Войти в почту

"Скифские бабы" Донецкого театра кукол - мистерия о тех, кто умывает солнце и охраняет мир

В Донецком театре кукол премьера фольклорной мистерии, которую создавали два года, "Скифские бабы". Спектакль уже успел прогреметь на всемирном фестивале кукольников "Истоки" в Москве. Но дончанам он, конечно, ближе, понятнее, потому что соткан из местных легенд, их создатели постановки собирали по библиотекам и музеям. Говорят, хотели, наконец, понять, кто же те самые каменные бабы, оставленные степям Донбасса в наследство от скифов,сарматов, половцев, от всех, для кого эта земля тоже была когда-то домом.

"Скифские бабы" Донецкого театра кукол - мистерия о тех, кто умывает солнце и охраняет мир
© Российская Газета

Может быть, эти изваяния высотой от метра до нескольких - попытка сохранить память о предках ("балбал" на тюркском - "пращур"), а, может быть, это богатыри, которые проклинали солнце и за то были превращены в камень - одна из самых известных легенд Донбасса?

Или кто-то еще?

Народы уходят, идолы остаются. И чем больше проходит времени, тем у людей к ним больше вопросов.

В поисках ответов донбасские кукольники поначалу обратились к знаменитому дончанину Сергею Прокофьеву, он более ста лет назад уже пытался осмыслить местные мифы, после чего родился сначала балет, увы, не принятый заказчиком Сергеем Дягилевым, а затем симфоническая сюита "Скифские бабы". Но Прокофьев землякам не помог, композитор театра кукол Антон Бессонов сумел вплести в саундтрек спектакля лишь цитаты из сюиты, на этом "сотрудничество" завершилось.

Попытки углубиться в этнографию - тоже не помогли кукольникам подобрать к легендам ключи. А что помогло? Понимание, что скифские бабы - это не совсем не легенда. Вернее, совсем не легенда.

…В темном пространстве сцены зажигается красное солнце, оно улыбается, и на свет рампы выходят четыре стихии - Огонь, Земля, Вода и Воздух. Они водят магический хоровод, от которого рождаются день, ночь, растения и животные. И конечно, он, человек. И вот уже люди растят хлеб, добывают воду, умывают солнце… И все бы хорошо, но чего-то не хватает. Появляется тайна любви. И как любая тайна приносит с собой мучения - от разлук, от несовпадений, но солнце дарит людям дар всепрощения. И снова крутится земля - день сменяет ночь, за горем приходит радость, за разлукой - любовь, стихии помогают людям, люди - помогают родной земле.

За хороводом жизни зрители следят как вкопанные, кажется, им и не нужно, чтобы на сцене появлялись злые силы - этого нынче и в новостях хватает. Актеры, которые все последние годы прожили в Донецке, тоже будто бы откладывают встречу с тем страшным, без чего легенда не легенда. На сцене долго смакуется быт народа, магические танцы сменяют друг друга…

И все же приходит беда. Нет нужды называть ее по имени, это нынче было бы ужасной тавтологией. Это хорошо понимает и режиссер спектакля Борис Чернышов, который с дончанами работает не первый год. О смене вех мы догадываемся по деталям - крылья ворона, пепел, перевернутое солнце (художник-консультант - Виктор Никоненко из Театра им. Образцова).

А что дальше? Мужчины уходят, женщины их ждут и пытаются выжить.

Легенда ли все это? А если оглянуться, если повспоминать, подумать? Лично меня память уносит не в стародавние времена.

…Зима 2022 года. Мы подъезжаем к Донецкому республиканскому краеведческому музею. Машину паркуем во дворе, за мощным забором - на случай прилета. Кругом осколки, стекло, "раненные" деревья, воронки от снарядов, и вдруг глаза выхватывают странные каменные изваяния - не то люди, не то инопланетяне. Некоторым из них семь и больше веков, кого-то из них время не пощадило, но у большинства сохранились сомкнутые под животом руки, головы, даже глаза. В которые, впрочем, и сегодня страшно заглянуть.

И надо же… ни в одну из этих каменных баб не попали снаряды. Даже когда ракеты сносили в музее целые залы, и кирпичи с осколками разлетались на сотни метров.

- У нас огромная коллекция каменных изваяний, 11 - 13 века, и это все не копии, - говорила тогда директор музея Марина Максимчук. - И все в порядке, все устояли в самые страшные времена.

И все же это история не про окаменевшие души. А про что? Про кого?

Квартал, где живет директор, разнесли ракетами, пришлось переехать в другой район, но уехать из города совсем - даже в голову такое не приходило.

Кабинеты, где работают музейщики, прошиты осколками, следы от них прямо над компьютерными мониторами. Но люди работают, практически все они - женщины. Мужчины ушли.

"В нашем музее двадцать ребят, историки, все взяли оружие и защищают Донбасс. А мы здесь. Стоим. И выстоим. И всех своих дождемся".

Я вспомнил лишь одну историю о современных скифских бабах, но таких на Донбассе - пруд пруди. За каждой своя легенда.

Да что далеко ходить? Театр кукол - в эпицентре прилетов,вокруг разбитые больницы, торговые центры, дома… Но театр держался. И те четыре актрисы, что рассказывают историю "Скифских баб" - тоже никуда из своего города не уехали. Людмила Левашова, Татьяна Компаниец, Любовь Шайдер и Светлана Суворова.

И теперь они победительно держат в руках маленькие копии истуканов, а за кулисами повторяют журналистам, что "Скифские бабы" - не каменные, они - живые. Они рядом. И что "сила земли и сила женщин стоят на страже мира".

… В финале мистерии донецкие кукольники по-своему отвечают на вопрос, над которым бьются историки - почему же все-таки бабы каменные? "А стихии заковали души людей, павших за свободу своей родной земли, в камень, чтобы они своей любовью к Родине охраняли ее".

Противоречит ли это преданиям? Возможно. Но у каждого поколения свои молитвы. Нынче у каменных баб просят мира.