Пуй: загадочное село в горной Ингушетии
Те, кто бывал в Ингушетии, наверняка слышали о знаменитых башнях Вовнушки и древних поселениях Эрзи и Эгикал. Но мало кто знает о заброшенном селе Пуй в Гулойхийском ущелье, а между тем это один из самых живописных и крупных башенных комплексов горной Ингушетии.
В конце прошлого года здесь открылась база республиканской школы реставраторов башен. А в январе при расчистке территории в Пуе были обнаружены резные камни с христианской символикой. В СМИ появились сообщения, что это фрагменты барельефа из древнего храма Тхаба-Ерды, расположенного неподалеку. Однако позднее ученые установили, что эти барельефы не являются частью храма, а следовательно, можно предположить, что в окрестностях Пуя находился еще один христианский храм. Так это или нет, покажут археологические раскопки.
Потерянный Пуй
Пуй (от ингушского «поселение, село») лежит у начала Гулойхийского ущелья, там, где в реку Асса впадает ее правый приток — Гулойхи. Он состоит из двух боевых и трех десятков жилых башен, некогда окруженных заградительной стеной 4-метровой высоты. Кроме того, на территории села расположено множество полуподземных и надземных склепов. Многие из них были обнаружены совсем недавно и никогда не подвергались археологическим раскопкам.
На юго-восточной окраине села есть рудники, где еще в конце ХIХ века пуйчане добывали свинец и серебро. Из свинца делали пули (камни для изготовления пороха и пулелейки до сих пор находят в горной Ингушетии), а серебро шло на украшения и на меновую торговлю.
С башенного комплекса Пуй открывается живописный вид на хребты Цейлам и Цоройлам, Ассинское и Гулойхийское ущелья. Отсюда хорошо виден храм Тхаба-Ерды и соседние башенные комплексы: Хайрах, Тори, Дялите, Хамхи.
Летом луга вокруг села пестрят разнотравьем. Это привлекает сюда пчеловодов со всей республики, которые ставят свои передвижные пасеки за рекой.
Еще в начале 1940 годов в Пуе жили люди, занимались скотоводством, земледелием, охотой. После депортации 1944 года село опустело. Вернувшихся из ссылки жителей в Пуй не пустили. С тех пор село стоит заброшенным.
Башня за 80 коров
Над поселком возвышается боевая башня, сохранившаяся целиком. Ее любили фотографировать участники научных экспедиций начала ХХ века, она попала на обложки многих изданий ингушских авторов. Башня имеет почти квадратное основание, состоит из 5 этажей, ее высота — 24 метра. А так как она построена на скальном выступе, то кажется еще выше.
Стрельчатые амбразуры верхнего этажа с четырех сторон прикрыты каменными навесными балкончиками — машикулями. Толщина стен у основания достигает метра, затем они сильно сужаются.
Согласно легенде, за строительство этой башни жители Пуя заплатили талантливому зодчему из фамилии Баркинхоевых 80 коров, боевого коня, шашку и бурку. В переводе на современные деньги это около 9 миллионов рублей.
Жилые постройки в селе Пуй тоже отличаются интересными архитектурными и «дизайнерскими» решениями: здесь можно увидеть оригинальные хозяйственные ниши, изящные резные арки, центральные опорные столбы, тайники, каменные мешки, коновязи, чашечные камни в кладке, ступени и много других интересных деталей.
Славится Пуй также многочисленными пиктографическими знаками на стенах жилых башен, среди которых много солярной символики — такой, например, как на современном флаге Ингушетии.
Поляна ингушского Локи
На плато над селом стоит очень старый сосновый бор, а чуть выше на склоне горы расположено святилище. Квадратная постройка с крышей довольно хорошо сохранилась, как и каменные ступени древней тропы, ведущей к ней через лес.
По преданию, на этом плато обучались верховой езде местные юноши и даже девушки, ведь Пуй находился в стратегическом месте — и его жителям приходилось охранять от врагов подступы к Ассинской котловине с южной и восточной сторон.
Чуть ниже села, на берегу реки Асса, широкая поляна. Ее название переводится с ингушского как «Поляна, на которой в танце закружилась ласка». Говорят, именно здесь зародился ингушский мужской танец, в котором танцор долго и стремительно кружится. Ингушский эпос гласит, что как-то один из нартов, собравшихся на поляне, заиграл на свирели, и Боткий Ширтка — нартский аналог Локи, умевший превращаться в ласку, — закружился в зажигательном танце, который потом и стал традиционным у ингушей.
Дорога в Пуй
Долгое время в Пуй нельзя было доехать на машине: не было дороги. Сюда приходили только фанаты пешеходного туризма, исследовавшие исторические памятники Ассинского ущелья. В 1980-х появилась программа Кавказской перевальной железной дороги, которая должна была соединить Владикавказ и Тбилиси. После перестройки этот грандиозный проект был заморожен, зато осталось несколько мостов и грейдерная дорога, которую проложили рядом с селом Пуй.
В этом веке в Ингушетии вновь заработали туристические маршруты, разработанные еще в советское время, однако комплекс Пуй путешественники посещали редко. Дело в том, что он лежит за рекой Гулойхи, моста через нее не было, а вброд переходить поток весьма опасно. Лишь несколько лет назад пешеходный мост был построен, и теперь Пуй может посетить любой желающий, тем более что село соседствует с популярным маршрутом от Эгикала к храму Тхаба-Ерды и башенному комплексу Вовнушки.