечественная война 1812 года, Первая мировая война 1914-1918 годов, Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Представлена и экспозиция советского политического плаката 1930-1980-х годов, и даже история Павлово-Посадской пожарной части.

В центральной части экспозиции – картина центра города, воссозданная по фотографиям и открыткам позапрошлого века. Научный сотрудник музея Галина Черкова рекомендует именно с нее начинать путешествие по эпохам Павловского Посада.

«В современном Павловском Посаде вы уже на найдете часовни, нет и колодца, где, видимо, поили лошадей, в центре города – вместо тройки торговых рядов – асфальтовое поле, а вместо часовни – памятник Ленину. Из каменных построек – только дом отца-основателя Широкова, собор, стоявший уже в камне, пожарная каланча и вокзал. Левая сторона практически сохранилась. На углу – трактир, сейчас там располагаются госучреждения. Правая сторона города абсолютно выглядит не так. Нет частных особняков, нет и гостиницы. Что сохранилось? Первый в городе синематограф господина Тарасова 1912 года. Стоит на своем месте и водонапорная башня. Это таинственная история, потому что проект был одобрен в Первую мировую войну, но краеведы говорят, что появилась башня после революции 1920-х. Пожарная каланча знаменательна тем, что она уже обозначена на картах ХIX века», – поясняет Галина Черкова.

Шагая из зала в зал по эпохам, можно узнать о культуре и выдающихся личностях города. Здесь встречаются произведения декоративно-прикладного искусства, например, миниатюрные домики с детально воссозданным убранством, знаменитые павлопосадские шали и платки, оружие и форма солдат Первой мировой войны. Огромную ценность представляют пожарная помпа, парадные каски конца ХIХ века – начала ХХ столетия, обмундирование пожарных разных времен.

Захотелось попасть в мещанские времена? Легко! Здесь воссозданы интерьеры торговой лавки и жилой комнаты. Тут и предметы местного производства – медно-латунные самовары и рукомойники, и завезенные товары – английский чай, конфеты легендарного концерна Абрикосова.

Советские политические плакаты не так широко представлены в российских музеях, что тогда говорить про музеи в небольших городках. А здесь можно разгуляться и душе, и любопытному взору. Экспозиция, во-первых, отвечает на вопрос, как пропагандистские и агитационные задачи переплетались с социальными изменениями и новаторством в искусстве, а, во-вторых, предлагает взглянуть на раннесоветскую гендерную реформу как на основу возникшего разнообразия художественных решений.

Знаменитый русский аксессуар

Куда же отправиться дальше в Павловском Посаде? Конечно, в музей павлопосадского платка. К слову, в городе таких музеев несколько. Здесь вам поведают о зарождении ремесла, его развитии, влиянии на русскую моду и саму историю. Среди экспонатов – коллекции уникальных шалей, скатертей, тканей, панно и других произведений павлопосадских мастеров, которые стали неотъемлемой частью русской культуры.

С 1795 года и по сегодняшний день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на платочной мануфактуре в Павловском Посаде. Но знаменитые на весь мир платки и шали здесь стали выпускать не сразу. Первоначально фабрику основал зажиточный крестьянин Семен Лабзин. А уже в 1850-х его внук Яков Иванович с компаньоном Василием Грязновым расширили и перепрофилировали производство павлопосадских платков.

Интересная деталь: цветы на ткань павловопосадских платков наносились методом древнерусской набойки. Для каждого цвета вырезалась отдельная доска. Платок не набивали весь целиком, а делили на части (от 4 до 24, то есть в зависимости от размера). Мастера иногда накладывали доски до 400 раз, создавая сложный многоцветный рисунок.

Когда и почему павлопосадские платки стали известны на весь мир? К середине ХIX века на прилавках происходит затоваривание платками, однако в 1857-м начинается массовое производство шерстяных набивных павлопосадских платков. Что же случилось? В гардеробе каждой девушки той эпохи были платки. Производство платков – логично, но Лабзин и Грязнов использовали интереснейший маркетинговый ход.

«Для начала, что, вероятнее всего, они поменяли сырьевую базу. А вот дальше мы видим, что шерстяной набивной павловопосадский платок середины ХIX века вдруг становится очень похож на кашемировую жаккардовую шаль, которая оценивалась в 1000 рублей, однако платок стоил в разы меньше. Почему? Фактически мы наблюдаем, если высказаться очень нелитературно, – фейк на дорогую кашемировую шаль. С помощью набойки, известной еще с Х века, – на шерстяном полотне появился восточный, очень тонкий орнаментальный рисунок. На бирке написано – кашемировая. Вот только ценник в разы меньше. Был ли спрос? Колоссальный! Правда ли они такими были? Не думаю. Если эти платки были доступны каждому горожанину тех лет, скорее всего, здесь использовалась маркетинговая уловка», – рассказала научный сотрудник Павлово-Посадского историко-художественного музея Галина Черкова.

Отличительной особенностью павловопосадских платков всегда была безупречная гармония в подборе цветовых сочетаний и отдельных элементов декора. Фонами долгое время служили три цвета: черный, бордовый и светлый. Остальные – розовый, зеленый и голубой – появились уже в нынешние дни. Каждый платок, изготовленный на мануфактуре, носит свое название, придуманное самими художниками. Последние 30 лет самым популярным изделием остается «Русская красавица», созданная по рисункам художницы Ирины Дадоновой в 1985 году.

Вдоль купеческих особняков и исторических памятников

Центр Павловского Посада – это площадь Революции, а его украшение – роскошные купеческие особняки. На площадь смотрит фасад дома одного из основателя города Павловский Посад Давыда Широкова, построенный в конце 1830-х годов. Зажиточный купец первой гильдии и фабрикант активно занимался благотворительностью.

За свой долгий век купеческий особняк служил людям по-разному. Сегодня внутри дома Широкова находится одноименный выставочный зал. Диапазон экспозиционной деятельности художественной галереи обширен – от выставок современных художников до искусства прошлого.

Изящный деревянный особняк фабриканта Александра Соколикова – со своей вычурной декоративной резьбой – тоже сохранился до наших дней. В 1930-х в здании размещался фабричный детский сад. Во дворе дома находится садово-парковая скульптурная композиция «Мать с детьми» – единственная, которая уцелела с тех пор.

В Павловском Посаде можно полюбоваться и кружевными деревянными домиками – с резными и узорчатыми наличниками, гребешками, ставнями и воротами. Как, например, двухэтажный дом Смирнова или крошечный домик с мезонином Александра Анисенкова.

Интересна и завершающая часть Карповской улицы. Ее подлинное украшение – двухэтажное кирпичное здание с тремя маленькими башенками – дом Сикачева-Новикова. Дом, как уточнила Галина Черкова, не слишком традиционен для архитектуры города, эдакий образец купеческих затей.

Еще один объект для внимания – четырехклассное городское училище. В 1902-м в этой школе преподавал естествознание известный писатель С.Н. Сергеев-Ценский.

В городе можно увидеть первый синематограф господина Тарасова, здание Благородного собрания, где проводили досуг состоятельные павловские обыватели. Пожарное депо Павловского Посада считается одним из самых старинных сооружений города. Отличительная особенность – трехэтажная восьмиугольная башня со смотровой площадкой наверху.

Водонапорная башня в городе возведена после революции. Ее строительство обусловлено тем, что здесь планировали строить большие дома, а без водопровода строительство было не целесообразно. Водонапорная башня находится напротив пожарной каланчи, но фасадом выходит на параллельную улицу. Это одно из самых высоких зданий старого Павловского Посада.

Актер и человек с большой буквы Вячеслав Тихонов

Дом-музей Вячеслава Тихонова может с легкостью конкурировать со многими столичными музеями. Культурная локация – интересная, стильная, наполненная, а главное – живая и очень душевная.

Заведующая отделом Екатерина Емельянова рассказывает, что музей – это большой мультимедийный комплекс, который позволяет погрузиться в творчество Вячеслава Тихонова. В экспозиции представлены личные вещи актера: письма, кинематографические костюмы, фотографии из личного архива, государственные награды великого актера театра и кино.

Есть здесь и любимый рыбацкий плащ, и любимая рыбацкая сумка актера. По воспоминаниям семьи, он был заядлым рыбаком, и ему всегда везло – каждый раз он возвращался с хорошим уловом. Особенной атмосферы этому музею придает тот факт, что экскурсия сопровождается рассказом, записанным голосом Вячеслава Васильевича.

«Центром композиции является мемориальная комната с подлинными образцами мебели и предметами быта, переданных семьей Вячеслава Тихонова. Идейным организатором и создателем музея выступила дочь актера Анна Тихонова. На площадке музея ежегодно проходит международный фестиваль «17 мгновений», а также фестиваль граффити имени Вячеслава Тихонова», – отметила Екатерина Емельянова.

Князь, тракторист, учитель, разведчик… Вячеслав Тихонов в кино или на сцене достоверно рассказывал о любой жизни – в каждой из полусотни ролей своей 60-летней творческой биографии. Он дебютировал в картине «Молодая гвардия», сыграл князя Болконского в экранизации романа «Война и мир» и рядового Стрельцова в ленте «Они сражались за Родину». Но самой известной ролью Тихонова стал советский разведчик Макс Отто фон Штирлиц в картине «Семнадцать мгновений весны».

Провинциальный Париж

Интересный памятник архитектуры, связанный с развитием промышленности в городе, – квартал Париж. Когда об успехах купцов Лабзина и Грязнова узнали в Европе, французские инвесторы решили вложиться в создание в Павловском Посаде ткацкой и бумагопрядильной фабрик.

«Русско-французское анонимное общество хлопчатобумажной мануфактуры», купив у Павлово-Посадской городской управы участок земли, начало строительство крупной фабрики. Сначала были выстроены казармы для рабочих, потом первые корпуса фабрики. Через год после начала строительства заработал первый ткацкий корпус.

В начале ХХ века вокруг фабрики на правом берегу реки Вохны и возник фабричный поселок с домами для служащих и казармами для семей рабочих – Париж.

Путеводная звезда Валерия Быковского

Подобных музеев в России можно по пальцам пересчитать. А потому это еще один повод, причем во всех смыслах слова космический, чтобы приехать в Павловский Посад. Четыре года назад в городе распахнул свои двери музей летчика-космонавта СССР № 5 (а в мире № 9), дважды Героя Советского Союза, Героя ГДР, Героя Социалистического Труда Болгарии, Героя Труда Вьетнама Валерия Быковского. Расположен он буквально в нескольких метрах от бюста космонавту.

В музее представлены исключительно подлинные экспонаты: личные вещи космонавта, фотографии, подарки и другие артефакты. Быковский трижды побывал в космосе: спасательный скафандр в катапультном кресле и скафандр «Сокол» представлены на выставке. Космическое питание, столовые приборы, стартовый ключ – это только маленькая часть экспонатов из космоса.

Как уточнила заведующая отделом музея Мария Родионова, Валерий Быковский представлял легендарную плеяду первопроходцев космоса наряду с Юрием Гагариным, Германом Титовым, Алексеем Леоновым и другими известными космонавтами первого отряда. Свой первый космический полет Валерий Быковский выполнил в 1963 году в качестве командира корабля «Восток-5». Суммарное время пребывания Валерия Федоровича в космосе составляет 20 суток 17 часов и 47 минут.

«Однажды Гагарин, говоря о товарищах по первому отряду, заметил: «Мне кажется, что Валера Быковский будет летать дольше нас всех». Первый космонавт Земли не ошибся. Вторую Золотую Звезду Героя Советского Союза Быковский получил за свой следующий космический полет, который выполнил в 1976 году в качестве командира корабля «Союз-22». В ходе третьего полета в 1978 году был командиром экипажа четвертой экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-6», – поделилась Мария Родионова.

Аналог кремлевских курантов – на колокольне

Множественные храмы, церкви и часовни очень гармонично вписываются в архитектурный облик Павловского Посада. За долгую и непростую историю церкви разрушались, меняли свое назначение, а порой и полностью исчезали с плана города. Но православный характер Павловского Посада с веками только укреплялся.

Завершая туристический маршрут, загляните «в самое сердце города», где возвышается Воскресенская церковь. Постройка храма, как говорят местные, в камне началась в 1703 году, но только в 1838-1839 годы церковь дополнили трапезной и колокольней. Впоследствии храм расширили, он вмещал до пяти тысяч человек. За свое величие Воскресенскую церковь часто назывался в народе собором. Она славилась своим хором и колокольным звоном.

В 1891-м на колокольне – на высоте около 58 метров – установили часы-куранты со швейцарским механизмом (такие же часы отсчитывают время на Кремлевских башнях в Москве), игравшие несколько мелодий, в том числе «Боже, Царя храни». В 1936 году храм передали обновленцам, а в 1939-м закрыли. Ампирную колокольню удалось сохранить благодаря башенным часам-курантам и размещению в ней Павлово-Посадского краеведческого музея. Куранты являются большой достопримечательностью Павловского Посада, а за их исправным ходом наблюдает мастер из династии часовщиков.

Более 110 лет три поколения часовщиков следят за часами на колокольне храма Воскресения Христова. Андрей Попов следит за часами на колокольне больше 40 лет: так же, как сначала его дед, а потом отец.

История Покровско-Васильевского монастыря в Павловском Посаде относится к середине 70-х годов XIX столетия. Благодаря фабриканту и благотворителю Якову Лабзину и его семье обитель в короткий срок стала одним из красивейших монастырей Московской Епархии по церковному убранству и внутренней жизни насельниц.

Приехав в монастырь, можно воздать молитву в двухэтажном Покровско-Васильевском храме, построенном во второй половине XIX веке в русско-византийском стиле с использованием элементов древнерусского зодчества. В нем, как и прежде, нижний храм посвящен Василию Исповеднику, а верхний – Покрову Пресвятой Богородицы. В верхнем храме Покрова Пресвятой Богородицы имеются приделы святой мученицы Акилины и Всех Святых. В крипте Покровско-Васильевского храма покоятся мощи святого праведного старца Василия Павлово-Посадского.

Среди монастырских святынь: храмовая икона Покрова Божией Матери. Более 100 частиц мощей Киево-Печерских святых. Частица мощей свт. Иннокентия, епископа Пензенского. Икона свт. Пантелеймона Целителя.