Войти в почту

Белое море, Коми и Можайское водохранилище: куда и зачем ходят в экспедиции столичные школьники

Воспитанники центра экологического образования Московского дворца пионеров в 2024 году отправились в экспедиции на Белое море, в Республику Коми и на Можайское водохранилище. На экспедициях дети изучают биогеографию, ботанику и зоологию, а по итогам исследований пишут научные статьи.

Белое море, Коми и Можайское водохранилище: куда и зачем ходят в экспедиции столичные школьники
© Вечерняя Москва

Центр экологического образования работает в Московском дворце пионеров с 2005 года. Он стал преемником лаборатории натуралистической работы, основанной в доме пионеров в 1936 году. Сейчас его воспитанники регулярно ходят в экспедиции по России.

— Мы наследники центра биологии и натуралистской работы Московского дворца пионеров, который организован из группы юннатских кружков. Он работает со времен деятельности Надежды Крупской, когда впервые создали детские общественные объединения. Основные направления центра сегодня — экология, биология, география, химия, — рассказал руководитель центра экологического образования, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Алексей Бобров.

Последняя экспедиция завершилась 29 июля. 17 детей и три педагога отправлялись в Республику Коми, чтобы изучить флору и фауну Печоро-Илычского природного заповедника. Там они пополнили базу проекта гражданской науки Naturalist, познакомились с географическими особенностями и ландшафтом территории, с характерными процессами образования почвы, а также научились определять почвенные горизонты и отличать их друг от друга. Кроме того, дети помогали заготавливать корм для лосефермы и убирали мусор в ее окрестностях.

— Для меня это была уже не первая поездка в Республику Коми, но нового было все равно очень много. Больше всего мне запомнилась туманная погода возле Печоры, разнообразие флоры на болоте, лоси на ферме. Было интересно искать красивые камни, лежащие на пляже, которые, по словам руководителя группы, очень древние. Спасибо работникам заповедника, которые помогли организовать это все для нас!, — отметил ученик центра Глеб Дорожжинский.

В июне дети изучали зоологию, ботанику и химию на территории Можайского водохранилища. Шесть дней они проводили замеры параметров воды, собирали и обрабатывали коллекции растений, изучали следы жизнедеятельности животных, проводили учеты птиц. Из части собранных растений дети сделали гербарий. Юные биологи собрали пробы для изучения беспозвоночных под микроскопом, научились вязать узлы и передвигаться по веревкам на подвесной системе.

— Для всех экспедиций мы готовим серьезную программу. Общая задача каждой из них — обучить детей полевым методам исследования. Ни один молекулярный биолог не сможет работать, не зная, как ему оперировать своими объектами. Он должен пощупать в природе все — и растения, и животных, и минералы, и почвы, сравнить климат. Еще одна сквозная задача — знакомство с биологическим разнообразием региона. Она инвентаризационная, но очень важна для расширения научного кругозора, — сообщил Алексей Бобров.

Весной 2024 года воспитанники Московского дворца пионеров столичного Департамента образования и науки ходили в экспедицию в Кандалакшский район Мурманской области. 41 школьник и четыре преподавателя во время каникул изучали биогеографию побережья Княжьей губы Белого моря, проводили исследования в области орнитологии, ботаники и микологии, знакомились с уникальной зимней флорой и фауной приливно-отливной зоны Белого моря и реликтовых массивов северной тайги. Затем ученики провели самостоятельные научные исследования — их опубликуют в научном сборнике.

Проведение экспедиций по регионам России для столичных учащихся способствует развитию талантов детей и формированию у них навыков, которые пригодятся им в будущей профессии, и соответствует задачам проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».