Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе в программе «Умные парни» от 22 февраля 2024 года.
Несмотря на то, что направлений достаточно много, более 20 стран открыты, именно с целью туризма пятёрка лидеров не меняется. Меняются только места в этой пятёрке. Если мы говорим про лето, то, конечно, это Турция, и дальше с большим отрывом Египет, Арабские Эмираты, Таиланд. Е.ВОЛГИНА: 15 часов 6 минут в столице. Радиостанция «Говорит Москва», у микрофона Евгения Волгина. Мы с вами продолжаем. Майя Ломидзе у нас — исполнительный директор Ассоциации туроператоров России. Майя, здравствуйте. М.ЛОМИДЗЕ: Здравствуйте. Е.ВОЛГИНА: Наши координаты 7373-94-8 — телефон, СМС +7-925-8888-94-8, Telegram для ваших сообщений govoritmsk_bot, смотреть можно в YouTube-канале «Говорит Москва», стрим там начался, поэтому, пожалуйста, подключайтесь. Давайте начнём с общего вопроса: как вы оцениваете сейчас состояние туристической отрасли в нашей стране? М.ЛОМИДЗЕ: Знаете, в целом неплохо. Е.ВОЛГИНА: Могло быть хуже? М.ЛОМИДЗЕ: Могло быть существенно хуже, потому что 23-й год был непростой. Это практически у нас рефрен уже, начиная с 20-го года… Е.ВОЛГИНА: А, с пандемии начиная, да. М.ЛОМИДЗЕ: Да, по поводу непростых годов для туризма. 23-й год, несмотря на то, что он был такой волнообразный, много всего происходило, и спрос колебался вместе с внешними обстоятельствами, начиная от курса и заканчивая авиасообщением, тем не менее, можно сказать, что туристическая отрасль в достаточно стабильном состоянии сейчас. Е.ВОЛГИНА: Насколько, с вашей точки зрения, расширяются возможности внешнего туризма, с учётом последних новостей, что ещё 165 самолётов удалось выкупить у иностранных компаний — теперь эти самолёты здесь, а значит, безопасно летать за границу? М.ЛОМИДЗЕ: Не совсем так. В принципе, это хорошая новость. Что называется, очищенные права на самолёты — это хорошо. Но это не гарантирует сильного расширения полётных программ, потому что мы понимаем, что они очищены, но, тем не менее, есть страны, которые относятся к санкциям очень трепетно. И, несмотря на как бы очищенные самолёты, они могут предъявлять дополнительные требования либо просто опасаться принимать рейсы российских авиакомпаний. Но это версия. Есть такая гипотеза, просто исходя из предыдущего опыта. Давайте посмотрим, как будут развиваться события. В принципе, первый шаг к тому, чтобы полётные программы были расширены, а, соответственно, на некоторых популярных направлениях, возможно, подешевели бы билеты, — этот первый шаг уже сделан. Будем ждать того, что это приведёт к дальнейшим позитивным новостям. Е.ВОЛГИНА: А с билетами что? М.ЛОМИДЗЕ: Ну, всё дорожает у нас, в принципе. Е.ВОЛГИНА: Вопрос интенсивности, скорости подорожания. М.ЛОМИДЗЕ: Знаете, опять же, что показывал 22-й год, и 23-й как-то закрепил эту тенденцию, — я уже говорила про волнообразность реакции туристической отрасли, и эта волнообразность касается и авиаперевозки. Понятно, что общий тренд — повышение стоимости, потому что это ещё завязано и с курсом, и с конкуренцией на направления — а конкуренции на большинстве направлений в сфере авиаперевозки нет (мы сейчас говорим про международный туризм), но есть ещё момент спроса, который тоже колеблется. Спрос снижается, соответственно, понижается стоимость билетов. И чем больше увеличивается количество рейсов на тех или иных направлениях, это тоже приводит к снижению стоимости. То есть при общем тренде повышения цены, тем не менее, есть периоды, когда билеты вдруг начинают сильно дешеветь: на 30-40%. Е.ВОЛГИНА: К Турции это не относится, по-моему. М.ЛОМИДЗЕ: В Турции всё было нормально и со спросом, и с авиаперевозкой. Цены выросли, по этим высоким ценам Турция продавалась. Е.ВОЛГИНА: Получается, когда наши слушатели пишут: «Турция обалдела, цены на туры запредельные, на лето вообще не подступишься», но люди готовы платить, поэтому, видимо, Турция и стоит столько? М.ЛОМИДЗЕ: Естественно. Это закон рынка. Насчёт того, что не подступиться к ценам на лето: я бы рекомендовала, пока есть ещё время — до 31 марта, пока действуют акции раннего бронирования — всё-таки попытаться лето забронировать по акциям раннего бронирования. Потому что это будет на 25%, в некоторых на 30% дешевле, чем этот же тур будет стоить летом. Е.ВОЛГИНА: Либо летом искать, как это, период короткого бронирования, такое тоже… М.ЛОМИДЗЕ: Горящие? Е.ВОЛГИНА: Знаете, как это бывает, алгоритмы какие-то работают. Я сама в прошлом году такой тест провела. Надо зафиксировать понедельник или вторник утро, 10 утра, залезть на сайт с десктопа, а не с телефона. Реально получилось сильно дешевле, чем это было в пятницу той же недели. М.ЛОМИДЗЕ: Есть такие лайфхаки тоже: когда смотреть, какие даты смотреть и на какие дни недели. Это тоже имеет значение. Но это для, что называется, очень неленивых туристов. Е.ВОЛГИНА: Серьёзно? М.ЛОМИДЗЕ: Да. Е.ВОЛГИНА: Вот, оказывается, к какой категории я теперь отношусь. Хорошо, по поводу Турции: это же тоже интересно, что раньше она была совсем дешёвая, и туда всё равно много ездили. Потом она начала дорожать. Здесь же получается… у нас иногда люди целый год копят на этот отпуск, некоторые говорят: «Подорожало на 50 тысяч, ладно, всё равно поеду, потому что один раз в год отдыхаю». И получается замкнутый круг: Турция может позволить себе предлагать туры подороже; граждане России — деваться некуда — покупают подороже и, соответственно, все в выигрыше. М.ЛОМИДЗЕ: Не соглашусь только с одним тезисом — насчёт того, что деваться некуда. Можно же не покупать. Е.ВОЛГИНА: В смысле? Отдохнуть-то хочется. М.ЛОМИДЗЕ: Но Турция — не единственное направление выездного туризма. Е.ВОЛГИНА: А как же получилось, что у нас только в Турцию-то и рассматривают? Ну, Египет летом мало кто рассматривает — жарко. М.ЛОМИДЗЕ: Тем не менее, Египет тоже рассматривают, он подешевле. Арабские Эмираты тоже рассматривают, они тоже подешевле. И Таиланд по цене Турции летом — тоже есть такое направление. Е.ВОЛГИНА: Серьёзно? То есть вы думаете, что просто ограничение какое-то срабатывает автоматическое у человека? М.ЛОМИДЗЕ: На самом деле, если отбросить всю казуистику и вот эту всю игру слов, всё крайне просто. Это набор предлагаемых услуг, комплекс услуг, которые предлагает Турция. Ну, нет у других направлений такого комплекса услуг на летний период. Это правда. Е.ВОЛГИНА: «С детьми Турция — это единственное направление, потому что в Арабские Эмираты с детьми не поедешь, в Азию тоже страшно, там постоянно какая-то лихорадка, червяки и прочее. Поэтому что делать, приходится на Турцию откладывать», — говорит Павел. М.ЛОМИДЗЕ: Это ровно подтверждение того, что я сказала. Отбрасываем казуистику, и это факт. Е.ВОЛГИНА: А есть прогнозы по самым популярным нашим направлениям на этот год, на это лето. Наверное, это всё-таки Турция, Египет, что ещё? М.ЛОМИДЗЕ: Мы все с вами уже успели перечислить за это короткое время нашей беседы. Несмотря на то, что направлений достаточно много, более 20 стран открыты, именно с целью туризма пятёрка лидеров не меняется. Меняются только места в этой пятёрке. Если мы говорим про лето, то, конечно, это Турция, и дальше с большим отрывом Египет, Арабские Эмираты, Таиланд. Е.ВОЛГИНА: Марокко, Тунис? М.ЛОМИДЗЕ: Нет. Е.ВОЛГИНА: Почему? М.ЛОМИДЗЕ: Они даже в двадцатку не входят. Е.ВОЛГИНА: В смысле не открывают направление прямое, или туда нет спроса? М.ЛОМИДЗЕ: В Тунис, насколько я знаю, нет у нас прямых рейсов. Марокко — что то было, но это не стабильная перевозка, потому что они объявляли об открытии регулярных рейсов чаще, чем эти рейсы запускались. И это всё-таки, как справедливо сказал наш слушатель, не страны массового отдыха. Е.ВОЛГИНА: Много людей готовы ехать куда-то стыковками? М.ЛОМИДЗЕ: Да, достаточно много. Подтверждением тому был Таиланд в том же 22-м году, когда ещё не было прямого сообщения, и только со стыковками можно было отправиться, Таиланд входил в число популярных. А сейчас он достиг практически уровня 19-го года. Е.ВОЛГИНА: Ну, так в Тай же сейчас напрямую летают. М.ЛОМИДЗЕ: До открытия прямого сообщения Таиланд входил в десятку самых востребованных, и стыковки там были не дешёвые и не короткие. Очень многие ездят в Европу. Е.ВОЛГИНА: Серьёзно? М.ЛОМИДЗЕ: Да. Со стыковкой в основном в Стамбуле, на втором месте Арабские Эмираты. Е.ВОЛГИНА: Там подороже, говорят, — стыковка через Арабские Эмираты. М.ЛОМИДЗЕ: Да. Стамбул — самая распространённая история. Летали через Ереван, но там поменялось расписание, оно уже с Европой не очень. Летали через Грузию, через Тбилиси — тоже довольно дорогая получается стыковка. Тем не менее, Стамбул на первом месте. Из европейских стран это, конечно, Греция, Испания, Кипр. Е.ВОЛГИНА: Ну, это у кого виза есть, наверное. М.ЛОМИДЗЕ: Визы можно оформлять. Эти страны оформляют визы. Е.ВОЛГИНА: Дорого, говорят, сейчас оформлять визы. М.ЛОМИДЗЕ: 60 евро. Е.ВОЛГИНА: Что можете сказать по поводу направлений экзотических? В прошлом году у меня знакомые, например, поехали на Занзибар, кто-то на Маврикий поехал. Ну, Сейшелы, Мальдивы — понятно. М.ЛОМИДЗЕ: Перестали быть экзотикой, мне кажется. Е.ВОЛГИНА: Да, хотя у меня пока всё это мимо. Но по факту, получается… есть такое, что какие-то направления экзотические готовы именно России открываться, целенаправленно хотят выйти на российского туриста? М.ЛОМИДЗЕ: Я бы сказала, они уже вышли. Практически вся Африка, правда, тоже без прямого сообщения, подавляющее большинство стран Африки — я имею в виду Африку южнее экватора. Я не могу сказать, что это массовые направления, но они востребованы. Туры есть, и они продаются. Пускай это какие-то десятки, сотни, но тем не менее. А такие направления, как Сейшелы, Маврикий и Мальдивы, перестали быть экзотикой. По сути, они остаются экзотическими направлениями — по содержанию, по контенту. Но по количеству туристов и по востребованности это стали массовые направления. Е.ВОЛГИНА: Массовым это стало, потому что это стало по деньгам доступно, уровень людей финансовый повышается, или люди решают подкопить, но открывают для себя какие-то новые направления? М.ЛОМИДЗЕ: Нет, это люди, у которых точно есть деньги, которые не хотят заморачиваться со стыковкой и хотят качественного, хорошего отдыха на морском или океанском курорте. Е.ВОЛГИНА: Экзотическом. М.ЛОМИДЗЕ: Тоже сформировалась эта тенденция с 20-го года и, в общем, она только укрепляется. Е.ВОЛГИНА: Насколько знаю, Майя, когда речь идёт о том, чтобы поехать куда-нибудь в Танзанию, вообще в Африку, особое внимание нужно уделять тому, чтобы иметь какие-то прививки, правильно? М.ЛОМИДЗЕ: От жёлтой лихорадки надо делать, да. Е.ВОЛГИНА: В основном их делать? М.ЛОМИДЗЕ: Не во всех странах это требуется. Но в тех странах, где предполагается сафари, выезд в национальные парки, там лучше подстраховаться и сделать прививку от жёлтой лихорадки. Она делается, по-моему, минимум за две недели до вылета. Я сама никогда не делала, не знаю. Но судя по отзывам туристов, которые неоднократно посещали африканские страны, в этом нет ничего страшного. Е.ВОЛГИНА: В прививке? М.ЛОМИДЗЕ: Да. От ковида было страшнее. Е.ВОЛГИНА: Ясно. Интересно как. Раз уж про прививки мы с вами заговорили, — в Азии, на Шри-Ланке сейчас какая-то странная история с этой лихорадкой денге, что там она лютует, и люди даже гибнут от неё. А какие-то предупреждения специальные нужны для туристов, которые готовы на Шри-Ланку выехать, вообще в Азию, во Вьетнам? М.ЛОМИДЗЕ: Мы ориентируемся в данном случае на предупреждения Роспотребнадзора, потому что это уполномоченный компетентный орган, который может делать такого рода заявления для российских граждан. Пока никаких предупреждений от них не поступало. Последнее, что я читала в официальном сообщении Роспотребнадзора, — что они не ожидают какой-то экспансии этого вируса, этого заболевания на российскую территорию. Пока, видимо, признаётся, что это не очень опасно, и косит, видимо, где-то не там, где наши туристы отдыхают. Е.ВОЛГИНА: «В Северную Корею будут предложения?» — спрашивает Григорий. Это из экзотических направлений. Понятно, не море. М.ЛОМИДЗЕ: Вот уж настоящая экзотика, абсолютная экзотика, да. Кто-то даже говорит «попутешествовать на машине времени». Я думаю, что да, Северная Корея как-то войдёт в ассортимент туристических предложений. Понятно, что массовость маловероятна там, и каких-то существенных потоков, скорее всего, это направление достигнет после того, как там будет создан так называемый специальный кластер для российских туристов. Вы, наверное, знаете, что они собираются строить специальный отдельный курорт. Е.ВОЛГИНА: Конечно, да. М.ЛОМИДЗЕ: Почему вообще возникла в этом необходимость — потому что по всей остальной территории Северной Кореи даже с туристическими целями ты передвигаешься практически… Е.ВОЛГИНА: Под охраной. М.ЛОМИДЗЕ: Да. Маршевым шагом. Шаг вправо, шаг влево не разрешён. Ты не можешь там фотографировать. Ты не можешь подходить, заходить… по мне, это не очень отдых, когда ты можешь ходить только по одной тропинке и даже не любопытствовать. Наверное, это не очень интересно. При том, что там замечательная природа, и исторически тоже интересная страна, почему бы и нет. Поэтому я думаю, что какой-то поток будет только после того, как будет создан этот кластер для свободного… Е.ВОЛГИНА: Передвижения. М.ЛОМИДЗЕ: Свободная туристическая зона, да. Е.ВОЛГИНА: Ну, это годы, наверное… М.ЛОМИДЗЕ: Насчёт «годы» не знаю, но, я думаю, что, может быть, уже на следующий год что-то запустится. И, конечно, это интересно в первую очередь для жителей регионов Дальнего Востока и Сибири. Оттуда быстрее лететь. Е.ВОЛГИНА: Ну, потому что это близко. Близко лететь, а может быть, даже и ехать, кстати. Нет? М.ЛОМИДЗЕ: Скорее всего, лететь. Е.ВОЛГИНА: Всё-таки лететь. Так, очень много вопросов от наших слушателей, конечно. По поводу Вьетнама ещё… так во Вьетнам же можно попасть сейчас? М.ЛОМИДЗЕ: Да, во Вьетнам можно. Е.ВОЛГИНА: Вот сообщение, нашла: «Майя, скажите, пожалуйста, как изменился портрет российского туриста? Если раньше это только отельный отдых, то сейчас, кажется, люди и в джунгли готовы, и по музеям походить, как будто бы на море належались?» М.ЛОМИДЗЕ: Я не могу согласиться, что раньше это был только отельный отдых. Наоборот, почему. Вспомним благословенный 19-й год или ещё не менее благословенные 18-й, 17-й. Почему все страны так конкурировали и так пытались заманить, причём для всех стран был важен российский рынок? Потому что наши туристы не могли долго просто лежать на пляже, они любопытные и щедрые, сразу после пересечения границы становились очень щедрыми. И это было важно для тех стран, которые принимали наших туристов. Потому что походить по музеям даже в той же Турции, которая ассоциируется абсолютно с пляжным отдыхом, тем не менее, самые активные посетители всяких экскурсий — это наши туристы. И, собственно, так было всегда. Е.ВОЛГИНА: Ещё японцы, кстати, очень дисциплинированные, их всегда можно… М.ЛОМИДЗЕ: Мы сейчас не про дисциплину. Мы про любознательность. Про японских туристов есть такой миф. Не могу его ни подтвердить, ни опровергнуть. Есть такой миф, что у них есть как бы план того, что они должны посетить, посмотреть и, условно, во внутренней своей анкетке поставить галочку: вот это мы посмотрели, здесь побывали, здесь ручку приложили, а здесь селфи сделали. Наших туристов с таким перечнем… мы вообще не склонны к формированию списков. Таких туристов у нас намного меньше. У наших туристов есть именно любопытство, любознательность и желание сменить обстановку. Даже если ты прекрасно полежал три дня на море, на четвёртый день можно куда-то ходить. Е.ВОЛГИНА: «Добрый день. По поводу Ирана расскажите, пожалуйста, насколько это популярное сейчас туристическое направление». М.ЛОМИДЗЕ: Популярным направлением Иран назвать нельзя. Но направление невероятно перспективное как раз с точки зрения экскурсионного туризма. Хотя страна себя позиционирует и как пляжное направление, и даже как горнолыжные курорты, тоже продвигают. Но горнолыжные курорты и пляжные туры в Иран пока у нас не особо активно продаются. То, что продаётся, — это, конечно, экскурсионка. Потому что это древняя Персия, это очень интересная история, интересные достопримечательности, совершенно другие ландшафты, там точно есть что посмотреть. И Тегеран, и Исфахан, и Шираз — это города, которые сразу рождают массу ассоциаций, даже вплоть до запахов. Такая восточная история. Е.ВОЛГИНА: Вы были? М.ЛОМИДЗЕ: Нет, я ещё не была, но я много читала. И мы отправляли делегацию наших операторов туда для изучения всей этой истории. И в том числе они посетили остров Киш — то самое пляжное направление, которым позиционирует себя и продвигает Иран. Ну, это такой шариатский пляжный отдых: отдельные пляжи для мужчин и женщин; даже на отдельном пляже женщина, конечно, ни в каком не бикини, руки должны быть закрыты, плечи закрыты, ноги закрыты по щиколотку. Е.ВОЛГИНА: В исламском купальнике надо быть. М.ЛОМИДЗЕ: Да, в таком. Он тоненький, он красивый, в нём даже что-то есть. И наши девушки, которые были в делегации, сказали, что в этом даже какая-то изюминка: когда на этом пляже, несмотря даже на то, что ты в закрытом купальнике, ты чувствуешь себя намного свободнее, чем на общих пляжах. Е.ВОЛГИНА: Ничего себе. М.ЛОМИДЗЕ: В общем, как какой-то экспириенс, как минимум, вполне подходит. Е.ВОЛГИНА: Слушатель пишет по поводу Ирана: «Туда попасть можно только через турагентства, или страна свободная, пускать могут просто по билету, а там экскурсии как получится, так и куплю?» М.ЛОМИДЗЕ: Я знаю туристов, которые самостоятельно организовывали свои поездки в Иран. Вернулись живыми, здоровыми, без проблем. Но для самостоятельных туристов нужно оформлять визу, а клиентам туристических компаний появилась с этого года возможность по безвизовому обмену туда попасть. Е.ВОЛГИНА: Меня, кстати, удивило, что в Турцию очень много иранцев едут отдыхать, это очень популярное у них направление. М.ЛОМИДЗЕ: Да. Потому что там не шариатский отдых на море. А иранцы очень хотят к нам приехать в Сочи, например. Е.ВОЛГИНА: Серьёзно? М.ЛОМИДЗЕ: Да. Даже обсуждается постановка чартерных программ, чтобы они приезжали к нам в Сочи. Е.ВОЛГИНА: Ничего себе, вот это да. А у нас многие граждане России Сочи недооценивают до сих пор. Раз уж про внутренний туризм заговорили, я сколько раз встречала людей, смотрела, интересно было отзывы читать, люди продолжают сравнивать Сочи, Крым: ну, не как в Турции, далековато. Но это же всё равно другой отдых, как ни стремись быть похожим, ты всё равно будешь другим. Так зачем настаивать на том, что мы стремимся приблизить Сочи, Крым и другие наши тёплые места к тому, как в Египте или в Турции? М.ЛОМИДЗЕ: Я не знаю, если честно, зачем постоянно… Е.ВОЛГИНА: Сравнения вот эти идут. М.ЛОМИДЗЕ: Бесконечные питающие, я не знаю, гордыню или комплекс неполноценности, если уж говорить про какие-то общечеловеческие вещи… разные форматы отдыха. All inclusive теперь есть и в Краснодарском крае. Да, он стоит дороже, чем в Турции, но это полноценный аll inclusive в наших широтах, без языковых барьеров, с возможностью послать матом кого хочешь и в ответ получить, соответственно. Е.ВОЛГИНА: Вы думаете, это в сервисную карту входит? М.ЛОМИДЗЕ: Я знаю, что многим туристам… не скажу, что это важно, это была бы какая-то циничная натяжка, но это значимый аргумент, что ты находишься в понятных тебе… Е.ВОЛГИНА: В своей языковой среде. М.ЛОМИДЗЕ: Да. В понятном пространстве. Я сейчас не про мат, я про необходимость что-то оформлять, какие-то долгие перелёты. Хотя лететь сейчас примерно одинаково что до Сочи, что до Турции. Но это всё равно твоё пространство, и для очень многих туристов это важно. Важно было совместить это пространство с аll inclusive — пожалуйста, есть. Есть выбор достаточно большой — от условно бюджетного трёхзвёздочного до 5+. Кто-то хочет — выбирает это. Но сравнивать всё время курорты Черноморского побережья со средиземноморскими курортами Турции, мне кажется, тупиковый вариант. Е.ВОЛГИНА: Невозможно. Слушатель: «Был в Тегеране в 19-м году по работе. Посетил местный телецентр, метро, горы. Всем советую. Кормят вкусно. Когда узнают, что из России, сразу улыбка, очень доброжелательные люди», — говорит Михаил по поводу Ирана, что туда прямо стоит поехать. М.ЛОМИДЗЕ: Да. Е.ВОЛГИНА: «На Новый год я ездил в Сочи. Там лучше, чем в Турции, и отель был «всё включено», который в Сочи не нужен», — говорит наш слушатель. Это по поводу зимы и Сочи. Ну, зимой в Сочи не покупаешься. М.ЛОМИДЗЕ: Нет. Зимой в Сочи для того, чтобы покататься на лыжах. Е.ВОЛГИНА: Конечно. Это совсем другое. М.ЛОМИДЗЕ: Зимой и в Турции не искупаешься, в общем. Е.ВОЛГИНА: Ну, любители моржевания, может быть. «В Сербию есть прямые?» Конечно, есть прямые перелёты в Сербию. Естественно. М.ЛОМИДЗЕ: Есть, да. Е.ВОЛГИНА: «Скажите, пожалуйста, не поступали ли вам сообщения о дискриминации российских туристов на международных авиарейсах?» М.ЛОМИДЗЕ: Нет. Очень часто задают этот вопрос — о дискриминации на рейсах, о дискриминации в месте пребывания, в каких-то отелях. У нас нет таких сообщений, и у туристических компаний — мы специально опрашивали — тоже нет. Скорее всего, какие-то единичные случаи есть, но мне про них не известно, я про них узнаю из СМИ. Е.ВОЛГИНА: Майя Ломидзе с нами — исполнительный директор Ассоциации туроператоров России. Это программа «Умные парни», после информационного выпуска продолжим. Про туризм говорим, про популярные направления говорим, про перспективы развития внутреннего туризма тоже поговорим обязательно. Потому что тут уже вопросы и по поводу Мурманска, и по поводу Магадана, Дальнего Востока — много всего. Дождитесь, через четыре минуты продолжим. НОВОСТИ Е.ВОЛГИНА: 15:35 в столице. Радиостанция «Говорит Москва», у микрофона Евгения Волгина, мы продолжаем. Майя Ломидзе с нами — исполнительный директор Ассоциации туроператоров России. Как раз в перерыве с Майей про Кубу говорили, и Майя говорит, что, конечно, спустя четыре года, Куба допандемийная и Куба сейчас — это совершенно разная Куба. Тяжело им было без туристов, да? М.ЛОМИДЗЕ: Тяжело, это прямо чувствуется. Е.ВОЛГИНА: Серьёзно? То есть ехать не стоит? М.ЛОМИДЗЕ: Я этого не говорила. Е.ВОЛГИНА: А что? М.ЛОМИДЗЕ: Ехать стоит, но надо выбирать только «пятёрки», пятизвёздочные отели. Экономить на Кубе не надо, надо брать по максимуму. Е.ВОЛГИНА: Доминиканская Республика, Карибский бассейн? М.ЛОМИДЗЕ: Нам недоступно. Е.ВОЛГИНА: Ничего не доступно? И никак попасть туда невозможно? М.ЛОМИДЗЕ: Есть варианты, но они немножко сложные. Можно через Венесуэлу долететь — до Каракаса и оттуда на стыковке до Доминиканы. Но это получается очень дорого. Е.ВОЛГИНА: Латинская Америка, насколько я понимаю, всё упирается в деньги всегда? М.ЛОМИДЗЕ: Конечно. Сейчас — особенно. Потому что у нас маршруты же перелётные поменялись. Мы же не можем лететь над Европой теперь. Е.ВОЛГИНА: И это всё дольше. М.ЛОМИДЗЕ: Это существенно дольше. Е.ВОЛГИНА: И даже где-то со стыковкой, наверное, какие-то маршруты есть. Ну, либо откладывать весь год и потом выбирать, как весь мир посмотреть, в конце концов. История с внутренним туризмом. Мне кажется, в этом году прямо какая-то распаковка внутреннего туризма произошла, особенно в контексте развития северных территорий, познания северных территорий: съездите в Мурманск, посмотрите китов, северное сияние, северные олени. Это что-то такое, что раньше вообще не воспринималось, как вариант, мне кажется. М.ЛОМИДЗЕ: Конечно, кому-нибудь скажешь… где отдохнуть? Как вариант, предлагаешь Териберку или на Ямал — удивительное место совершенно. Или, я не знаю, в Тюменскую область, хотя она не за Полярным кругом, но тем не менее. И все крутили пальцем у виска: «Отдохнуть, отдохнуть! А ты что предлагаешь-то, какой Мурманск?» Е.ВОЛГИНА: Там купаться, говорят, тоже можно, в Мурманске, в каких-то гидрокостюмах. М.ЛОМИДЗЕ: Это, к слову, про моржей, причём даже летом. Но, действительно, произошла такая перезагрузка восприятия. Вы спрашивали, люди хотят какой-то экзотики. Мальдивы перестали быть экзотикой, люди стали открывать экзотику в наших широтах. Е.ВОЛГИНА: Серьёзно? У себя же. М.ЛОМИДЗЕ: У себя же. Мне кажется, это закономерно в такой-то огромной стране. Е.ВОЛГИНА: Куда едут в основном? Что предлагается, куда едут? М.ЛОМИДЗЕ: Если говорить о массовости, я бы в первую очередь сказала бы про регионы Северо-Западного федерального округа. Е.ВОЛГИНА: Калининград, Питер, Выборг? М.ЛОМИДЗЕ: Нет, мы про экзотику. Поэтому — Карелия, не граничащая с Ленинградской областью, а подальше на север. Е.ВОЛГИНА: На Кольский полуостров. М.ЛОМИДЗЕ: Мурманск тоже, безусловно. Архангельск, Северодвинск просто прекрасен. Вологда тоже по-другому заиграла, хотя пока проигрывает. Кроме Великого Устюга, резиденции Деда Мороза, она пока не спозиционирована на рынке. Мне кажется, это даже несправедливо по отношению к региону. Ямал, как я уже сказала. Салехард — замечательное место, где северное сияние случается прямо посреди города. Это тоже такое очень прикольное переживание. И потом, это один из тех регионов, где оленей больше, чем людей. Когда ещё ты сможешь покормить северного оленя, потрогать по мордочке и посмотреть, как живут оленеводы? Е.ВОЛГИНА: Якутия, наверное, какая-нибудь, да? М.ЛОМИДЗЕ: Если мы говорим про массовость, я назвала те регионы, где относительно высокий спрос. Мурманск и Карелия в этом смысле лидируют. Как только мы переходим в категорию «чистая экзотика не для всех», то тут, конечно, Якутия, тут и Магадан, отчасти Камчатка. Мечта, мне кажется, каждого второго жителя Российской Федерации — побывать на Камчатке. Потому что тоже незабываемо: видишь три вулкана, прямо живя в городе — Петропавловске-Камчатском — и это очень прикольно. Сахалин. Он где-то посередине. Он по массовости недотягивает до Северо-Западного федерального округа, но уже и не такая абсолютно элитная, нишевая экзотика, как Якутия. И, конечно, я не могу не назвать Красноярский край. Красноярский край, Тыва и Хакасия — есть маршрут по этим трём регионам — это, конечно, просто взрыв мозга и что-то совершенно незабываемое. Е.ВОЛГИНА: А там что? На что едут смотреть? М.ЛОМИДЗЕ: Тыва, Хакасия — это очень древние цивилизации. И следов этих цивилизаций там больше, чем гостиниц. Но те петроглифы, и ландшафты, и места силы, которые посещали туристы в этих регионах, — люди просто слов не находят, чтобы описать свои ощущения от пребывания там. Ну, в Красноярском крае — сам по себе Красноярск, просто я его люблю, Енисей. Плато Путорана — тоже, в общем… Е.ВОЛГИНА: Конечно, да. Чукотка, наверное, да? М.ЛОМИДЗЕ: Тоже пока не выстрелила как туристическое направление. Но не всё сразу. Страна большая. Е.ВОЛГИНА: Это правда. Мне иногда кажется, кстати, что даже Сахалин мог ещё… М.ЛОМИДЗЕ: Мог, согласна. Е.ВОЛГИНА: Особенно если запустить этот супермегакомфортный паром, который никак не запустят, и он стоит во Владивостоке, то это тогда как раз такая стыковка: прилетаешь во Владивосток, гуляешь по Владивостоку — мосты, остров Русский, Батарея… М.ЛОМИДЗЕ: «Земля леопарда». Е.ВОЛГИНА: Океанариум, а потом 15 часов на пароме. Ну, или чуть поменьше. М.ЛОМИДЗЕ: Чудесно. И выходишь на Сахалине, где совершенно другие ландшафты, всё другое. Е.ВОЛГИНА: Водорослей поесть можно, гребешков. М.ЛОМИДЗЕ: Причём прямо зайдя в воду, собрав эти водоросли руками. Е.ВОЛГИНА: С этими гребешками, да, тоже руками. «Собираемся летом на Камчатку. Но непонятно, почему наша родная Камчатка дороже пятизвёздочного Таиланда», — говорит Стратегический Инвестор. Таиланд тоже когда-то был дорогой. М.ЛОМИДЗЕ: Нет, почему? Понятно. Послушайте, это как постоянное сравнение с Турцией. Понятно, потому что Камчатка — не Таиланд. Таиланд — направление массового туризма с совершенно другим объёмом инфраструктуры и совершенно другой целью приезда: на море, позагорать, поплавать. Камчатка не для этого. Это как-то странно. Е.ВОЛГИНА: Знаете, Майя, я думаю, здесь люди тоже попадают в ловушку стереотипов, что если это в нашей стране, то это должно быть всё три копейки. Это ж не заграница. М.ЛОМИДЗЕ: Мне кажется, это не очень правильное представление о том, как у нас всё должно быть устроено. Потому что всё ещё зависит от того, какой регион в нашей стране, насколько он удалён от… мы же говорим всё-таки о спросе из Москвы и Санкт-Петербурга — кстати, два основных города-поставщика туристов практически во все регионы. Е.ВОЛГИНА: В смысле, из Москвы и Питера едут по регионам? М.ЛОМИДЗЕ: Да. Е.ВОЛГИНА: Так, «Я в тренде. За эту зиму был и в Мурманске, и в Вологде», — говорит Георгий. Да, северный туризм очень многих… многие для себя открыли Алтай, насколько я понимаю, открыли, кстати, сибирские курорты горнолыжные тоже. М.ЛОМИДЗЕ: Шерегеш? Е.ВОЛГИНА: Шерегеш, конечно. Самое популярное. Говорят, тоже недёшево, конечно, но при этом прямо по люксу. М.ЛОМИДЗЕ: Невероятное катание, да. Е.ВОЛГИНА: Красота. Но, по вашим подсчётам, если даже в таком темпе развитие туризма будет происходить, то когда мы увидим что-то такое… всё равно же люди чего-то ожидают, и участники этой сферы понимают, что людям надо, какая инфраструктура нужна, какие гостиницы нужны. Или здесь есть некоторое расслабление, потому что, условно, и в домике лесника переночуют, потому что куда они денутся? М.ЛОМИДЗЕ: Есть два противоречивых тренда. Е.ВОЛГИНА: Не пересекаются? М.ЛОМИДЗЕ: Абсолютно не пересекаются, движутся навстречу друг другу, и оба достаточно сильны, причём практически везде. Первый тренд идёт, кстати, от государства, от мер государственной поддержки и вообще от создания госполитики в сфере туризма: что надо создавать новые точки притяжения, надо создавать объекты, где можно жить. Потому что у нас масса мест, куда можно приехать, но непонятно, где там жить. Е.ВОЛГИНА: Это правда. М.ЛОМИДЗЕ: Соответственно, надо создавать объекты для проживания, понятные туристу. Чтобы он не выискивал, а чтобы понятно было, что это кемпинг, а это отель, а это гостевой дом. Или глэмпинг, тоже очень популярная история. И что развитие означает создание этих новых точек и, соответственно, направление потоков туда. Второе противоречивое течение навстречу всему этому — от добра добра не ищут. Если к нам едут за любые деньги и живут в нашем гостевом домике, и сортир на улице их устраивает, ещё никто не пожаловался, то зачем? Зачем вы нам тут понастроите не пойми чего, чтобы мы ещё и цены снизили? Е.ВОЛГИНА: Серьёзно? И такое есть? М.ЛОМИДЗЕ: Я утрирую, но есть такие вот два течения. Я за развитие, создание каждый год чего-то нового. Потому что в туризме невозможно почивать на лаврах. Е.ВОЛГИНА: Постоянно надо развивать, развивать. М.ЛОМИДЗЕ: Да. Даже на море, которое является мотиватором номер один. Е.ВОЛГИНА: Действительно, я тоже об этом думала. Условно, 15 лет назад ты приехал в Египет или в Турцию в отель и подумал: «Батюшки, какая красота!» И если сейчас, спустя 15 лет, приехать в этот же отель, который «устал», и у которого нет реконструкции, ты подумаешь: «Боже, что за старьё! Здесь динозавры были последний раз, или кто?» М.ЛОМИДЗЕ: Да, потому что большая амортизация, большая изнашиваемость. Е.ВОЛГИНА: Мода, стиль. М.ЛОМИДЗЕ: Да. Для того чтобы у тебя был постоянный поток, ты должен всё время что-то новое делать, обновляться. Е.ВОЛГИНА: Майли, видимо, пишет: «На наших курортах невозможно отдыхать, если у тебя трое детей. Многодетная семья, пропаганда, тра-та-та; адекватные цены только на размещение 2+2. Если добавляешь троих детей, меняется категория номера, стоимость отдыха увеличивается тысяч на 100 или больше. Хотели забронировать Анапу. Двое взрослых, двое детей, 14 дней — 300 тысяч. Добавляю к брони третьего ребёнка — доплата 218 тысяч. Итог — полмиллиона на две недели с детьми». М.ЛОМИДЗЕ: Многовато. Е.ВОЛГИНА: Для Анапы-то тем более, да, простите. М.ЛОМИДЗЕ: Хорошая проблема, постараемся вынести её на обсуждение в министерстве экономического развития. Это проблема. Е.ВОЛГИНА: Вот, видите, коммуникация срабатывает. Ждём теперь, что в Минэкономе скажут на этот счёт. «В Новый год транзитом через Нижний в Татарстан на рыбалку — прекрасно. На следующий, видимо, опять поеду», — говорит Сергей. Татарстан как направление внутреннего туризма. Наверное, опять круизы по Волге какие-нибудь? М.ЛОМИДЗЕ: Почему? Татарстан — Казань, Болгар, остров-град Свияжск, которым они очень гордятся. Елабуга — замечательный город, всем рекомендую, замечательные выходные можно провести в Елабуге. Ты как будто попадаешь в картину Шишкина — летом, естественно, зимой немножко по-другому. Е.ВОЛГИНА: Ещё я слышала, что, по-моему, я боюсь ошибиться, что это именно Йошкар-Ола — город с абсолютно игрушечной, пряничной набережной. М.ЛОМИДЗЕ: Да, это Йошкар-Ола. Е.ВОЛГИНА: Говорят, очень модное направление для двухдневного, трёхдневного туризма. М.ЛОМИДЗЕ: Да, замечательная Республика Марий Эл, тоже всем рекомендую. Кроме этой замечательной набережной, на которой можно походить, сфотографироваться, там ещё очень интересная местная кухня, и вообще народ горные и луговые мари — это тоже такой этнический туризм, у которого неисчерпаемые возможности, я считаю, в нашей стране. Можно начать с Республики Марий Эл. Е.ВОЛГИНА: Слушатели говорят: «Туристы пошли капризные, заграницу турист уже видел, и просто так им домик лесника не предлагать». Ну, это правда, мы уже на эту тему поговорили. Так, по поводу Ирана тоже уже разговаривали… Гастротуризм. Мне кажется, это какая-то находка для наших городов, которые открылись в качестве туристического направления, пусть не многонедельного, но на несколько дней, именно в качестве того, что начали развивать серьёзно гастроиндустрию. М.ЛОМИДЗЕ: Гастрономическая составляющая — это, простите за банальность, важнейший элемент комфортного путешествия. Потому что турист, когда он приезжает, вспоминает, что он видел, что он купил и что он пробовал. Поэтому, конечно, развивать гастрономическую составляющую, вы совершенно правы, — это просто золотая жила. Е.ВОЛГИНА: Какие у нас сейчас основные города? Помимо Нижнего Новгорода. М.ЛОМИДЗЕ: Но гастротуризма у нас нет. Е.ВОЛГИНА: Серьёзно? М.ЛОМИДЗЕ: У нас нет туров, целью которых является приехать, поесть или выпить что-то определённое. То есть когда ты приезжаешь в какую-то локацию, ты обязательно хочешь попробовать что-то местное. Е.ВОЛГИНА: Условно, в Неаполь за пиццей поехал, да. М.ЛОМИДЗЕ: Да. Но ты не приезжаешь в Нижний Новгород для того, чтобы посетить ресторан. Ты приезжаешь для того, чтобы погулять, посмотреть на закат, пообщаться с друзьями, зайти в музей — и посетить ресторан. То есть он не является мотиватором, поводом, чтобы приехать. Поэтому, с этой точки зрения, гастротуризма у нас нет. Е.ВОЛГИНА: Интересно как. М.ЛОМИДЗЕ: По крайней мере, массового-то точно. Я знаю людей, которые едут в Питер одним днём, для того чтобы, в частности, посетить пару ресторанов (не могу их назвать, потому что будет рекламой). Е.ВОЛГИНА: На Рубинштейна. М.ЛОМИДЗЕ: В частности, да. Но это действительно пара людей, это совершенно не массовая история. Но использовать гастрономическую составляющую в продвижении любого направления, рассказывать про, не знаю, тюменские наливки (про это можно рассказывать бесконечно), про скоблянку на севере… Е.ВОЛГИНА: Пермские посикунчики какие-нибудь, да. М.ЛОМИДЗЕ: Пермские посикунчики, о которых в соседнем регионе говорят, что у них «посекунчики», а у нас «посикунчики», поэтому это две большие разницы. Посравнивать эти самые посикунчики — почему бы нет. Гастрономическая составляющая важна, ей можно продвигаться и можно делать туриста возвратным, потому что он будет рассказывать и приезжать дальше сам ещё раз, или его друзья. Но гастротуризма, как «приехать в Бордо на молодое вино», «на первые устрицы», условно, — у нас нет этого. Е.ВОЛГИНА: А в Крыму так не получится сделать? М.ЛОМИДЗЕ: Нет. Е.ВОЛГИНА: Серьёзно? А как же Массандра какая-нибудь, те же самые там есть устрицы, и так далее. Понятно, сейчас Крым всё-таки — особый регион, многие опасаются ехать, но перспектива. М.ЛОМИДЗЕ: Перспектива есть. Я просто про статус-кво на данный момент. Е.ВОЛГИНА: Ещё: «Стоимость путёвки в Тай 500 тысяч на семью с двумя детьми, одному из которых нет года, — это нормально?» — говорит Сергей. Ну, вы же не сказали, какая гостиница у вас, какое место. М.ЛОМИДЗЕ: Наверное, это не Паттайя, это Самуи. Наверное, это пятёрка. Е.ВОЛГИНА: Наверное, это какое-нибудь «всё включено», чего нет в Азии практически. М.ЛОМИДЗЕ: Понятно, что Таиланд зимой стоит дороже, чем летом. Да, цена совсем не низкая, очень высокая, но надо понимать, за что, тут сложно сказать. Е.ВОЛГИНА: В Ростуризме несколько лет назад сказали, что путешествия должны стать образом жизни современного человека. Вот про российских граждан можно это сказать? М.ЛОМИДЗЕ: Идём к этому постепенно. Потому что у нас реально путешествуют процентов 10-15 населения. Е.ВОЛГИНА: В смысле, за границу? М.ЛОМИДЗЕ: Нет, нет. Вообще в целом. Ещё, может быть, 10% путешествуют, но не осознают этого. Сели в машину, приехали из Новосибирска на Алтай на какую-нибудь турбазу, провели выходные. Они не считают это туризмом. Есть такие люди. Е.ВОЛГИНА: Серьёзно? Просто на выходные выехали, да? М.ЛОМИДЗЕ: Да, «мы просто выехали на выходные с друзьями, поели шашлычка, рыбку половили». Но это туризм. Это по-любому туризм. Они просто не воспринимают это. Е.ВОЛГИНА: Это как нам на дачу поехать. М.ЛОМИДЗЕ: Примерно. Но активно путешествуют 10-15%. Была даже статистика, по-моему, Минэка, что на одного работающего гражданина (дети, пенсионеры не в счёт) у нас приходится 1,2 поездки в год. Для сравнения, в Соединённых Штатах — 4,9 поездки в год на одного гражданина. Е.ВОЛГИНА: Более мобильная нация, или просто денег больше, или инфраструктуры больше? М.ЛОМИДЗЕ: Там это часть жизни, у нас пока нет. Но мы к этому реально идём, я это вижу. Е.ВОЛГИНА: Есть это. Хорошо. По поводу гастротуризма тоже много вопросов, и я сама на себя примеряла. У меня это возникло — приехать в конкретный город за чем-то, есть такое. И другое дело — познание территории через то, чтобы попробовать, а что есть на самом деле. То есть это один из элементов путешествия. Можно же воспринимать путешествие, как ты приехал на турбазу, продукты где-нибудь в «Пятёрочке» закупил, и сам вари кашу на костре. А здесь — именно куда-нибудь сходить, посмотреть. Как на Дальнем Востоке — и не пойти местных устриц поесть? Стоят три копейки. М.ЛОМИДЗЕ: Невозможно. Е.ВОЛГИНА: Невозможно, конечно. Или какие-нибудь водоросли, которые там есть. Так. «Мы уже три года гоняем на машине в Анапу, Сочи. 150 тысяч на четверых за 10 дней, всё круто. На больших выходных гоняем по близким областям на два дня, в 49 тысяч укладываемся», — говорит Костя. М.ЛОМИДЗЕ: Откуда? Мне неясен город. Е.ВОЛГИНА: Из Москвы. Я правильно понимаю, что одним из элементов запуска внутреннего туризма становится ещё развитие автодорожной сети? М.ЛОМИДЗЕ: Конечно. Е.ВОЛГИНА: Чем лучше дороги, чем больше автобанов, скоростных магистралей, инфраструктуры сопутствующей, то люди, в принципе, на машинах-то готовы путешествовать по стране. М.ЛОМИДЗЕ: Да, готовы. Е.ВОЛГИНА: А куда? М.ЛОМИДЗЕ: Есть прекрасный пример. Из Москвы до Сочи — хорошо, но есть люди, которые из Нижневартовска до Анапы на машине ездят. Е.ВОЛГИНА: Да вы что, серьёзно?! М.ЛОМИДЗЕ: Да. Е.ВОЛГИНА: А у нас, как вы считаете, автодома будут востребованы? М.ЛОМИДЗЕ: Это такой вопрос, который я слышу 20 лет последние. Е.ВОЛГИНА: Все же смотрели американские фильмы, боже мой, поэтому вам эти вопросы и задают. М.ЛОМИДЗЕ: Конечно. У нас есть даже Ассоциация караванинга, которая считает, что незаслуженно обойдён вниманием этот вариант передвижения. Но кроме самих этих автодомов, нам нужны по дороге заправки… Е.ВОЛГИНА: Конечно. Мотели. М.ЛОМИДЗЕ: Возможность слить отходы, мотели, и так далее. Нет этого пока. Мне кажется, не то «что первично — яйцо или курица», а должны быть одновременны эти процессы. Е.ВОЛГИНА: То же самое всё что угодно: автомобили, или речной туризм, даже морской, если у человека есть своя лодка, и он решил сейчас по стране путешествовать. А ему сложно, потому что — а есть ли марины (марин как таковых нет), а сервисные какие-то (душ принять или тоже слить отходы) — тоже этого нет. Это же всё инфраструктура, целенаправленное развитие. М.ЛОМИДЗЕ: Там, где она есть, её мало, и она тоже дорого стоит, и так далее. Е.ВОЛГИНА: «Хотим на Азовское море поехать в этом году. Про него расскажите, пожалуйста. Где всё-таки можно отдохнуть, что советуете, и так далее». М.ЛОМИДЗЕ: Про Азовское море давайте ближе к сезону посмотрим, как там будут развиваться события. Е.ВОЛГИНА: Это правда, с учётом, опять же, поправку на регион делаем. 7373-94-8 — телефон прямого эфира. «Как насчёт кемпинга? С вашей точки зрения, насколько это перспективное решение, и есть ли централизованный спрос на кемпинги, например, даже через туроператоров?» М.ЛОМИДЗЕ: Туроператоры не работают с этим сегментом, это исключительно самостоятельный вариант организации путешествия. Кемпингов появляется много, по сравнению с той базой, которая была. Было, условно, три — стало 30 по всей стране. Условно! Тема перспективная, судя по тому, что инвесторы большие в это вкладываются. Знаю, что прекрасная кемпинговая история в Завидове. Она строилась в течение всего прошлого года, думаю, уже всё завершено. Е.ВОЛГИНА: Водохранилище? М.ЛОМИДЗЕ: Да, рядом с водохранилищем. И это хороший вариант бюджетного достаточно отдыха. Тема перспективная. Не могу пока сказать, что это сформировавшийся тренд. Е.ВОЛГИНА: «Почему вы ничего про Байкал не говорите?» — спрашивает слушатель. Потому что страна такая большая — 17 миллионов квадратных километров, тут и про Байкал, действительно, можно забыть. Но если пару слов по поводу Байкала — это священное место, куда все стремятся попасть. М.ЛОМИДЗЕ: Я считаю, что если Камчатка, Сахалин, Дальний Восток, Якутия — это, что называется, в охоточку, на любителя и при наличии средств, то Байкал, я считаю, что каждый должен хотя бы один раз прийти, чтобы постоять там на берегу. Можно со стороны Иркутска, можно со стороны Бурятии. Со стороны Бурятии можно это ещё дополнить очень разнообразной, необычной экскурсионной программой — там есть Иволгинский дацан, можно любой дацан, можно шаманы, просто даже так называемый краеведческий музей в Улан-Удэ, там можно зависнуть на полдня. Опять же, это, что называется, на любителя. Но вернёмся к Байкалу. Энергетика этого места настолько удивительная, что её надо ощутить, это невозможно рассказать словами. Е.ВОЛГИНА: Мастер говорит: «Что у нас с религиозным туризмом, насколько он развит как массовый сегмент?» М.ЛОМИДЗЕ: Религиозный, паломнический туризм, по-моему, с 2018 или 2017 года не относится больше к ведению туроператоров, этим занимаются соответствующие конфессии. Поэтому ничего не могу сказать ни по потокам, ни по предпочтениям. Данных нет. Е.ВОЛГИНА: Слушатель говорит: «В прошлом году открыл для себя Дагестан, для меня было огромным открытием, какой рывок они совершили». М.ЛОМИДЗЕ: Да. Про Северный Кавказ мы тоже не сказали. Е.ВОЛГИНА: Вообще. М.ЛОМИДЗЕ: Ещё один рекордсмен в туризме в этом году, да. Дагестан — из рекордсменов рекордсмен. Е.ВОЛГИНА: За счёт чего так получилось, кто распаковал Дагестан? М.ЛОМИДЗЕ: Туда всегда вкладывали деньги в туризм, мне кажется, наконец-то они стали правильно тратиться. Е.ВОЛГИНА: Да. И сервис, и где поесть, и где поспать, и что посмотреть. М.ЛОМИДЗЕ: И гостиницы нормальные стали появляться. А уж гостеприимство там и так было всегда. Е.ВОЛГИНА: Майя Ломидзе была с нами — исполнительный директор Ассоциации туроператоров России. Майя, спасибо. Ждём снова. М.ЛОМИДЗЕ: Спасибо.