На "Иннопроме" историки предложили создать реестр индустриального наследия
Термин "индустриальное наследие" появился во второй половине XX века в Англии, когда подошла к концу первая фаза Большой технологической революции. Ученые делят его на четыре вида: промышленная архитектура, цеховое оборудование, индустриальные ландшафты и отражение производственной тематики в монументальной скульптуре, живописи, мозаике. На Урале памятники архитектуры на 50 процентов совпадают с промышленными: города в XVIII-XIX веках строились вокруг железоделательных заводов, неслучайно в историческом центре Екатеринбурга гостей встречает выставка чугунных молотов, кранов и другого оборудования тех времен. А вот у станков XX века шансов оказаться в музее меньше из-за того, что люди не осознают их культурную значимость.
"К сожалению, созданное после 1917 года под охрану не попадает, хотя многие технологии уже отходят в область преданий. Так, сейчас абсолютно непонятно, почему "Дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей…". Потому что мартены закрываются, - говорит Константин Бугров, доктор исторических наук, заместитель директора Института истории археологии УрО РАН. - Скорее всего, не поедет на свалку объект, который на виду, с которым связан какой-то нарратив, история".
Сейчас специалисты задаются вопросом: что делать с оборудованием, которое устаревает? И сессия на эту тему, организованная Трубной Металлургической Компанией (ТМК), оказалась одной из самых эмоциональных на "Иннопроме". Участники не только поделились личным опытом, но и высказали много ценных предложений. В частности, составить реестр оборудования, которое может перебраться в музеи после списания. А также создать музей трудового подвига в Екатеринбурге.
"Сегодня некуда приехать и посмотреть, как была одержана технологическая победа в 1941-1945 годах, образно говоря, как Магнитка победила Рур. Такая площадка могла бы выступать и агрегатором оборудования, которое заводы по каким-то причинам не могут хранить у себя", - считает профессор Бугров.
Еще одна интересная инициатива - превращать мощности, выведенные из производства, в постоянные экспозиции по типу индустриальных парков. Нечто похожее хотят сделать в Первоуральске, в сквере перед Музейно-выставочным центром Первоуральского новотрубного завода, входящего в ТМК.
Любое индустриальное наследие, помимо общеисторической ценности (уникальные образцы, раритеты прошедших эпох), обладает региональной идентичностью: для Урала станки и домны - не просто технические памятники, это памятники культуры, наши дворцы и кремли. Кроме того, оно имеет патриотическую, воспитательно-образовательную ценность. Среди удачных примеров его сохранения можно назвать креативный кластер "Октава" и музей станка в Туле, музей УГМК в Верхней Пышме, а также музей "Северская домна" в Полевском.
Выплавлять чугун на Северском заводе перестали еще в 1934 году, наверное, печь постигло бы забвение, если бы бизнес не организовал музейный комплекс вокруг. По словам Анны Трепаловой, руководителя направления промышленного туризма ТМК, уникальность этой площадки в том, что историческая часть плавно перетекает в современное производство. Именно металлурги и трубники настояли, чтобы в туристическом акселераторе АСИ появились такие экскурсии.
Фото: Владислав Овчинников
"Когда посетителям рассказывают, что подающий аппарат называется "крокодил", они улыбаются и начинают фотографироваться с ним. Толком даже не понимая, как происходит чудо рождения трубы, на каких-то ассоциациях и эмоциях, даже самых простых, они осознают сопричастность чему-то великому", - рассуждает Анна Трепалова.
По ее мнению, для сохранения индустриального наследия надо в первую очередь прочувствовать его эмоционально. Смогут ли такие объекты стать точкой притяжения для туриста? Нужно формировать пакетные туры, чтобы человек, приезжая в город, мог познакомиться не только с его достопримечательностями, но и с производствами, эволюцией технологий. Тогда понимание, чем эта территория отличается от других, будет максимальным, уверена эксперт.