На Вологдчине зона отдыха с мангалами возмутила сотрудников музея зодчества

Появление зоны отдыха, которая открылась под Вологдой в конце сентября этого года, лишило покоя и безопасности расположенного рядом музей деревянной архитектуры "Семенково".

На Вологдчине зона отдыха с мангалами возмутила сотрудников музея зодчества
© Российская Газета

О том, что проект "Парки в лесу" с 22 беседками с мангалами привел к тому, что старинные избы и мельницы соседа могут загореться от любой искры, рассказала руководитель музея деревянной архитектуры "Семенково" Наталья Киршина.

"На землях музея под предлогом публичного сервитута, в защитной зоне памятника федерального значения Георгиевской церкви (1700 г.) без согласования с музеем построили зону отдыха, нашпигованную мангалами. Мангалы! Открытый огонь! Памятники деревянного зодчества", - переживает Наталья за сохранность уникальных строений, которые привезли под Вологду из нескольких районов и разместили на территории более 12 гектаров, чтобы показать умения мастеров XIX-XX веков.

Руководитель "Семенково" перечисляет, что вместе с коллегами им удалось сделать за прошедшие годы. Это не только формирование архива, содержание старинных зданий и организация уникальных мероприятий. Несколько лет назад коллектив Семенково создал театр, и теперь режиссеры ставят спектакли на основе документальных источников.

"Они (сотрудники "Семенково" - прим. ред.) тратят время на обучение, репетиции, пишут сценарии на основе документальных источников, играют роли незадачливых простолюдинов, чиновников по крестьянским делам, сельской интеллигенции, чудаков, мыслителей, пахарей, стремятся рассказывать об историческом прошлом, о наших корнях правдиво, доступно, глубоко. Где вы видели в России что-нибудь подобное, масштабное, работающее на регулярной основе, на добровольных началах? Если видели, скажите. Обязательно туда съездим, обменяемся опытом", - рассказывает руководитель.

Наталья Киршина рассказывает, что пыталась договориться с властями, но музейных работников призывают искать компромиссы.

"Когда вижу, что в непосредственной близости от музея установлены медведи с балалайками, под забором пролезает пьяная неадекватная молодежь, и осень срывает с деревьев последнюю листву, обнажая ужас, несовместимый с музейной экспозицией, кажется, что многолетние труды, творческий порыв команды обнулился", - описывает свое эмоциональное состояние Наталья.

По ее словам, музей лишен возможности дальнейшего развития и расширения. "Мы вынуждены пересматривать все программы творческой интерпретации, проходящие в культурно-ландшафтном комплексе, форматы массовых мероприятий, а также мириться с тем, что из-за забора доносится непотребная громкая музыка, разрушающая атмосферу северной деревни к. XIX - н. XX века", - делится Наталья Киршина.

Департамент культуры Вологодской области настаивает на определении вариантов мирного сосуществования музея деревянного зодчества и популярной рекреационной зоны: "В настоящий момент рассматривается вопрос о передаче парка на баланс архитектурно-этнографического музея "Семенково". Это позволит максимально эффективно контролировать содержание рекреационной зоны и обеспечивать комфортное пребывание гостей "Парка в лесу".

Непосредственный руководитель Натальи Киршиной, руководитель вологодского музея-заповедника Юлия Евсеева, филиалом которого является "Семенково", тоже считает, что компромисс возможен.

"Конечно, интересы учреждения всегда превалируют в сознании руководителя музея. Но в данной ситуации вижу, что проект "Парки в лесу" на самом деле востребован туристами и вологжанами, и нужно искать варианты решения дальнейшего существования двух институций. Возможно ли обоюдовыгодное и дружеское соседство этих миров - музея деревянного зодчества и лесного парка для всех желающих? Мы с областными властями долго искали компромисс и, кажется, почти нашли его. Суть в том, чтобы музей и парк перестали быть антагонистами, а стали добрыми соседями, дополняли и помогали развивать друг друга. Для этого рассматривается возможность передачи парка в ведение музея, с дополнительными возможностями по его содержанию и контролю за ситуацией", - рассказывает директор.

По мнению Евсеевой, нужно присмотреться к другим регионам и странам, где подобные музеи уживаются с местами общепита, парками, беседками, тропами, лыжными трассами. Это удобно туристам и гостям, которые могут за одну поездку побывать в музее, покататься на велосипедах или лыжах в зависимости от времени года, с комфортом покушать, погреться, отдохнуть и уехать в хорошем настроении. "Понятно, что приезжающие не всегда ведут себя корректно - наша задача здесь будет обеспечить безопасность музея. Сейчас рассматриваем разные варианты этого союза и в ближайшее время будем принимать взвешенные решения, которые, надеюсь, устроят всех", - объясняет Юлия Евсеева.