За 4 года общая площадь термальных комплексов в России увеличилась на 215%, а аквапарков – на 14%
Рынок аквапарков в России начал формироваться задолго до появления термальных комплексов: первым открылся в 1997 году водно-развлекательный комплекс «Дельфин» в Краснодарском крае, который успешно функционирует и сегодня. В 2002 году заработали первые крупные крытые аквапарки в Самаре и Москве. За почти три десятилетия сегмент значительно вырос, пережив два пика роста: в 2002–2005 годах и в 2012–2016 годах. Сегодня крупнейший аквапарк страны – «Золотая бухта» в Геленджике, площадь которого превышает 15 га, сообщает компания NF Group.
По состоянию на сентябрь 2024 года в России функционирует более 100 аквапарков общей площадью около 1,35 млн кв. м. Рынок термальных комплексов находится пока на начальном этапе развития и насчитывает 50 объектов по всей стране. Активное развитие терм объясняется ростом внутреннего туризма и спросом на круглогодичные оздоровительные услуги. С 2020 года объем рынка терм вырос на 215% (по площади), в то время как у аквапарков прирост составил всего 14%.
На начало сентября 2024 года аквапарки функционируют в 45 регионах России, в то время как термальные комплексы присутствуют лишь в 23. Основной̆ объем действующего предложения аквапарков (73%) представлен в регионах с населением менее миллиона человек, преимущественно на юге страны. На Московский регион и Санкт-Петербург в сумме приходится менее 10% совокупной площади аквапарков. Обратная ситуация наблюдается на рынке термальных комплексов, где лидируют города-миллионники с долей 70%. Подобная тенденция объясняется различиями в форматах объектов – открытые сезонные аквапарки и всесезонные термы – а также климатическими особенностями. Примечательно, что среди локаций, лишенных водно-развлекательной инфраструктуры, представленной аквапарками и термальными комплексами, лидируют Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.
Термы и аквапарки различаются набором инфраструктуры и форматом работы в течение года, а также составом целевой аудитории. Большинство терм в России работают круглогодично, с подогревом уличных бассейнов в зимний период. В то время как 62% аквапарков – это открытые сезонные объекты, функционирующие только в теплое время года. Аквапарки ориентированы на семейный отдых с детьми и предлагают развлекательные услуги, а не оздоровительные. Примерно 30% их посетителей – дети. Термальные комплексы привлекают более разнообразную аудиторию: 80% посетителей – взрослые, которые посещают термы чаще, стремясь не только к отдыху, но и к оздоровлению. Кроме того, в термах зачастую предусмотрены «взрослые дни», когда вход разрешен только совершеннолетним, чаще всего по пятницам.
Стоимость посещения аквапарков и терм зависит от продолжительности пребывания, дня недели, времени суток, а также региона и уровня доходов целевой аудитории. По данным на начало сентября 2024 года средняя цена безлимитного тарифа в аквапарках в Московского региона и Санкт-Петербурга на треть выше по сравнению с другими регионами. В будние дни стоимость безлимитного входного билета в столицах составляет в среднем 2800 рублей, а в выходные – 3100 рублей.
Сравнивая оба формата водно-развлекательных комплексов (термы и аквапарки), также наблюдаются различия в ценовой политике по регионам России. В частности, в Московском регионе и Санкт-Петербурге безлимитные тарифы на посещение аквапарков для взрослых как в будние, так и выходные дни превышают стоимость посещения терм на 13 и 7% соответственно. В остальных регионах ситуация складывается иначе: в будние дни безлимитные тарифы для взрослых в аквапарках также превышают стоимость посещения термальных комплексов (на 7%), тогда как в выходные дни термы дороже аквапарков.
В термах посетители проводят в среднем 2–3 часа, при этом доступна почасовая оплата, что делает посещение более доступным для широкой аудитории. В аквапарках же средняя продолжительность визита составляет 3–5 часов, и минимальный тариф обычно включает покупку билета на три часа, что повышает порог стоимости посещения.
По словам Ольги Широковой, партнера, регионального директора департамента консалтинга и аналитики компании, сейчас на этапе строительства с планируемым открытием в течение ближайших трех лет находится больше терм, чем аквапарков: «Это связано с более низкими инвестиционными затратами и сокращенными сроками окупаемости терм, которые сейчас составляют от двух до пяти лет. В отличие от аквапарков, термы требуют меньше вложений в дорогостоящее оборудование, такое как водные горки, а также имеют меньшие операционные расходы».