Войти в почту

Почему в ЮФО в три раза увеличилось число экскурсий на предприятия

Два металлургических предприятия Волгоградской и Ростовской области недавно вошли в рейтинг "Промышленный туризм: лидеры России-2024". Несмотря на то что оказались в нем единственными, потенциал промышленного туризма в регионе огромен и набирает популярность. Правда, есть и сдерживающие факторы.

Почему в ЮФО в три раза увеличилось число экскурсий на предприятия
© Российская Газета

"Раскаленный металл льется оранжево-красной искристой струей из огромной чаши. Картина одновременно страшная (из-за грохота) и завораживающая. Как будто какое-то волшебство творится в нескольких метрах от тебя", - так поэтично описывает в соцсетях экскурсию на Тагмет в Ростовской области впечатлительный посетитель. Точнее, промышленный турист, количество которых множится год от года.

Интерес к этому вида туризма подтверждается статистикой посещаемости производственных экскурсий: если в 2022 году промышленными туристами в России стали 800 тысяч человек, то в 2023 году промпредприятия посетили уже более миллиона. По итогам 2024 года возможно повышение этого показателя.

Среди участников рейтинга много металлургических предприятий с Урала. Однако Волжский трубный завод (ВТЗ, Волжский) и Тагмет (Таганрог) составляют им неплохую конкуренцию по посещаемости. Тагмет, например, расположился на третьей позиции в категории "Профориентационный туризм". Это неудивительно: на заводе с металлургическими профессиями 3 730 человек познакомились только за прошлый год. Он же вошел в число лидеров по посещаемости. ВТЗ занял четвертое место в номинации "Лидеры промышленного туризма России" по посещаемости: в 2023 году там побывали более восьми тысяч человек.

Туризм сегодня становится новой философией российской промышленности, говорится на портале Агентства стратегических инициатив (АСИ). Его же называют инструментом "честного диалога с потребителями, партнерами, будущими сотрудниками".

Это действительно так, говорят эксперты, но все же есть нюансы.

- Да, юг России показывает новые грани туризма - количество промэкскурсий в Ростовской области за год выросло втрое. Посетить донской филиал Центра тренажеростроения, увидеть, как пекут хлеб в биохуторе Петровский, посмотреть на работу мастеров народного промысла "Семикаракорской керамики" интересно любому туристу. А в Крыму параллельно провели акселератор для предпринимателей и школу экскурсоводов - и вот результат коллаборации: за год появилось около полусотни новых экскурсий на лавандовые и устричные и медийные фермы, винодельни и сыродельни, а четыре крымских промлокации включены в общероссийский путеводитель минпромторга и АСИ, - рассказывает эксперт по маркетингу территорий и общественный представитель АСИ Елена Ищенко. - Однако на этом направлении еще много работы: огромный потенциал во взаимодействии с вузами, да и производства пока не все охотно открывают свои двери туристам. Налицо дефицит кадров для экскурсионного направления на предприятиях. Хотя для них должно быть важно формирование образа своей отрасли как привлекательной и перспективной для будущих специалистов. И здесь ключевая роль отведена промтуризму.

Среди крымских промышленных локаций в путеводителе АСИ есть фабрика мороженого "Доброе", предприятие по производству косметики "Крымская роза", улиточная ферма "Мама Дема", а также винный парк "Долина святого Саввы".

Обзорная экскурсия по легендарному заводу "Крымская роза", например, раскрывает тайны производства косметики на основе эфирных масел. Можно даже самому поучаствовать в сборе розы, если попадешь в сезон.

На улиточной ферме можно увидеть основные "производственные мощности", узнать о том, что такое улитка, и попробовать этот изысканный деликатес на специальной посуде и "с особенной вилочкой".

Стоимость этих туров - 1200 - 1500 рублей.

Туры на винодельческие предприятия - вообще отдельная тема, уверена Елена Ищенко. Ведь это, по сути, агропромышленный туризм. Учитывая наличие виноделен (в Ростовской области, например, их 18, но принимают гостей всего только три-четыре), у этого направления большое будущее.

По словам регионального министра экономического развития Максима Папушенко, промпредприятия "вызывают неподдельный интерес" не только у гостей, но и у местных жителей. Это "большая клиентская аудитория". Поэтому подготовлена программа промышленного туризма на крупные предприятия. Помимо Тагмета, это Ростсельмаш и "Лемакс".

Туры пользуются пока небольшой популярностью, но в целом как "дополнительное предложение" себя оправдывают. Например, тур на комбайновый завод с осмотром цехов и готовой продукции - 2200 рублей с человека, а с группы из 18 человек (необходимый минимум для организации) возьмут 39 тысяч. Это одна из самых популярных экскурсий. Тур проходит примерно один раз в месяц.

Добавим, что тур на ВТЗ на восемь человек продолжительностью четыре часа стоит 1300 рублей с человека.

По словам гендиректора туристической компании "Рейна-тур НТВ" Татьяны Нечепаевой, основная аудитория промтуризма - взрослые люди, возможно, бизнес-партнеры, представители аграрного сектора, но есть и массовый посетитель.

Однако такие мероприятия могут нести серьезную профориентационную функцию.

- Интересно также подключить к этой работе вузы: экскурсии на промышленные предприятия стали бы отличным дополнением к учебе и к практике, - считает Нечепаева.

На Дону, кстати, есть масса интересных локаций и калибром поменьше.

Тот же биохутор "Петровский", где можно самому приготовить хлеб или муку из органических продуктов. Ежегодно на полях компании проводится фестиваль сельского туризма и органической продукции "Хутор-фест".

Промышленный туризм, как уверены эксперты, решает сразу несколько важных задач: повышает престиж рабочих и технических профессий, формирует новые связи с потенциальными потребителями, поставщиками или даже будущими сотрудниками, а также создает яркий рекламный продукт. Это особенно важно для тех мест, которые не изобилуют природными и культурными достопримечательностями.

Для компании это полезно как демонстрация своей продукции перед широкой аудиторией, привлечение новых кадров, а также повышение инвестиционной привлекательности и узнаваемости бренда.

- Мы всегда говорим руководителям предприятий, что у них несколько путей: работать со всем миром и принимать группы самостоятельно либо заключить соглашение с локальным туроператором. Многие предприятия так или иначе сотрудничают с туристическими компаниями, - отмечает гендиректор агентства бизнес-туризма MICE, оператор программы по развитию промтуризма в России Сергей Рыжков.

По его словам, наиболее популярными являются предприятия пищевой промышленности (порядка 25 процентов посещений). Это кондитерское производство, хлебобулочные и молочные заводы, производство воды, консервов, кофе, овощей и, конечно, винодельческие и ликеро-водочные компании. На втором месте - блок предприятий тяжелой промышленности: черная металлургия, горнодобыча. Затем идет машиностроение, высокие технологии и инновации. Есть интересные примеры и на стыке технологий. Например, в Норильске проводят экскурсии на ферме по производству биткоинов. Энергии там достаточно благодаря работе крупных металлургических предприятий. Там же можно получить представление о криптовалюте и даже стать инвестором. Обо всем расскажут.

Справка "РГ"

Программа промышленного туризма "Открытая промышленность" реализуется АСИ с 2021 года. Она служит продвижению кадрового и технологического потенциала российских производителей. Свыше тысячи российских предприятий разработали познавательные профориентационные экскурсии на производство, открыли проходные для школьников, студентов, туристов. Это компании в области металлургии, энергетики, авиа- и машиностроения, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и народно-художественных промыслов.