Путешествие на родину русских классиков
Культурный гид по Пензенской области В 1870 году, а точнее, 26 августа по старому стилю или 7 сентября по новому, родился Александр Иванович Куприн. Случилось это в небольшом уездном городке Наровчате Пензенской губернии. Жил он там до четырёх лет. До наших дней сохранился Покровский собор, в котором его крестили, а дом, в котором он жил, восстановлен. Но не только Куприным известна Пензенская область. В окрестностях города сохранились дворянские усадьбы XVIII – XIX веков. Здесь прошло детство русских писателей Михаила Лермонтова и Александра Радищева, а критик Виссарион Белинский получил начальное образование. Пусть это не самый очевидный выбор туриста, но именно здесь можно познакомиться со старинными монастырями, домами-музеями русских писателей и крупнейшим в России музеем стекла и хрусталя. Село Лермонтово Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» находится в родовой усадьбе Арсеньевых, предков Михаила Лермонтова по материнской линии. Особняк в 1794 году построил дед поэта Михаил Арсеньев. Своё название имение получило от занятий местных крестьян, они «тарханили», то есть торговали. В Тарханах Лермонтов жил до 13 лет. Позже поэт приезжал сюда в гости к бабушке Елизавете Арсеньевой. В имении он написал поэмы «Тамбовская казначейша» и «Черкесы», драму «Два брата». Похоронили Лермонтова тоже здесь, в фамильной часовне-усыпальнице недалеко от особняка. В этом же склепе находятся могилы его родственников – деда, бабушки и матери. В музейный ансамбль входят барский дом, усыпальница, две церкви, которые построили на средства Елизаветы Арсеньевой, сторожка, изба для прислуги, приусадебный парк с прудами и три фруктовых сада. В музее действуют постоянные экспозиции «Лермонтов в Тарханах» и «Быт тарханских крестьян». В одной из них собрана коллекция личных вещей семьи Арсеньевых, прижизненные издания Лермонтова, его рукописи и рисунки. В 2010-х годах в Тарханах закончилась реставрация. В музее воссоздали быт русского дворянства первой половины XIX века. В наши дни в усадьбе проводят театрализованные представления, мастер-классы по старинным тарханским ремёслам, костюмированные балы. Специально обученные люди в нарядах XIX века танцуют вальс, мазурку, полонез и другие танцы, периодически вовлекая в действо кого-то из зрителей. Также танцы чередуются играми в шарады и фанты. Село Радищево Государственный литературно-мемориальный музей Александра Радищева располагается в восстановленном родовом имении дворянского рода Аблязовых, родственников писателя и философа. Каменный барский дом построил прадед писателя Григорий Аблязов. Точная дата его постройки неизвестна, но все работы были закончены до середины XVIII века, так как в описи 1829 года, сделанной за неуплату долгов Московским опекунским советом, он называется уже ветхим. Дом был двухэтажным, из кирпича, крытый тёсом. На первом этаже размещались две людские комнаты, в 12 комнатах второго этажа проживали сами владельцы имения. Замечателен уже сам факт существования в Аблязове каменного дома, поскольку известно, что на протяжении следующих ста лет после его сооружения во всём уезде из 12,5 тысяч домов только два были каменные. Здесь Радищев родился, провёл детство, а позже работал над экономическим трактатом «Описание моего владения». В 1736 году на территории имения построили Спасо-Преображенскую церковь, которая сохранилась до наших дней. От восточного фасада барского каменного дома на уровне второго этажа к церкви вела крытая галерея. Однако иконостас в советские годы разрушили. В конце 1990-х сюда перевезли другой, из закрытой церкви в соседнем селе. Внутри Спасо-Преображенского храма располагается фамильный склеп Радищевых. В нём захоронены родители, брат и младший сын писателя. В XIX веке особняк обветшал, и его снесли. Восстановили здание на старом фундаменте в 1995 году, но точный его облик повторить не удалось. Реставраторы использовали чертежи и планы других старинных усадеб Пензенской области. Внутри реконструировали интерьеры барских домов XIX века. Сегодня в музейный ансамбль также входит бывшая земская школа села Верхнее Аблязово. В ней располагается основная экспозиция. Здесь выставлены личные вещи Радищева и членов его семьи, редкие прижизненные издания и рукописные копии «Путешествия из Петербурга в Москву». Город Белинский Единственный в России музей Виссариона Белинского находится в городе Белинском (ранее – Чембар). Экспозиция располагается в деревянном доме начала XIX века, где Белинский жил с 1816 по 1825 год. Последний раз критик побывал здесь в 1830 году. Тогда он приехал в Чембар на каникулы после окончания первого курса Московского университета. В 1837 году Белинские продали дом и уехали из Чембара. В середине XIX века купцы Антюшины устроили в нём трактир, который действовал до революции. В 1920-е здесь располагались государственные учреждения. Музей в доме Белинского открыли в 1938 году по инициативе чембарского краеведа Александра Храмова. Сегодня здесь выставлены предметы быта XIX века, книги из семейной библиотеки, личные вещи родственников Белинского. В состав музейного комплекса входит здание Чембарского уездного училища, в котором Белинский учился с 1822 по 1825 год. В здании воссозданы интерьеры классных комнат, представлены пособия и учебники, по которым занимался будущий критик. Недалеко от училища расположен памятник «Белинский-гимназист», который создал скульптор Геннадий Малов. Ещё одна постоянная экспозиция открыта в доме купца Фёдора Антюшина, соседа Белинских. Здесь выставлены рукописи и письма критика, прижизненные издания его статей. Город Наровчат Музей Александра Куприна расположен в бывшем уездном городе Наровчате. Деревянный одноэтажный дом в середине XIX века купили родители писателя, Иван Куприн и Любовь Кулунчакова. Здесь же в 1870 году родился Александр Куприн. Он стал шестым и последним ребёнком своих родителей. Трое старших братьев и сестёр Александра умерли в младенчестве, двое сестёр остались в живых. В 1871 году, когда будущему писателю едва исполнился год, от чумы скончался его отец, и семейство осталось практически без средств к существованию. Через три года Любовь Кулунчакова продала дом и уехала с детьми в Москву. У здания несколько раз менялись владельцы, пока оно не перешло в собственность к купцам Шлыковым. В 1891 году особняк сгорел, но в том же году Шлыковы его восстановили. После революции в доме Шлыковых жила семья советского литературоведа, собирателя древних рукописей Владимира Малышева. В 1981 году здесь открыли музей Александра Куприна. Сегодня в коллекции хранятся личные вещи Куприна, в том числе фотографии, письма, кофеварка и пепельница. Их в дар музею передала дочь писателя. Город Никольск В 1789 году при хрустальном заводе Алексея Бахметева в городе Никольске открыли специальную кладовую, которую ещё называли образцовой комнатой. Там хранили лучшую продукцию, чтобы затем демонстрировать её на выставках. Идею о создании коллекции воплотила его супруга. В 1884 году завод по наследству перешёл к князю Александру Оболенскому, дальнему родственнику Бахметевых. Новый владелец стал пополнять музейную коллекцию образцами иностранного стекла. В кладовую Оболенский привёз и найденные на археологических раскопках в Керчи графины, которые были изготовлены в I веке нашей эры. Впоследствии коллекция стала пополняться привозными экспонатами, которые покупали в Европе следующие владельцы завода. На протяжении ста лет в Никольск доставили более 2000 единиц иностранного стекла – французского, богемского, польского, английского. После революции завод национализировали и переименовали в «Красный гигант», а музей продолжил работу. В его коллекцию попали изделия советских мастеров-стекольщиков. В 1990 году специально для музея построили новое двухэтажное здание, где сейчас размещается основная экспозиция. Сегодня в Никольском музее стекла и хрусталя выставлена одна из крупнейших коллекций стекольных изделий в России, в которую входит свыше 14 тысяч экспонатов. Среди них – кубки, которые на заводе изготовили в 1750-х по заказу Екатерины II, медальоны с изображением героев Отечественной войны 1812 года и хрустальный стол Иосифа Сталина. Село Вадинск Тихвинский Керенский монастырь основали в 1683 году недалеко от города Керенска (сейчас – село Вадинск). Сначала он был задуман как женский. По преданию на этом месте пензенской преподобной – старице Прасковье явилась чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. В монастыре действовала деревянная церковь Тихвинской иконы Божией Матери, а в 1762 году там начали возводить каменную. Однако уже через два года строительство храма остановилось из-за нехватки средств. В 1764 году монастырь закрыли, но монахини остались жить в нём до 1848 года, когда обитель открыли вновь. Тогда же возобновилось строительство церкви Тихвинской иконы Божией Матери. Здание возводили ещё почти 40 лет и освятили в 1885 году. На территории монастыря также построили колокольню с надвратной церковью, и два новых храма – иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и Николая Чудотворца. После революции монастырь снова закрыли. В советское время его церкви лишились куполов, была утрачена большая часть ограды, несколько хозяйственных построек. В 1997 году монастырь передали Пензенской епархии. На этот раз здесь открыли мужскую обитель, восстановили пострадавшие в советское время храмы. В 1999 году при монастыре создали единственный в Пензенской области музей православия. Начало музею было положено, когда отцом Афанасием, проводившим вместе с учениками воскресной школы раскопки рядом с храмом иконы «Живоносный Источник», были вскрыты старинные склепы. Найденные останки сестёр были перезахоронены в восточном конце обители, а исторические предметы легли в основу коллекции экспонатов. Музей содержит большое собрание предметов культа и богатейшую этнографическую коллекцию, в составе которой старинные костюмы жителей окрестных сёл, входивших в состав Керенского уезда, много старинных книг, икон, церковной утвари и богослужебные облачения. Краеведческая часть фонда музея посвящена в основном крестьянскому быту. Село Сканово Троице-Сканов монастырь возник в XVII веке как мужская обитель. Точное время его создания неизвестно из-за пожара 1676 года, в котором погибли все документы. По одной из версий своё название монастырь получил от протекавшей неподалёку реки Скановой, по другой – от фамилии местных землевладельцев Исканских. Первоначально здания Троице-Сканова монастыря были деревянными, кроме келейных. Кельи располагались в пещерах, которые послушники вырыли в холме неподалёку. В конце XVIII века на территории монастыря снова произошёл пожар, который уничтожил все постройки. С тех пор здесь стали возводить только каменные здания, среди которых собор Троицы Живоначальной и колокольня с надвратной церковью Николая Чудотворца. После революции в монастыре прекратились богослужения. Новые власти отдали Троицкий собор под птицеферму, а на монастырском кладбище построили комбикормовый завод. Многие пещеры были разрушены. Длина сохранившихся до наших дней подземных ходов – около 600 метров. В 1930-е здесь расстреливали репрессированных, исследователи обнаружили их останки. Реставрация монастырских построек началась только в конце 1980-х, а первое богослужение прошло в 1990 году. В том же году здесь возникла женская община. В 2007 году восстановили Пещерный скит Троице-Сканова монастыря. Город Пенза Прогулку по городу лучше начать с пензенского Арбата, который тянется через весь центр. На этом двухкилометровом отрезке расположена большая часть достопримечательностей Пензы: красивые старинные особняки, городские площади, памятники и арт-объекты. Если пойдёте по Московской улице от вокзала, то всю прогулку вас будет сопровождать вид Спасского кафедрального собора. Это монументальное сооружение с пятью ярко-жёлтыми куполами и белоснежными колоннами – главный храм города, хотя и новодел. На участке между улицами Максима Горького и Кураева загляните на Фонтанную площадь. Зимой её украшают к новогодним праздникам и ставят высокую нарядную ель. Летом тут работает светомузыкальный фонтан, вокруг которого взрослые отдыхают на скамейках, а дети – на качелях. Ещё одним украшением площади считается памятник-часы Кукушка: домик со стеклянными колоннами на ажурной стойке. В прошлом веке Пенза была крупным городом – производителем часов. Во время прогулки по Московской улице вы встретите не один десяток памятников и арт-объектов. Например, напротив площади Ленина в сквере «Копилка пословиц» стоит скульптура Пензяк толстопятый. Идеей послужила фраза полководца Александра Суворова: «Молодцы, пензяки толстопятые!». Дело в том, что пензенские солдаты при переходе через Альпы в конце XVIII века надели носки с двойной пяткой. Благодаря этому они не натёрли ноги в долгом походе, в отличие от других солдат. Через дорогу от здания правительства области стоит памятник ювелиру под названием «Последний штрих». Его посвятили известному в Пензе мастеру Владимиру Ломоносову. В центре композиции – кольцо, отполированное до блеска. По местным поверьям, если его «примерить», то скоро найдёшь свою половинку, а если просто потереть и загадать желание, то оно точно сбудется. Ни один путеводитель по Пензе не обходится без необычного музея одной картины. В нём нет постоянной экспозиции, и в этом его уникальность. С 1983 года тут проходят выставки лишь одной знаменитой картины. Например, работы Ильи Репина, Ивана Шишкина, Виктора Васнецова, Ивана Айвазовского или Исаака Левитана. Музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00, выходной день – четверг. В начале каждого часа начинаются 45-минутные групповые показы, а раз в день в 13.00 можно попасть на индивидуальные просмотры. Билет стоит 200 рублей в составе группы и 800 – для одиночных посетителей. Посмотреть на город свысока, а заодно увидеть одну из визитных карточек Пензы приходите на площадку у музея одной картины. Здесь стоит бронзовая скульптура, посвященная воинам, которые первыми поселились здесь в середине XVII века. Главной задачей первопроходцев была защита рубежей русского государства от набегов кочевников с юга. На памятнике изображён воин, одной рукой он опирается на плуг, а в другой держит копьё. Смотровая площадка, где расположена скульптура, обнесена на первый взгляд непримечательным забором. Но если рассмотрите его поближе, увидите несколько чугунных гербов старинной Пензы. Гуляя по Пензе, вы встретите памятники деревянного зодчества. Один из ярких примеров – дом Мейерхольда в историческом центре. Сюда приходят посмотреть на архитектуру и резные украшения, а также посетить мемориальный музей и театр Доктора Дапертутто. Именно в этом здании театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд провёл своё детство и юношество. В экспозиции музея показаны особенности его жизни, творческой деятельности и трагической судьбы. Театр в доме назван в честь псевдонима режиссёра – Доктор Дапертутто. Здесь ставятся интересные спектакли с хореографическими и музыкальными номерами, куклами-манекенами и живыми актёрами. Музей открыт со среды по субботу с 10.00 до 17.00, в воскресенье – до 14.00. Стоимость посещения экспозиции в сопровождении часовой экскурсии – 200 рублей, билет на спектакль – 400 – 500 рублей. Полюбоваться деревянным зодчеством в Пензе можно на улице Куйбышева. Тут вы встретите несколько одноэтажных домов, но самый необычный и красивый спрятан во дворах, там расположен музей народного творчества. Этот двухэтажный особняк – типичная городская усадьба середины XIX века. Внутри частично сохранились интерьеры, отреставрированные в конце прошлого столетия. Посмотрите на лепные украшения, колонны, двухуровневые потолки и старинные лестницы. В экспозициях музея выставлены работы народного творчества: резьбы и росписи по дереву, художественной ковки, керамики, вышивки и ткачества. Один из самых новых и современных микрорайонов в Пензе называется Город Спутник. Помимо строительства огромных жилых комплексов и торговых центров здесь возвели красивый парк и набережную – объединённое пространство для уличного отдыха вдоль берега реки Суры и затоплённого Терновского затона. Оно состоит из шести тематических зон: тропа здоровья протяжённостью 3,2 км, набережная, пляж, остров с кафе и баней на воде, зона с беседками и детские развлечения. Ребята могут попрыгать на батутах, покататься на поезде и цепочных каруселях, пойти в перевёрнутый дом и верёвочный парк. Для молодёжи больше подходит пляжный участок, куда можно сходить развлечься вечером. На сайте «Спутника» публикуют афишу мероприятий и подробную информацию, чем заняться в каждой из зон отдыха.