Как сохраняют традиции в деревенском музее телеутов

Кузбасское село Беково - родина бачатских телеутов. Их предки в глубокой древности кочевали по просторам Центральной Азии, а к XVII веку осели на юге Сибири. Телеутская территория простиралась от Оби до Енисея. Сейчас же численность представителей этого малого коренного тюркоязычного народа не превышает 2,3 тысячи человек. И почти все живут в Кузбассе, в долинах рек Большой и Малый Бачат, сохраняя свою историю, культуру и традиции. Ровно четверть века назад в Беково открылся Историко-этнографический музей "Чолкой". Его создал заслуженный работник культуры РФ Владимир Челухоев.

Как сохраняют традиции в деревенском музее телеутов
© Российская Газета

В селе Беково и его окрестностях давно нет ни телеутских юрт, ни землянок. Вместо них добротные дома. И во многих домах есть то, что связано с прошлым, - деревянные куклы-обереги, прялки, приспособления для выделки шкур...

- В 1990-х я работал председателем сельсовета, и куда бы ни поехал, везде мне встречались музеи, посвященные местным народам. Вот и подумал: почему бы не сделать такой у нас в деревне? - вспоминает Владимир Ильич.

Под музей отвели второй этаж сельского дома культуры, приняли в штат двух сотрудников. Но туристам, зачастившим в Беково, все равно никто не мог рассказать о телеутах и их жизни лучше, чем семья Челухоевых. И тогда Владимир Ильич взял дело в свои руки. Супруга Любовь Георгиевна его поддержала.

По поводу экспозиции советовались с известными учеными-краеведами Дмитрием Кацюбой и Валерием Кимеевым. А художник Василий Пономаренко за символическую плату выполнил дизайн помещений. Стены, полы, потолки и лестницы превратились в масштабные полотна с пейзажами и портретами, сценами из жизни телеутов (говорят, селяне до сих пор узнают на картинах родственников и соседей). Строить "Чолкой" Владимиру Ильичу помогали и трое его детей. Один из них - Владимир Челухоев-младший - стал директором музея.

- Самый насыщенный зал - обрядовый. У телеутов языческие корни. До принятия христианства у нашего народа был обряд жертвоприношения. Верховному богу Ульгеню - белую лошадь, а богу подземного царства умерших Эрлику - черного быка, - рассказал Владимир Владимирович. - А еще я часто слышу от детей: не "Христос воскрес", а "Куртос воскрес", на телеутский манер. Вот такие мешочки с национальным орнаментом мамы и бабушки у нас до сих пор шьют ребятишкам на Пасху. Христианские миссионеры Алтайской духовной миссии не принуждали наших предков к новой вере. Телеуты приняли ее сами: пришлась по душе специфика православных праздников, в числе которых Крещение и Ильин день. Но до сих пор у нас в храме можно встретить прихожан в национальной одежде. Получается, двум культурам вместе комфортно.

Интереснейший телеутский обряд - свадебный. Невест было принято красть - хоть по их согласию, хоть без. А уже потом засылать сватов, платить калым. Свадьба у телеутов - союз двух семей, праздник объединения, благодаря которому семья становится больше. Кстати, рождение детей до свадьбы предосудительным не считалось. Ведь если все договорились, считай, семья родилась. А сам праздник - чтобы отметить событие. На свадьбе мужчины и женщины могли гулять отдельно, мужчины сооружали себе во дворе "куре" - лавочки, сбитые квадратом, а женщины в старину сначала гуляли в юртах, позже - в избах.

Семья жениха раздаривала гостям по несколько сундуков платьев. Их начинали шить сразу, как только в семье рождался мальчик. Получается, даже сомнений в том, что он женится, не было. Могло быть и такое, что две семьи с младенцами разного пола договаривались породниться. Нередко родители малыша присматривали ему невесту постарше. Она и будущего мужа воспитывала, и становилась помощницей по хозяйству. По традиции, каждый побывавший на свадьбе гость был обязан всех участников торжества пригласить к себе в дом и угостить не хуже, чем угощали его. Хождение по дворам растягивалось на неделю, а то и больше, ведь за свадебным столом собиралось до двухсот человек.

До сих пор в телеутских домах малышей качают в люльке-"пуубай", которую подвешивают на тетиву лука, закрепленного на потолке. Это и отличная система амортизации, и защита от злых духов. "Пуубай" (она тоже есть в музее), обычно передают "по наследству" друзьям и родственникам.

В музее тысячи экземпляров. Но есть и изюминка - телеутская пуговка "топчы", больше похожая на бусину. Такие в старину делали из металла методом холодной ковки. Но в наше время технология почти полностью была утрачена. Восстановил ее один из сотрудников музея, и он же изготовил специальную матрицу по старинным образцам.

- Интерес был чисто научный. А тут звонок из областного Агентства по туризму с приглашением на конкурс "Туристический сувенир". Мы и пошли туда с пуговкой - маленьким, но ярким атрибутом телеутской культуры, - продолжает Владимир Владимирович. - Представили ее в виде браслета, брелоков. И произвели фурор. Заняли первое место по Кузбассу и второе по СФО, выиграв путевку в общенациональный финал. В нем участвовало более пятисот работ, и нам досталась внеконкурсная награда "За возрождение традиционных промыслов".

Те самые полюбившиеся туристам пуговки - элемент национальной одежды. Фото: Юлия Потапова/ РГ

Беково - популярнейший объект туризма. Сюда едут со всех концов Кузбасса, Сибири и России. И даже из-за границы. Челухоевы сбились со счета, сколько гостей у них побывало за 25 лет.

- Летом мы встречали воспитанников детского лингвистического лагеря, который проходит в Беково каждый год. Дети из телеутских семей десять дней изучали язык, культуру и традиции своего народа. А мы устроили для них интерактивную площадку "Стан кочевника". Ребята варили национальную похлебку по древнему рецепту и сами собирали традиционное жилище кочевых народов - юрту. Не стационарную, а ту, что мы теперь всегда берем с собой на праздники и фестивали, - рассказал директор музея. - Последний рекорд по сборке юрты установили в прошлом году. Справились за сорок минут! В процессе обязательно участвует семья, пусть даже из двух человек, в одиночку ничего не получится. Самое сложное - установить центральное кольцо - основу крыши, закрепить первые четыре жерди, на которых все и держится. А с каждой последующей жердью юрта становится крепче и устойчивей.

Впрочем, в музее представлены все виды традиционных жилищ телеутов. Среди них и "аланчык" - постройка из жердей и бересты, служащей для гидроизоляции. Через отверстие в потолке дождевая вода стекает прямиком в казан, при этом в доме сухо. Тоже старинная, давно утраченная "нанотехнология". Учитывая то, что над очагом обычно коптили рыбу и мясо. Не вкуса ради, а для сохранности - холодильников у кочевых людей не было.

На территории "Чолкоя" постепенно вырос целый музей под открытым небом. Есть и юрта, где гостей погружают в традиционное ремесло по выделке шкур, которым телеуты владели в совершенстве. Эту экспозицию помог создать беловский предприниматель Николай Чирков. А другой предприниматель - Геннадий Рыков - выделил стройматериалы. Портреты земляков, в разные годы оказавших поддержку, сегодня на почетных местах.

...Нас угостили ароматным чаем из трав, которые Владимир Ильич заготавливает вместе с внуками. Внуков у Челухоевых семеро, и некоторые уже проводят экскурсии в музее. Да еще двое правнуков подрастают.

- Государство начинается с семьи. По сути это и есть семья, - считает Владимир Челухоев-младший. - И неважно, какой вы национальности, какого вероисповедания, все начинается с мамы и папы. А самое главное в семье - дети, продолжатели, по телеутской легенде, золотые шарики, которые и есть самое главное богатство.

P. S.

"РГ" благодарит АО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"", организовавшее поездку в Беково.