Войти в почту

В гостях у сказки: Отправляемся в «пряничный» Железнодорожный

Недавно мне довелось брать интервью у калининградского кинопродюсера Светланы Гикс. Её компания, среди прочего, занимается поиском локаций для съёмок фильмов и сериалов. Во время разговора Светлана не без сожаления констатировала: Железнодорожный безвозвратно потерян для киношников, слишком уж «пряничным» он получился у реставраторов... А я подумал, неужели, в нашей области наконец появился идеальный аттракцион-городок для туристов? Как только выпала возможность, я решил сам посмотреть, насколько сказочным стал посёлок в Правдинском районе, носивший до 1946 года имя Гердауэн., Транспорт, С мая по сентябрь в Железнодорожный можно добраться на рельсобусе — в прошлые годы он курсировал по субботам и воскресеньям. В остальное время единственным доступным видом общественного транспорта остаются автобусы от Автовокзала: маршруты 509, 525А и 567А. Последний собирает пассажиров, кажется, по всем деревням и весям, так что поездка на нём вместо двух часов занимает почти три.

В гостях у сказки: Отправляемся в «пряничный» Железнодорожный
© Tvoybro.com

Чтобы не привязываться к расписанию автобусов, можно воспользоваться услугой каршеринга. Аренда машины на сутки стоит от 2000 руб., на 12 часов — от 1200 рублей. Заплатил — и можно свободно перемещаться в пределах Калининградской области.

8:15

Солнечное калининградское утро. После холодных проливных дождей ясное небо выглядит как знак, которого я долго ждал. Самое время отравиться в обещанную сказку. Быстро собираюсь, и, чтобы не застрять в пробках и успеть на автобус, бегу на электричку к Северному вокзалу... 7 минут, и я уже на Южном.

9:05

На кассе Автовокзала покупаю билет на 509-й маршрут. Беру до «Центральной площади» — отсюда удобнее всего начать изучение восстановленного исторического центра Железнодорожного. Итого — 271 рубль.

9:30

К четвёртой платформе неторопливо подъезжает видавший виды автобус. Кажется, и машина, и водитель — участники программы «Активное долголетие». Внутри «сильно уставшего» салона с минимальным расстоянием идут ряды кресел: похоже, всю дорогу придётся держать ноги в проходе. Благо, пассажиров не так много.

, Сладкое в «Горчице»,

11:15

Мы на месте. Первые впечатления радуют: посёлок встречает аккуратными домикам и чистыми улицами, кое-где на солнце блестят лужи. Из-за красных крыш выглядывает зубчатая башня Кирхи Гердауэна. На остановке лохматый кот лениво греется в лучах солнца. Центральную площадь украшает бронзовая фигура добряка-пивовара: в одной руке у него пять кружек пенного, другая держит бочонок, к которому тянется гусь. Свысока из-под ёлки на идиллическую композицию авторства московского скульптора Андрея Следкова взирает каменный Ленин. Оглядываюсь по сторонам. В этот утренний час жителей Железнодорожного магнитят две двери — пункт выдачи Озона и кафе «Горчица». Пожалуй, самое время подкрепиться., Изумрудно-зелёные стены «Горчицы» (ул. Коммунистическая, 12) элегантно скрывают её небольшие размеры: внутри едва умещаются несколько столиков и барная стойка. Заказываю половину чайника с жасмином, из-за стеклянной двери холодильника призывно выглядывают эклеры и дерзкое произведение шоколадной мысли — пирожное «картошка» на палочке. Не в силах сделать выбор, беру оба. Эклер совершенен: трубочка из заварного теста щедро залита тёмной глазурью, начинка со вкусом какао и сгущёнки тает во рту. А вот «картошка» оказалась настоящим гастрономическим открытием. Кондитеру удалось в муке воссоздать шоколадное эскимо. Смело и бесподобно. Этот десерт заслуживает стать визитной карточкой Железнодорожного, Трудности межсезонья,

12:00

Отправляюсь исследовать исторический центр. От «Горчицы» вниз идёт улица Октябрьская, там трактир «У Гердавы» (ул. Октябрьская, 11), который многие хвалят за вкусную кухню. Но до 1 марта его двери закрыты, перед наплывом туристов идёт ремонт.

Дворами, мимо отреставрированных домиков, спускаюсь на улицу Калининградская и сразу наверх до перекрёстка. Здесь на углу в аккуратном светло-сером здании на подушке из гранитных булыжников располагается музей «Патефон» (ул. Коммунистическая, 1). Перед красивой синей дверью две фигурки гангстеров в шляпах-федорах и при галстуках: «поющий» с микрофоном напоминает Михаил Круга, на «подтанцовке» у него стиляга в белых гетрах. Внутри царство патефонов — разных форм, цветов и размеров — богатая коллекция Андрея Мациевского, которую он собирал более 15 лет. В соседнем зале — кафе и его очаровательная распорядительница в джинсовом фартуке Наталья. Из разговора выясняю, что она же экскурсовод по музею. Билет стоит 300 рублей, но проводят экскурсию только для компаний от трёх человек. Не теряя надежды послушать вживую патефоны — а включают их только во время экскурсии, — оставляю Наталье своей номер; вдруг в разгар межсезонья на пороге музея всё же возникнут ещё две души, желающие погрузиться в историю уникальных инструментов (опережая события, скажут, что чуда так и не произошло — туристов на экскурсию не набралось). В ответ она протягивает визитку местного гида Маргариты, которая сможет впустить меня на развалины Кирхи Гердауэна.,

12:30

Направляюсь по Больничному переулку к величественным руинам кирхи. Маргарита берёт трубку, но, к сожалению, она в отъезде. Ничего не поделаешь — межсезонье. Идущие навстречу местные жители здороваются. Может, обознались? Улыбаюсь им в ответ. Решаю заглянуть в приоткрытую дверь подъезда одного из нарядных домиков. По опыту Калининграда знаю, что по неизвестной причине капремонт фасадов исторических зданий обычно не затрагивает парадных. К моему удивлению, в Железнодорожном всё иначе: подъезд чистый, стены выкрашен в приятный оливковый цвет, а под потолком аккуратно выведен цветочный орнамент. Но долго глазеть не получается: откуда-то выскакивает пушистый мини-цербер и оглашает весь подъезд звонким лаем. Я быстро ретируюсь.

Мой путь к кирхе лежит через новую детскую площадку. У закрытых церковных ворот путников, не попавших внутрь, ждёт утешительный приз — информационный стенд. Из краткой исторической справки узнаю, что архитектурная доминанта посёлка была возведена в XIV веке и неоднократно перестраивалась. Сильные разрушения здание получило в годы Первой мировой войны, западную стену башни пробил артиллерийский снаряд. Во Второй мировой кирха не пострадала. До начала 1960-х использовалась как склад, пока не обвалилась черепица и не сгнили стропила. С тех пор кирпичная кладка сильно разрушилась. Но со временем кирху планируют восстановить и обустроить музей.,

12:45

Возвращаюсь на одну из самых живописных улиц — Первомайскую. Здесь, в отличие от других уголков посёлка, восстановлены не только все здания, но и аккуратно уложена брусчатка, стоят фонари. Каждый домик — отдельное произведение искусства. Реставраторы уделили особое внимание деталям — где-то резное крыльцо, где-то фахверк, где-то лепнина. Дорожный переулок — ещё один волшебный уголок, где легко почувствовать себя в средневековом европейском городке. Тут же в домике с голубыми ставнями кафе «Терраса» (Железнодорожный пер., 1) — в ассортименте пицца и роллы., Мельница, замок и паровоз,

13:00

Спускаюсь к запруде, называвшейся когда-то озером Бактинзее. На самой платине сейчас активно восстанавливают краснокирпичное здание бывшей мельницы 1909 года. Говорят, что в её подвалах после войны нашли тайник с двумя сотнями картин из Дрезденской галереи. По соседству ресторан и гостиница с живописным садиком у реки, пожалуй, отличное место для обеда. Ещё вернусь сюда. А пока мой путь лежит к Замку Гердауэн (ул. Черняховского, 27-29), а точнее, к тому, что от него осталось., По крутым гранитным ступеням взбираюсь к воротам с неоготическими башенками. За ними остатки былой роскоши замка — руины западного флигеля, конюшня с обвалившейся крышей и колодец, который путеводители называют самым глубоким в области., Спешу к соседнему холму, где возвышается действующий православный храм Святых апостолов Петра и Павла. Устремлённое ввысь здание лимонного цвета было построено около 14 лет назад. Мне повезло, свечница уже собиралась затворять двери до вечерней службы, но по доброте душевной пустила меня внутрь. Убранство поражает богатой росписью и резным алтарём из красного дерева — не ожидаешь такого великолепия в маленьком поселковом приходе.

13:20

Иду дальше вдоль улицы Черняховского, моя цель — вокзал. Быстрым шагом от храма около 15-20 минут ходьбы. Все местные, которых я встречаю по дороге, улыбаются и приветствуют. Похоже, это не случайность — туристов здесь, действительно, любят и ждут. Не доходя до железнодорожного переезда, сворачиваю на улицу Вокзальная. Первая достопримечательность — коренастая водонапорная башня. Пока в ней нет окон и дверей, а внутри гуляет ветер, но жители возлагают большие надежды на нового собственника, который недавно выкупил эту красавицу. По соседству с вокзалом прошлой осенью установили паровоз-памятник ТЭ-52.

Замечаю сотрудницу РЖД. «На поезд я уже опоздал?» — шутливо начинаю разговор. Она подхватывает: «Да, следующий только 1 мая. Но могу вам показать удивительный артефакт, оставшийся от немцев». Она приглашает на станцию. Здесь в окошке бывшей кассы сохранился довоенный монетоприёмник. Моя спутница не без удовольствия демонстрирует, что он прекрасно функционирует. На часах 13:50, а надо ещё заскочить пообедать и успеть на автобус, который отправляется в три часа от центральной площади Железнодорожного..., Конец сказки,

14:15

Возвращаюсь в «Старую мельницу». В просторном зале с камином пустовато, занят лишь один столик. Ко мне выходит сам хозяин заведения, Владимир. Рекомендует мясо по-домашнему: свинина на кости под грибным соусом с картофельным пюре и квашеной капустой. В ожидании заказа изучаю семейный альбом с фотографиями: в нём летопись восстановления трактира — от кирпичных руин до наших дней. Хозяин приносит еду. Мясо приготовлено просто, без гастрономических изысков, но вполне съедобно и главное — сытно. Хороший способ за 480 рублей восстановить силы после долгой прогулки.

15:05

К остановке у центральной площади неспешно выруливает 509-й автобус. Эта поездка мне запомнится надолго. Ведь я, действительно, оказался в сказке. И не только благодаря работе реставраторов, сумевших воссоздать старинный немецкий городок, но, в первую очередь, благодаря местным жителям, которые проявили к туристу радушие и доброту — редкие и от того особо ценные качества по нынешним временам.

Фото: Илья Ефимов, Юлия Торгонская