Крым-2024: Дороги Тавриды ждут нового Сталина
В толстом школьном учебнике «История Древнего мира» дорогам Рима отведено всего шесть строк. Между тем Римская республика и империя просуществовали тысячу лет в первую очередь за счёт великолепных дорог, большинство из которых сохранилось до сих пор.
Римляне построили 80 тысяч километров мощёных камнем дорог. Это почти две длины экватора. Стандартная ширина 6 метров. Вот, к примеру, Доминициева дорога идёт от Рима через Францию до границы с Испанией и соединяется с римской дорогой Виа Августа, идущей до самого Гибралтара. Римляне полтора века владели Крымом и успели построить несколько отличных дорог, ведущих от города Херсонеса до римской крепости Харакс и в другие точки ЮБК.
После римлян дороги в Крыму начали строить только после присоединения полуострова к России. Так, в 1826-1848 годах была построена сеть дорог, соединявших ЮБК с Севастополем и Симферополем.
В 1946 году по личному указанию Сталина началась коренная реконструкция автодороги Москва – Симферополь. Прежняя дорога («Крымский тракт») строилась ещё в 1840-1860 годах. Новая дорога имела асфальтовое покрытие и была введена в эксплуатацию в 1950 году. Дорога проходила через Тулу, Курск, Белгород и Харьков.
В 1960-х годах мой сосед рано утром выезжал на «Волге» из центра Москвы и поздно вечером въезжал в ворота своей дачи в Коктебеле.
«Тоже, нашёл мне Шумахера!» Ну а для любителей спокойной и комфортной езды в 1950 году по новому шоссе было пущено… маршрутное такси «Москва – Ялта». В качестве такси использовался семиместный автомобиль ЗИС-110 (мощность 8-цилиндрового двигателя 140 л. с., максимальная скорость 140 км/ч). На маршруте использовались обычные ЗИС-110 с окраской белый верх и коричневый низ или такси-кабриолет ЗИС-110Б с откидным верхом. Кстати, такси ЗИС-110Б кабриолет можно увидеть в кинофильме «Верные друзья».
От Москвы до Ялты ЗИС-110 доезжал за 31 ч. 21 мин., включая ночлег в харьковской гостинице и 7 остановок в пути. Естественно, это было дольше и немного дороже, чем в купе СВ поезда «Москва – Симферополь». Но были и свои плюсы. Так, такси брало пассажиров у подъезда дома в Москве и довозило до подъезда корпуса в ялтинском санатории.
Замечу, что после 1954 года, когда Хрущёв переписал Крым на УССР, новые дороги и троллейбусные трассы в Крыму строились в основном за счёт союзного бюджета. Именно из-за передачи Крыма дотации Украине из союзного бюджета с 1950 по 1955 год возросли в 22 (!) раза.
А с конца 1980-х годов и до 2014 года в Крыму дороги не строились и почти не ремонтировались.
С 2014 по 2023 год в Крыму было построено и отремонтировано 4 тысячи километров дорог. В мае 2017 года началось строительство 250-километровой автострады «Таврида» от Крымского моста до Севастополя. Трасса была торжественно открыта 27 августа 2020 года.
Дорога отличная, сам проезжал много раз. 26 июня 2024 года съезжаю с Крымского моста на Таманский полуостров. 20 км дорога хорошая, а далее 50 км – строящаяся дорога. По сравнению с июнем прошлого года ничего не изменилось.
Движение двухполосное, обгон запрещён. Свыше часа тащились за грузовиком, гружёным кирпичом. А далее около 200 км почти до Краснодара (до трассы М-4 «Дон») – дороги двухполосные районного значения и масса населённых пунктов с «лежачими полицейскими», светофорами через каждые 50 метров и повсюду ограничения скорости 30-40 км/ч.
Правда, после Краснодара дорога опять хорошая, но в основном платная. Стоимость проезда легкового автомобиля до Москвы 3700-4500 рублей.
А куда можно по «Тавриде» добраться в Крыму? Только в Севастополь. В остальные места, включая ЮБК, ведут старые советские дороги. Так, в Ялту можно добраться, только проезжая кривыми улицами Симферополя, а далее – ремонт дороги от Перевального через Алушту до самой Ялты. Мы прокляли всё на свете и обратно из Ялты сделали крюк в 60 км через Севастополь, чтобы добраться до «Тавриды».
А каково качество дорог, ведущих от «Тавриды» к Крымским перешейкам? К Перекопу сам не ездил, но отзывы водителей в интернете ужасные. Зато сам ездил от «Тавриды» к Азовскому морю и далее по Арабатской стрелке. Вначале – «советский» асфальт, а дальше грунтовка, построенная при Екатерине-матушке. С трудом проходит внедорожник.
Разве за 10 лет, с 2014 по 2024 год, нельзя было построить нормальную сеть дорог в Крыму? Я уж не буду говорить о муках жителей и гостей полуострова. Неужели никто в 2014 году не понимал, что киевская хунта никогда не смирится с потерей Крыма? Тем более, что её в этом вопросе активно поддерживали США и НАТО. Хунте органически нужна была война, хотя бы потому, что в условиях мира хунта не просуществовала бы и года.
Во все времена военачальники просчитывали и худшие варианты исхода войны. Так, например, пусть теоретически, но возможен десант натовских войск в Крыму или отступление российских войск. Возможно и применение тактического ядерного оружия на Украине.
Во всех трёх случаях через крымские дороги и трассу Крымский мост (порт Кавказ) – Краснодар в течение нескольких дней проследуют десятки тысяч военнослужащих, а также эвакуируемых жителей полуострова. Выдержат ли это существующие дороги?
Но ведь в Крыму и так за 10 лет много было сделано для улучшения дорожной сети. На всё денег не хватило. А почему их хватило на несколько крымских «строек века»?
Зачем нужно было реставрировать Константиновскую батарею у входа в Севастопольскую бухту? Внешне она выглядит новоделом, резко отличающимся от первоначального вида. Благо, рядом, в 800 метрах, хорошо сохранилась идентичная Константиновской Михайловская батарея. Там ещё в 2010 году братья Шереметы устроили отличный музей обороны Севастополя. Зачем нужно было создавать ещё один музей по той же тематике в Константиновской батарее? Любопытно, что ряд экспонатов чудесным образом перекочевали из музея в Михайловской батарее в музей на Константиновскую. Злые языки утверждают, что «новую батарею» курировали люди из окружения Шойгу, и не факт, что так и было – но другого разумного объяснения местные жители подобрать не могут.
Кстати, вновь о логистике. В нескольких десятках метров от Михайловской батареи остановки рейсовых катеров и автобусов. Зато на Константиновской построили роскошные вертолётную площадку и несколько пирсов в стиле ретро.
Естественно, простых посетителей на вертолётах и спецкатерах не возят. И добираются они туда пешком от Михайловской батареи. Дорога, близкая к грунтовой. Автостоянки у входа в Константиновскую батарею нет.
А вот ещё чудо XXI века – культурный кластер на 18,3 гектара на мысе Хрустальный в Севастополе. В составе кластера – Оперный театр, Академия хореографии, музей Севастополя и энное количество элитного жилья. Объявленная стоимость 25 млн. рублей. Срок окончания строительства – II квартал 2023 года. Теперь срок перенесли на декабрь 2024 года. Риторический вопрос, и что там будет в декабре?
По планам в конце 2023 года должны быть завершены все работы по ещё одной «стройке века» на месте города и хоры (предместий) Древнего Херсонеса. Там и куча музеев, и монастырь, и филиал «Артека», и т.д., и т.п. Данные о том, что сейчас там происходит, не публикуются. Но в июне 2023 года я не видел функционирующих объектов, а одни длинные заборы и десятки единиц строительной техники. Правда, монастырь, говорят, всё-таки открыли.
Следующая стройка века – грандиозная международная (!) на 613 больших яхта марина в Балаклаве.
Ещё одна стройка – объект «Олива» между Форосом и Ялтой. Я видел лишь вдоль трассы Ялта – Севастополь высотный зелёный металлический забор с телекамерами через каждые 20 метров. Пересказывать предположения местных жителей о том, для кого строятся огромные теремочки, не буду. Однако по сообщениям местных СМИ, стройка огромная.
Это, разумеется, не всё. Было задумано перекурочить весь Крым. Так, к примеру, хорошо сохранилась Керченская крепость, построенная генералом Тотлебеном в 1865-1880 годах. В её погребах и казематах было запланировано построить 40 (!) элитных гостиниц, а в центре крепости – высотный «храм-маяк» в честь Александра Невского, второе по высоте культовое сооружение в России. Однако начало СВО спасло крепость.