об инициативе финского художественного музея «Атенеум»

«По всему «прогрессивному миру» уже давным-давно прошла волна смены идентичности русских художников, которые вдруг стали украинскими. И великий русский грек Куинджи стал в Америке «украинцем», и великий русский армянин Айвазовский, и великий русский поляк Малевич — они все теперь «украинцы». Внезапно».

Только не надо вспоминать банальные анекдоты про горячих финских парней, которые везде опаздывают. Но факт остаётся фактом: по всему «прогрессивному миру» уже давным-давно прошла волна смены идентичности русских художников, которые вдруг стали украинскими. И великий русский грек Куинджи стал в Америке «украинцем», и великий русский армянин Айвазовский, и великий русский поляк Малевич — они все теперь «украинцы». Внезапно. А вот великого русского еврея Амшея Нюренберга не спешат записывать в «украинцы», потому что проклятый пропагандист — «Окна РОСТА» рисовал. Ну вот так у них в мозгу устроено.

И вот вдруг в самом конце телеги к ней прицепились финны. Теперь в галерее Атенеум — той самой, которая встречала всех прибывающих из России на поезде в Хельсинки, — великий русский художник Илья Репин тоже «украинец».

Но будем справедливы: до того как стать «украинцем», Илья Репин был одновременно «великим финским художником» и в арт-среде Финляндии и даже в поп-культуре (есть отличный финский фильм «Неизвестный мастер» 2018 года) существует культ Репина. Когда в Атенеуме была последний раз сборная экспозиция Репина, он был представлен так: «Международный мастер Илья Репин с некоторыми из своих самых известных исторических картин и портретов крупнейших деятелей культуры своего времени, а также со своими работами из коллекции Атенеума. Репин родился на территории нынешней Украины и является самым известным российским художником, а также любим финнами: его мастерская с 1903 по 1930 год находилась на территории Финляндии, в Куоккала в Терийоки». Абсолютно точный, выверенный текст. И даже вот это — написано с тонким пониманием: «Илья Репин изобразил русский народ, освободившийся от крепостной зависимости в 1860-х годах, а также интеллигенцию той эпохи и отношения между народом и его правителями. Его работы оказали сильное влияние и на современное восприятие финнами сущности русскости».

Алло! Ещё не поняли? «Русскости», а не «украинства».

Да, Куоккала, ныне Репино, была территорией Финляндии, собственно, любимым дачным местом жителей Санкт-Петербурга и важным местом для русской и советской культуры, иначе откуда бы «Чукоккала» и Корней Чуковский? Да, Репин там и жил до самой смерти, и писал. И сделал для духовного единения народов гигантскую работу. И тут бегают выпученные заукраинцы и лепят ярлыки «Это наше» на то, что им не принадлежит и никогда не принадлежало. Делая обратную, абсолютно деструктивную работу — разъединяя народы.

Ведь называть уроженца Чугуева, построенного по приказу Ивана Грозного, «украинцем» — это надо иметь очень украинское устройство мозга.

Зря финны на это повелись. Потому что в этом же устройстве головного мозга есть ещё одна функция: они вам ещё предъявят за похищение полотен Репина и потребуют вернуть Украине. С них станется.

Слава богу, выдающийся русский промышленник Николай Петрович Синебрюхов родился не в Чугуеве, а в Гавриловом Посаде, и стал он гельсингфорсским купцом, и построил он пивзавод, который до сих пор делает пиво Sinebrychoff на радость простому финскому народу. А ещё он построил парк в Хельсинки. А ещё — особняк на бульваре и наполнил его бесценными полотнами и завещал коллекцию и особняк, в котором расположен Художественный музей Синебрюхова, жителям города Хельсинки. Только не говорите киевлянам, сколько стоят полотна Рембрандта, Кранаха, Тьеполо или «малые голландцы» из этой коллекции, которая досталась Финляндии абсолютно бесплатно. Они же объявят Синебрюхова украинцем и предъявят на неё претензии. А вот Москва же не просит вежливо вернуть? Правда?

Это была минутка злой иронии.

Но у меня есть личное послание директору Атенеума искусствоведу Сусанне Петтерсон (кстати, этнической шведке, если уж мы тут носами меряемся с Репиным): Rakas Susanna, kun ukrainalaiset tulevat taas, aja heidät pois («Дорогая Сусанна, опять придут украинцы — гони их в шею»).

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.