Нулевым НДС на круизы по Черному морю хотят привлечь новых операторов и сдержать цены

Вслед за гостиницами и туроператорами внутреннего и въездного туризма нулевую ставку НДС могут получить операторы международных круизов. Правда, не всех, а только по Черному морю, во всяком случае, один из портов захода в рамках круиза должен располагаться в Черноморской акватории. Кроме того, нулевая ставка должна применяться только к услугам в составе туристского продукта. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс готовят депутаты Госдумы и намерены уже в феврале внести предложение на рассмотрение парламента.

Нулевым НДС на круизы по Черному морю хотят привлечь новых операторов и сдержать цены
© TourDom

«Еще несколько лет назад было дано поручение президента, чтобы организовать такое круизное сообщение. До сих пор в полноценном виде оно не появилось, так как сейчас бизнесу невыгодно в этом участвовать», – сказал «Известиям» зампред Комитета Госдумы по туризму Владимир Кривоносов. По его мнению, мера должна стимулировать оживление круизных перевозок по Черноморской акватории, в частности, способствовать появлению новых операторов. При этом, по мнению депутатов, из-за новых игроков на рынке и расширения предложения нагрузка на бюджет вырасти не должна, а рост цен как минимум остановиться.

Сейчас на Черном море действует единственное круизное судно, выходящее из России, – Astoria Grande предлагает морские путешествия из Сочи в Турцию, а также в Египет и Израиль. И получается пока, если нулевой НДС будет принят, льгота коснется только этого оператора. TourDom.ru обратился за комментарием в компанию, но ответа мы пока не получили.

Что же касается снижения стоимости услуг, то его, скорее всего, ждать не стоит. «Понятно, что расходы на НДС – это серьезная доля выручки. Если этих расходов не будет, вопрос – куда оператор направит сэкономленные средства. Он может их пустить на снижение цен, а может – на улучшение продукта. И еще неизвестно, что лучше. Здесь нужен, на мой взгляд, какой-то здоровый баланс», – прокомментировал TourDom.ru генеральный директор компании «Инфофлот» Андрей Михайловский.

Теоретически на Черном море могут появиться и другие организаторы. «Насколько я понимаю, это стимулирующая мера для будущих инвесторов – тех, кто собирается вкладываться в судоходство в данном регионе и они сейчас просчитывают доходность проекта», – прокомментировал инициативу с обнулением НДС основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.

Сейчас с новыми круизными судами ситуация сложная – их не хватает. Но есть и другие проблемы, мешающие развитию отечественного рынка морских круизов. По мнению руководителя Центра стратегических разработок Союза туризма и гостеприимства Романа Еремяна, востребованности круизных маршрутов в Черном море может помешать короткий период навигации. В комментарии газете «Ведомости» он отметил, что главными факторами, обеспечивающими доходность мировых круизных компаний, является круглогодичная навигация в теплых морях, офшорная регистрация судов и сотрудников, беспошлинная торговля на борту лайнеров, а также наличие казино.

Кроме того, на перспективы инвестиций влияет ситуация с безопасностью – в августе прошлого года Украина выпустила предупреждение о «военной угрозе» в акватории шести черноморских портов России. В списке – Новороссийск, Анапа, Туапсе, Тамань, Геленджик и Сочи.

Добавим, что для российских операторов речных круизов нулевой НДС уже работает – поправки в Налоговый кодекс об освобождении от уплаты налога туроператоров внутреннего и въездного туризма были приняты летом прошлого года.