Тайны храмов грозного царя
Сложно себе представить, что до сегодняшнего дня в Москве сохранились постройки и храмы, которые помнят времена правления самого сурового царя Ивана IV, прозванного в народе Грозным. Многие из них заслужили статус шедевров мировой архитектуры. Сквозь столетия они гордо взирают на смену эпох и архитектурных стилей, но по-прежнему остаются вне времени.
В 1532 году в Коломенском была построена церковь Вознесения Господня. И сегодня она величественно возвышается на территории музея-заповедника на берегу Москвы-реки. Строили храм по указу Василия III в его летней резиденции. Считается, что правитель поручил возвести его в благодарность за долгожданного наследника Ивана. Храм не был приходским и предназначался только для царской семьи.
Это первый и самый известный каменный шатровый храм Москвы. Архитектурный анализ элементов и декора позволяет предположить, что автором церкви, вероятнее всего, был итальянский архитектор, знакомый с приёмами готики и ренессанса. Вертикальную композицию церкви подчёркивает декор в виде пилястр и кокошников. Несмотря на то, что храм построен из камня он считается непревзойденным шедевром русского зодчества. Конструкция выглядит воздушной и летящей, но поддерживает ее очень мощная основа. В основание здания заложена огромная плита около семи метров толщиной. А земля под церковью укреплена сваями из дуба. Особенность этого дерева в том, что оно твердеет в земле и со временем становится крепче железа. Конструкция XVI века до сих пор удерживает оползание грунта.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском наряду с Кремлем, Красной площадью и ансамблем Новодевичьего монастыря включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Еще один красивейший храм, символ Москвы и всей страны - Храм Василия Блаженного. Он был построен в 1561 году русскими зодчими Иваном Постником и Бармой. Впрочем, есть еще одна версия, согласно которой это один человек, псковитянин Постник Яковлев по прозвищу Барма.
Иван Грозный относился любил этот храм, относился с почтением и велел похоронить его рядом.
Удивительно, что у церкви несколько названий. Первое - Покрова Пресвятой Богородицы, в честь православного праздника на который пришлось взятие Казани в 1552 году. Второе - в память о святом Василии Блаженном. Ещё одно название «на рву» связано с тем, что до начала XIX века храм стоял у Алевизова рва, защищавшего Кремль со стороны Красной площади.
Сегодня, глядя на современную Красную площадь сложно представить, что раньше ее часть занимала искусственная река. Еще Василий III распорядился «вкруг града Москвы ров делати каменем и кирпичём и пруды чинити вокруг града». Канал обеспечивал дополнительное укрепление восточной части Кремля, которая в отличие от остальных не была защищена естественными водотоками — Москвой-рекой и рекой Неглинной.
Современный вид Храм Василия Блаженного получил при Екатерине II, именно тогда его главы стали разноцветными.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в бывшем селе Дьяково - одна из любимых церквей Ивана Грозного. Здесь правитель всегда молился на именины. Церковь возвышается на холме, а своей композицией напоминает храм Василия Блаженного. Она тоже состоит из нескольких столпов, но центральный имеет завершение не в форме шатра, а в виде «барабана» с плоским куполом. К сожалению, не сохранились данные о точном годе постройки и архитекторе этого шедевра.
В 1505–1508 годах был возведен Архангельский собор Кремля. Начать стройку поручил Иван III. Он затеял масштабные работы на территории Кремля, и храм, по задумке, должен был быть выстроен ровно на месте деревянной церкви Ивана Калиты, которая к тому времени порядком изветшала. Для этого из Италии был выписан архитектор Алевиз Новый. Ему удалось выполнить задачу правителя и построить собор, который, не теряя своего своеобразия, точно вписался в ансамбль Соборной площади Московского Кремля. Архитектура Архангельского собора поражала современников необычностью вида, в котором угадывался образ итальянского палаццо. При этом он сохранил статус главного княжеского храма и стал усыпальницей московского великокняжеского дома.
Стены пятинефного, пятиглавого Архангельского собора по горизонтали делятся на два яруса, но не привычным аркатурным поясом, а более характерным для светской архитектуры. Его закомары выполнены в виде створок морской раковины.
Храм посвящен архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда для молитвы перед тем, как отправиться на войну, здесь приносили клятву верности великому князю его младшие братья. Позднее в храм на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после церемонии венчания на царство.
Сегодня под сводами собора находится около 50 захоронений правителей московского княжества со времен феодальной раздробленности до начала XVIII века. Еще немало удивительных церквей с богатой историей сохранилось до наших дней на территории Новодевичьего, Рождественского и Высоко-Петровского монастырей. Узнать об истории храмов, которые строились по заказам царя Ивана IV можно на выставке «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Экспозиция будет представлена с 29 февраля по 12 мая 2024 года в Москве в Музее архитектуры Щусева. Посетители выставки смогут увидеть старинные иконы, фрагменты фресковой живописи, керамику XVI столетия, гравюры, литографии, акварели XIX века, обмерные чертежи, а также современные графические реконструкции.
Фото: Wikimedia Commons/ Eugene Slobodin (CC BY-SA 4.0), Wikimedia Commons/ A.Savin, Wikimedia Commons/ Karl Rabus, Пресс-служба Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева.