Авантюрин, демантоид, "чертовы пальцы" показали на ярмарке самоцветов на Урале

Вот уже 30 лет проводится на Урале одна из трех российских минералогических ярмарок. Мы побывали на очередной выставке самоцветов. Дядьки, похожие на завсегдатаев Грушинского фестиваля, стоят над столами, заваленными камнями. Яшмы и агаты, кварц и авантюрин - десятки, если не сотни разновидностей и еще больше оттенков минералов, размером от небольшой бусины до настоящей глыбы.

Авантюрин, демантоид, "чертовы пальцы" показали на ярмарке самоцветов на Урале
© Российская Газета

"Есть 12 килограммов белемнитов, возьмете?", - спрашивает торговцев мужчина с тяжелой сумкой наперевес. После внимательного осмотра "чертовых пальцев" (ископаемых моллюсков) продавец кивает. Договариваются о цене. На уральской ярмарке-выставке камней появился еще один товар, и на него наверняка найдутся покупатели.

В России три крупнейших центра торговли минералами - московская выставка "Самоцветный развал", "Мир камня" в Санкт-Петербурге и "Минерал-шоу" в Екатеринбурге. Их организаторы не считают друг друга конкурентами, ведь самые преданные поклонники и увлеченные коллекционеры посещают все подобные события.

Родом из 90-х

История всех минералогических ярмарок мира началась в 1949 году в городе Фрайберге, в бывшей ГДР. Оттуда, из рудных гор Германии, традиция продавать камни для коллекций и поделок шагнула в Мюнхен, в американский Тусон - тамошние выставки, говорят, размером с город и привлекают посетителей со всего мира.

Именно на мюнхенскую выставку в 1989 году попал директор Свердловского геологического музея Леонид Гузовский - и захотел, чтобы люди ехали за самоцветами и на Урал. Первое мероприятие под названием "Малахитовая шкатулка", что-то вроде аукциона камней, провели прямо в музее. А в 1991-м это уже была настоящая ярмарка в доме спорта Горного института, и студенты-должники за зачеты таскали в спортзал парты из учебных аудиторий, чтобы торговцы разместили на них свой каменный товар. Через пару лет от "Малахитовой шкатулки" отпочковалась новая самостоятельная выставка, уже с современным названием, и возглавил проект Игорь Дубяго, выпускник все того же Горного. На открытии гостей поили шампанским, модели дефилировали в украшениях работы мастера Виталия Шувалова - все в духе 90-х. Среди участников отметились Калининградский янтарный комбинат, московская компания "Сирин" и местные ювелиры.

ДК "Урал", Музей изобразительных искусств, Театр эстрады, ККТ "Космос" и, наконец, Свердловский государственный областной дворец народного творчества на Уралмаше - сменившая много адресов, даже через три десятилетия это все та же выставка-ярмарка, и в составе участников по-прежнему знакомые имена. Виталий Шувалов привозит своих уникальных бабочек с симметричным рисунком на каменных крыльях, и покупатели все так же, словно пчелы, роятся возле янтарных украшений из Калининграда.

Камни на прилавке

Руководитель выставки-ярмарки Игорь Дубяго объясняет, что сейчас его детище работает в режиме 10 ярмарок в год - практически каждый месяц, на два дня оккупируя три этажа дворца на улице Фестивальной. Первый этаж всегда отдан сырью и коллекционке, на втором продаются ювелирные украшения и изделия из камней, на третьем можно найти инструменты для камнерезов и ювелиров.

"Это единственная в России в полном смысле оптовая минералогическая ярмарка. У нас около 200 постоянных оптовиков, география широкая: Москва, Санкт-Петербург, Карелия, Благовещенск, Магадан, Новосибирск, Красноярск, Тюмень и, конечно, Урал - чем ближе к Екатеринбургу, тем больше. Моховой агат привозят из Казахстана, а малахит везут из Конго", - рассказывает предприниматель.

Темнокожие конголезцы в окружении глыб, булыжников и камешков малахита - как на зеленом острове. К ним подгребает молодой уральский мастер.

"Хочу попробовать напилить. Сколько такой?", - поднимает он кусок размером с большое яблоко. Оказывается, этот образец отдают по девять рублей за грамм.

Даже жители Каменного пояса порой удивляются, узнав, что на Урале малахита давно нет, а ярко-зеленые сувениры на развалах для туристов изготовлены из африканского камня. На самом деле и на других прилавках можно обнаружить минералы, добытые в разных точках планеты. Но если раньше происходил активный обмен каменным товаром с другими странами, то сейчас вывезти коллекционные минералы из России стало практически невозможно, правда, пока еще получается доставить что-то из-за границы - даже с ярмарок в Мюнхене и Тусоне.

"Мы можем сколько угодно восхищаться уральским агатом, но агаты из Бразилии все-таки превосходят их по качеству. Интересно, что на этой площадке иногда появляются и минералогические новинки. Это живая структура, которая развивается и имеет большое значение для пропаганды и повышения культуры камня среди жителей Урала", - считает директор Уральского геологического музея Дмитрий Клейменов.

На втором этаже ярмарки свои изделия представляют ювелиры и резчики по камню. Можно найти простенькие колечки и сережки со вставками из кварца или яшмы, а рядом авторские неповторимые работы, например, украшения из полудрагоценных камней члена Союза художников и международной ассоциации изобразительных искусств Натальи Букановой, или изделия мастерской "Тагилит", в которой работает династия камнерезов. Здесь понимаешь, о чем и о ком писал Бажов.

Фото: Ольга Медведева/РГ

Что касается географии посетителей, продавцам не всегда понятно, откуда они: вспоминают, что беседовали с людьми из Минска, Иркутска, Ульяновска. Как-то на Ютуб выложили ролик - семья из Ростова собирается на выставку минералов на Урал. Одно можно сказать точно: скучать в пустых залах торговцам не приходится, спрос на камни не исчезает. И, по мнению геолога Владимира Ермоленко, который с 1991 года не пропускает ни одной выставки и как посетитель, и как участник, тон здесь задают именно коллекционеры.

Не только торговля

В ярмарочные дни организаторы размещают в специальных витринах экспозиции, посвященные определенному камню, коллекционеру или части их коллекций. Например, были выставки уникальных образцов агата, палеонтологических находок, старинного горного инструмента, метеоритов... Все это сопровождается лекциями, мастер-классами и авторскими экскурсиями. На январской ярмарке 2024 года решено представить публике историю открытия и красоту демантоида - зеленого уральского граната. На это событие даже пообещал приехать первооткрыватель Коркодинского месторождения демантоидов Эдуард Ахметшин.

Фото: Ольга Медведева/РГ

Чуть ли не больше самой ярмарки известны и ее социальные проекты. Например, творческий фестиваль юных геологов "Каменная палитра", который проводили уже 15 раз, или всероссийский молодежный конкурс ювелирного и камнерезного мастерства "Наследники Данилы-мастера". Любители камня стремятся, чтобы их дело в краю самоцветов жило и продолжалось.

Кстати

В России, как рассказал "РГ" директор геологического музея Дмитрий Клейменов, законодательно ограничена торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями первого порядка. Таких камней пять: алмаз, рубин, сапфир, изумруд и александрит. Организации, которые их продают, должны быть зарегистрированы в интегрированных системах учета. Контролирует эту деятельность межрегиональное управление Федеральной пробирной палаты по Уральскому федеральному округу. Также законодательно регламентирована продажа изделий и каменного сырья из янтаря, нефрита и группы берилла. Необходимо показывать источник камней, доказывая, что они добыты законным путем.

Между тем

На январской ярмарке 2024 года решено представить публике историю открытия и красоту демантоида - зеленого уральского граната