Послушать многовековые голоса колоколов и прикоснуться к небесам. Гид по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

Пожалуй, эту обитель можно назвать главным монастырем в России. Свято-Троицкая Сергиева Лавра – одно из самых посещаемых православных мест и крупнейший центр духовного просвещения и культуры в стране. При поддержке паломнического центра Троице-Сергиевой Лавры корреспондент MIR24.TV побывала в духовном сердце монастыря, увидела редчайшую сокровищницу, поднялась на пятиярусную колокольню и послушала многовековые голоса колоколов.

Послушать многовековые голоса колоколов и прикоснуться к небесам. Гид по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
© Mir24.TV

История Троице-Сергиевой Лавры неразрывно связана с историей России. Сюда приезжал молиться Иван Грозный, Дмитрий Донской получал благословение на решающую Куликовскую битву, будущий император Петр I принимал присягу, а царица Елизавета Петровна шла пешком до монастыря несколько месяцев. Но многомиллионных паломников и туристов сюда притягивает исключительно личность преподобного Сергия Радонежского.

Около 700 лет назад, в 1337 году, житель этих мест Варфоломей, так в миру звали Сергия, поселился на холме Маковец. В поисках утешения и духовной помощи к нему стали приходить люди. По молитвам Сергия происходили чудеса, тогда его и начали почитать как святого. Позже к Сергию Радонежскому примкнули другие монахи – так постепенно и образовался монастырь, который спустя несколько столетий – в XVIII веке – получит статус Лавры.

Сотни лет Лавра развивалась архитектурно, постоянно совершенствуя свой внешний и внутренний облики. Обитель сочетает в себе противоположные стили: можно встретить барокко, а также более лаконичные и сдержанные архитектурные решения. Помимо церковных, хозяйственных и административных построек отдельное место в Лавре отведено под образовательные цели. В настоящее время на территории монастыря расположено 12 действующих храмов и соборов.

Святые Врата

Главный вход в Троице-Сергиев монастырь – Святые Врата. На протяжении многих веков через них в обитель въезжали цари, князья, митрополиты. Отсюда и название – Святые. Входящих под своды Врат паломников встречают фресковые росписи и мозаичные композиции, на которых изображены основные моменты Жития прославленного русского святого. И хотя парадные Святые Врата расписывались в разные временные промежутки, все образы представляют стройную и иерархически правильно выстроенную систему. Здесь и образы преподобных Кирилла и Марии Радонежских, и расположенный выше надвратный образ Пресвятой Троицы.

Преподобный Сергий вошел в историю не только как игумен Руси, но и как собиратель земли русской и ее духовный защитник.

«Однажды, когда Сергий молился о своей обители и ее монахах, своих учениках, в келье ему явилась Пресвятая Богородица и пообещала оберегать монастырь. И, чтобы ни происходило в дальнейшем, ни одно здание монастыря не было разрушено: в XVII веке обитель на протяжении 16 месяцев держала осаду и защищалась от поляков, в 1812-м Наполеон дважды направлял сюда войска, а во времена Великой Отечественной войны немцы пытались сбросить бомбы. Монастырь так и не смогли покорить! Вот какой покров над нашей обителью», поясняет экскурсовод паломнического центра Троице-Сергиевой Лавры Ксения Конорева.

Сергий прожил 78 лет, скончавшись 8 октября 1392 года. Но почитание его с кончиной только увеличилось. Через 30 лет – 18 июля 1422 года – были обретены мощи Сергия Радонежского.

Троице-Сергиев монастырь был самым главным на Руси, остается таковым он и сегодня. Еще Иван Грозный в XVI веке выделил первенство этого монастыря над остальными. А в 1744 году распоряжением Елизаветы Петровны монастырь получил титул Лавры. В настоящее время на территории России всего две Лавры – Троице-Сергиева в Подмосковье и Александро-Невская в Санкт-Петербурге.

За Святыми Вратами – пятиглавая надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, возведенная над широким арочным проемом, которая служит продолжением торжественного входа в монастырь. Храм построен в характерном для XVII века стиле московского барокко на средства купцов Строгановых на месте старой надвратной церкви во имя Сергия Радонежского.

Троицкий собор

Мимо вековых деревьев – к Троицкому собору, воздвигнутому преподобным Никоном в 1422-1423 годах. Это главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Архитектура – раннемосковское русское зодчество: на территории Москвы и Московской области всего четыре подобных храма, в том числе Спасо-Андроников монастырь и две церкви в Звенигороде.

«На этом месте когда-то была маленькая деревянная церковь, построенная Сергием Радонежским. Когда обрели мощи преподобного, был возведен Троицкий собор. В последствии он стал главной усыпальницей для Сергия Радонежского. Впервые собор был расписан самыми лучшими древними иконописцами: Андреем Рублевым и Даниилом Черным», – уточняет Ксения Конорева.

Художественное сокровище Троицкого собора – пятиярусный иконостас: три его средних яруса – 42 иконы – выполнены преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга. Пятый ярус – подарок Бориса Годунова, а Царские Врата – подарок Михаила Романова.

Святые мощи Преподобного Сергия покоятся в серебряной раке. Это подарок Ивана Грозного, рака весит около одной тонны серебра. Сень над ракой дарила монастырю императрица Анна Иоанновна.

Серапионова палата

Многие паломники знают, что рядом с гробницей с мощами преподобного Сергия – большая черная дверь, а за ней – спуск в Серапионову палату. Построена палата на месте кельи преподобного Сергия, в которой ему явилась Пресвятая Богородица. Если быть внимательным, то можно заметить: правая створка двери имеет исторический след, полученный от ядра во время осады.

«Серапионова палата знаменита тем, что здесь находятся мощи трех настоятелей монастыря: святителя Иоасафа митрополита Московского, преподобного Дионисия Радонежского и святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. А еще тут хранится часть ризы Богородицы, частицы мощей Андрея Первозванного и многих святых. Здесь же можно увидеть часть камня от гроба Господня, привезенного из Иерусалима, и крестик-мощевик Сергия Радонежского, который преподобный носил на своей груди», – рассказывает экскурсовод.

Колокольня

Над Лаврой возвышается бирюзово-белый столп 88-метровой колокольни с венчающей ее золотой короной, а все ее пять ярусов будто парят над духовной обителью. Величественная колокольня, как говорит Ксения Конорева, строилась при правлении трех императриц. Возведение началось при Анне Иоанновне, продолжилось при Елизавете Петровне, а завершилось в годы правления Екатерины Великой.

«Чем выше статус монастыря тем должна быть выше колокольня. Наверху водружается чаща с крестом и монограммы: позолоченные короны и вензели императриц. Эти же монограммы над входом: по центру Екатерины Алексеевны, на восток Елизаветы Петровны, на запад Анны Иоанновны, на север Павла I», рассказывает детали Ксения Конорева.

Среди великого множества колоколов, отлитых в России, колокола в Троице-Сергиевом монастыре знамениты своим богатым и красочным тембром. Основной колокольный звон «живет» на третьем ярусе, под часами. К слову, впервые часы были установлены при правлении Екатерины Великой: диаметр циферблата – 3,5 метра.

Голоса колоколов монастыря плывут и льются над Сергиевом Посадом на несколько километров. Здесь мелодично поют 27-тонный «Первенец», 35-тонный «Благовестник» и 72-тонный «Царь-колокол» – самый большой действующий колокол в православном мире. Самый древний колокол – 600-килограммовый «Никоновский Чудотворец», отлитый в 1420 году.

«До революции в Лавре было 42 колокола, после осталось только 16. Все колокола действующие, с ними «говорят» звонари. На третьем ярусе, то есть в малой звоннице, в центре можно увидеть колокол «Лебедь», отлитый в 1593-м. Весит 9 тонн, а «язык» колокола 500 килограммов. Он издает плавающий звук. Во время праздничного звона именно «Лебедь» задает ритм, под который подстраивается вся звонница», повествует Ксения Конорева.

Поднявшись на колокольню, обязательно сфотографируйтесь на фоне куполов Успенского собора, как в 1990-х это сделали актеры Шон Коннери и Мишель Пфайффер для фильма «Русский дом».

Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой

Тем, кто окажется впервые в Лавре, будет очень удивлен, увидев храм в Нарышкинском стиле: это последняя глава истинно русского зодчества и одновременно первая – европеизированной архитектуры Российской империи. Характерной чертой храма является обилие наружного наряда. Стены будто «исчезают» в декоре из высоких колонн, фигурных наличников и карнизов. Весь этот затейливый убор перевит лозами и ярко раскрашен.

«Использовалось помещение по назначению: здесь трапезничали государи, князья, императрицы. Площадь палаты составляет 510 метров. Это самое большое в России бесстолпное помещение. В советское время тут размещались казармы, клуб, производственные учреждения и даже музей флоры и фауны», говорит экскурсовод.

Красочностью и торжественностью отличается и убранство интерьера. Настенная живопись и лепнина, украшающая трапезную церковь и трапезный зал, выполнены в 1778-1780 годах. Иконостас прежде находился в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы, в народе – церковь Николы «Большой Крест», что была снесена в 1933 году. Как произведение искусства иконостас на время сохранили в запасниках Третьяковской галереи. В виртуозной золоченой резьбе этого иконостаса воплотились мотивы московского узорочья.

Монастырь вдохновил иконописца Андрея Рублева, который создал здесь свою знаменитую «Троицу». Позже она была многократно повторена на иконах и фресках внутри обители. Лавра изображена и на картинах Михаила Нестерова «Юность преподобного Сергия Радонежского» и «Труды Сергия Радонежского». Горькую историю монастыря можно увидеть в его работах «Три всадника», где запечатлен эпизод осады польско-литовскими войсками Лжедмитрия II. С особым почитанием и трепетом к преподобному относился художник и путешественник Николай Рерих. В его работах «Сергий Радонежский» и «Святой Сергий Радонежский» старец изображен на фоне обители.

Успенский собор

Конечно же, паломники не пройдут мимо самого большого собора Лавры – Успенского. В нем чаще всего летом совершаются праздничные богослужения и поет великолепный лаврский хор. Успенский собор возводился почти 30 лет по инициативе Ивана Грозного, но освящался его сыном – в 1585 году. Образцом для главного собора монастыря России стал Успенский собор Московского Кремля, повторяя общую композицию, но превышая по размерам столичный образец.

В великолепном соборе паломников ждут настоящие сокровища – бронзовые литые и чеканные паникадила XVII века, древние росписи и мозаики. Внутреннее пространство поражает величественными размерами и насыщенностью светом.

Собор украшен красивой фресковой живописью. К слову, собор был расписан всего за сто дней. Трудились над фресками 35 ярославских и троицких мастеров под руководством одного из известных иконописцев того времени Дмитрия Плеханова. Иконостас состоит из 80 икон.

Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других.

В соборе находятся мощи святителя Иннокентия Московского. Этот поистине удивительный святой – миссионер и проповедник – стал первым православным епископом Камчатки, Приамурья, Аляски и Америки.

В Успенском соборе пребывает еще одна святыня – гроб преподобного Сергия Радонежского. Как дополнила Ксения Конорева, «по традиции монахи сами себе мастерили гробы, и этот гроб лично для себя сделал Сергий Радонежский».

Захоронение Годуновых

Усыпальница семьи Годуновых – место погребения на фоне роскошной монастырской архитектуры. Мимо захоронения, что возле Успенского собора, проходят посетители, не подозревая, что вместе с останками здесь хранится трагическая история знаменитого рода, сыгравшего важную роль в судьбе Российского государства.

На Соборной площади возвышается обелиск в честь приезда сюда Петра I. Это традиция царской России: в память о приезде венценосной особы ставили обелиск. Если не знать эту особенность, легко принять памятный знак за надгробие.

Каменная крепость и башни

Святыни Троице-Сергиевой Лавры надежно защищает каменная крепость протяженностью 1120 метров. Она была построена в 1540-1550 годы, в начальный период царствования Ивана Грозного. Узлами обороны Троицкой крепости служат десять башен. Еще одна – одиннадцатая – построена позднее крепости, но для оборонительных целей не предназначалась. Главный вход в Лавру защищает Красная башня: в ее нижнем ярусе и расположены Святые Врата.

Самой красивой башней считается Уточья башня, замыкающая северо-восточный угол Троицкой крепости. Отличительная особенность этой башни – высокая ажурная надстройка из чередующихся рядов кирпича и белого камня. Название башни, вероятно, определила венчающая ее белокаменная уточка.

Самая необычная башня Троицкой крепости, высотой около сорока метров, называется Каличья, от слова калики, то есть паломники. Башню построили в 1759-1778 годах на месте разобранной Конюшенной башни, когда крепость вокруг Лавры утратила военное значение. Каличья башня предназначалась не для обороны, а для архитектурного оформления одного из входов в Лавру.

…Находясь на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ощущаешь ее величие и благодать. Приобщиться к этому радостному чувству и увидеть своими глазами знаменитые ярко-голубые и золотые купола приезжает весь православный мир. А еще – это лучшее место, где можно понять, что такое православие и почему оно так тесно переплетено с российской государственностью.