Михаил Швыдкой: В Башкортостане внимательны к своему наследию
"Этот проект рассчитан на годы вперед, но мы его обязательно реализуем", - Данир Гайнуллин, директор Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан (РБ), депутат Госсобрания Курултая РБ рассказывал о будущем одного из самых красивых уголков Башкирии с энергией опытного оратора, привыкшего убеждать избирателей, и одновременно с поэтической трогательностью. Наверное, министр культуры региона Амина Шафикова, глава Чишминского района Ришат Мансуров и недавно назначенный директор будущего Евразийского музея кочевых цивилизаций Николай Григорьев слышали это не в первый раз, но и они, похоже, испытывали те же чувства, что и мы, гости из Москвы, Ташкента и Ашхабада, которые впервые попали в это волшебное место, словно околдованные не до конца раскрытой магией истории. Да и можно ли ее раскрыть до конца!
От Уфы до Мавзолея Тура-хана час езды на машине, но это место притягивает тысячи и тысячи посетителей, хотя проект нового музея еще находится в компьютерах и на рабочих столах башкирских архитекторов. О его создании 9 июля 2022 года на открытии заповедника "Шульган-Таш" объявил руководитель Республики Башкортостан Радий Хабиров. Потребность в Евразийском музее кочевых цивилизаций заложена в стремлении каждого человека понять смысл и суть своего бытия, своего пребывания в подлунном мире. "Мы понимаем, где родились, откуда вышли. Важно понять, кто мы. Это следующий этап познания, который в перспективе позволит пройти Евразийский музей кочевых цивилизаций".
Замечу, что и создание заповедника "Шульган-Таш" отражало ту же естественную человеческую потребность. В 1958 году его территория стала заповедной, так как на ней водилась бурзянская бортевая пчела - ценнейший генофонд мирового пчеловодства. Тогда это был Прибельский филиал Башкирского заповедника. Но в 1959 году зоолог Александр Рюмин обнаружил в пещере Шульган-Таш (Каповой) наскальные рисунки эпохи палеолита. Древние художники исполняли их охрой и иногда углем. Во второй половине ХХ века ученые полагали, что они сделаны около 17 тысяч лет назад, сегодняшние исследования добавили им еще три тысячи лет.
Это было время, когда не было еще Берингова пролива, и кочующие по Евразии Homo sapiens могли перебираться в Северную Америку по суше. Это замечание сделано вовсе не для того, чтобы читатели подумали, будто кипчаки-башкиры первыми отправились на новый континент. Просто хотел напомнить о связанности человечества, которое сегодня находится в острейших военно-политических конфликтах.
Создание заповедника "Шульган-Таш" отражает потребность человечества понять, кто мы
Открытие Рюмина тем не менее взбудоражило многих, в том числе и тех, кто хотел оставить свой след в истории вместе с древними пращурами. Стены пещеры были испещрены надписями, сделанными уже в ХХ веке. На это потребовалось время и скрупулезная работа, так как древнейшие рисунки могли оказаться под слоем более поздних надписей. Об этой работе можно написать роман. Но газетное пространство ограничено, поэтому вынужден приступить к финалу. За создание проекта историко-культурного музейного комплекса "Шульган-Таш", открытого два года назад, архитектор Рустам Алибаев и инженер-конструктор Ильфат Актуганов, выпускники факультета архитектуры и строительства Уфимского государственного нефтяного технического университета, которым нет еще и сорока лет, получили Государственную премию Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева в области литературы и искусства 2022 года.
Именно им доверили создать пространство нового Евразийского музея кочевых цивилизаций. Пока по их проекту построили здание Визит-центра. Изысканное сооружение из дерева органично вписано в подножье холма, на котором возвышается Мавзолей Тура-хана. К нему ведет тропа, покрытая деревянным настилом. Он высушен особым способом, позволяющим ему сохраняться в первозданном виде. Его уложили под уклоном в пять градусов, что позволяет подниматься к захоронению даже немолодым людям. В Визит-центре показывают фильмы, посвященные истории кочевых народов, тому переплетению культур, что соединили "степь" и "лес" в неразделяемое единство. Здесь много справочной литературы, но выделяются две реликвии, символизирующие историко-культурные смыслы будущего музея, - копия Остромирова Евангелия, подаренная главой Издательского Совета РПЦ митрополитом Калужским и Боровским Климентом и золотая копия Корана Османа, полученная в дар из Ташкента.
Радий Хабиров прекрасно понимает, что будущее можно построить только на устойчивом фундаменте прошлого. Именно поэтому в Башкортостане столь внимательны к собственному наследию. А в нем есть страницы, которые сближают, казалось, несоединимое. Не скрою, удивился, узнав, что в Уфе открыли Музей полярников им. Альбанова, - от центра Евразии до Северного полюса совсем неблизко. Но, когда узнаешь, что Валериан Альбанов, штурман шхуны "Святая Анна", уроженец Уфы, был одним из героев "Двух капитанов", а его дневники были использованы Вениамином Кавериным в этом культовом романе, то понимаешь, как неведомое прошлое вдруг открывается в сегодняшней жизни и притягивает к себе.
В Башкортостане внимательны к своему наследию, а его страницы иногда сближают несоединимое
А в соседнем с Музеем полярников купеческом доме расположился Музей Федора Шаляпина. Великий русский бас впервые вышел на сцену в Уфе восемнадцати лет от роду. В Шаляпинском музее торжествуют современные технологии, но при этом сохраняется трепетность по отношению к своему герою. Амина Шафикова, Аскар Абдразаков и Артур Назиуллин наполнили стены музея музыкой из репертуара великого певца. И прошлое растворилось в настоящем.