Каноны древнекитайского столичного планирования остаются важными принципами современного градостроительства

Пекин всегда привлекал туристов своими уникальными достопримечательностями, такими как императорский дворец Гугун, летний дворец Ихэюань, Великая китайская стена и другие. Но вряд ли зарубежные туристы хорошо знают про Центральную ось Пекина, которая является несущим стержнем и сердцевиной пекинского градостроительства.

Каноны древнекитайского столичного планирования остаются важными принципами современного градостроительства
© Российская Газета

Это не просто прямая линия, пролегающая через весь город с севера на юг, она - всеобъемлющее воплощение культуры, истории и искусства. Вдоль этой линии органично соединились древнее и современность, сливаются природное и гуманистическое. На протяжении столетий именно здесь шел процесс кристаллизации народной мудрости.

Центральная ось сформировалась в период правлении династии Юань. В 1267 году первый император Хубилай приказал приступить к строительству столицы на месте, где сейчас находится пекинский парк Бэйхай. Поселение назвали Даду. Внутри него была сформирована архитектурная ось симметрии протяженностью около 4 км. В период правления Юнлэ (династия Мин) при расширении Пекина Центральная ось была продлена почти на километр на юг, до современных ворот Чжэнъянмэнь. В результате ее протяженность составила 4,8 км. В период Цзяцзин (династия Мин) в результате строительства внешнего города столицы были возведены новые ворота Юндинмэнь, и Центральная ось столицы была продолжена от Колокольной и Барабанной башен на юг.

С развитием города росла и Центральная ось. В конце 1980-х гг. в связи с проведением в Пекине XI Азиатских игр была открыта северная часть Центральной оси, а к востоку от ее пересечения с северным участком 4-й кольцевой автодороги были построены Национальный центр олимпийских видов спорта и Деревня Азиатских игр. Впервые за более чем 700 лет после строительства столицы Даду Центральная ось была продлена на север и увеличена до 13 км. В 2001 году она была вновь продлена на север и стала осью для Олимпийского парка. Сегодня Центральная ось Пекина продолжает расти, она простирается от подножия горы Яньшань на 88 км к северу и к югу от международного аэропорта Дасин.

Центральная ось Пекина - многовековой свидетель истории. В ней воплощен идеал городского планирования столицы в традициях Востока. Пространство отражает традиционную эстетику, которая предпочитает симметрию, геометрическую упорядоченность и следование культурным нормам. Центральная ось Пекина - воплощение непрерывности и последовательности китайской цивилизации.

Порядок и гармония

Планировка Центральной оси очень строгая. Сеть дорог, разделившая весь город на "поля шахматной доски", симметрично окружает резиденцию императора, воплотив стремление к идеальному порядку. Симметричное расположение главных зданий привносит дополнительную энергию гармонии и баланса. Наиболее важные "объекты" (площадь Тяньаньмэнь, Запретный город, гора Цзиншань и Барабанная башня) расположены строго с юга на север. Их масштаб и высота соответствуют определенному правилу. Так, площадь Тяньаньмэнь по масштабам меньше, чем Запретный город с его грандиозным размахом и величественной архитектурой, так как это центральный архитектурный комплекс столицы. Гора Цзиншань и Барабанная башня, располагаясь друг за другом, воплощают ступенчатую архитектурную эстетику. Планировка и масштабная упорядоченность соответствуют традициям древнего столичного градостроительства.

Нетрудно заметить, что в названиях зданий нашли отражение такие понятия, как "гармония", "мир", "спокойствие" и "стабильность". Они как бы соединили энергии инь и ян, воплотили идею единства Неба и Земли. Эти культурные коннотации отражают стремление к гармонии между человеком и природой.

Концепция "центральности"

Центральная ось, проходя через центр Пекина с севера на юг, разделяет город на восточную и западную части, обеспечивает симметричную планировку. Это соответствует древнекитайской практике столичного планирования, воплощает эстетические представления о равновесии и стабильности. Архитектурный комплекс на Центральной оси в полной мере отражает основополагающую "концепцию центральности".

В столице Китая ведется кампания за причисление Центральной оси Пекина к числу культурных сокровищ мирового значения

Павильоны Тайхэдянь (зал Высшей гармонии), Чжунхэдянь (зал Центральной гармонии) и Баохэдянь (зал Сохраненной гармонии) расположены в соответствии с "концепцией центральности", строго вдоль Центральной оси. Зал Тайхэдянь был местом, где императоры проводили наиболее торжественные церемонии. Он был самым большим и богато украшенным, а Чжунхэдянь и Баохэдянь располагались в порядке убывания.

Центральная ось Пекина - многовековой свидетель истории. В ней воплощен идеал городского планирования столицы в традициях Востока. Фото: Медиакорпорация Китая

Национальная церемониальная система

Вдоль Центральной оси Пекина расположено множество важных исторических зданий и достопримечательностей. Многие из них - рукотворное воплощение церемониальной системы. В древнекитайском обществе ритуальная система отражала социальную иерархию. Люди разного ранга наделялись в ритуальной системе разными правами. Архитектурные комплексы на Центральной оси были спроектированы и построены в соответствии с канонами иерархии. Здания тоже наделялись разным рангом и, соответственно, имели разный масштаб, различались по декору, цвету. Все это подчеркивало различие между рангами, высшими и нижними слоями общества.

В 2022 году Центральная ось Пекина и 15 прилегающих к ней объектов были включены в специальный государственный реестр

Архитектурный комплекс на Центральной оси проектировался и строился с полным учетом человеческого фактора. Почитание выражалось через форму, планировку, внутреннюю отделку и убранство. Так, на каменных ступенях перед павильоном Тайхэдянь (зал Высшей гармонии) высечен орнамент, символизирующий удачу, счастье, долголетие и благополучие; на ступенях перед павильоном Чжунхэдянь (зал Центральной гармонии) - мотивы облака-дракона, означающие имперское достоинство и власть.

Единство Человека и Неба

Древние считали, что Небо, Земля и Человек находятся в гармонии и согласии друг с другом. Концепция о единстве неба и человека была в полной мере отражена при строительстве Центральной оси Пекина. Ее направление с севера на юг перпендикулярно вращению Земли. Проектирование Центральной оси не было произвольным, тщательно выверено и четко спланировано. В основе такого подхода закладывался принцип уважения к природе, было стремление приспособиться к ней, найти гармоничное сочетание человеческой мудрости с природной средой.

Фото: Медиакорпорация Китая

В архитектурном дизайне и планировке Центральной оси воплощена концепция о "единстве неба и человека". Здания по обе стороны от Центральной оси спроектированы с учетом расположения звезд и того, как древние понимали небесный порядок. При строительстве соблюдалось обязательное правило: город должен быть окружен горами и водой.

История и культура - это душа города, и важно сберечь наше культурно-историческое наследие. Этот призыв генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина нашел живой отклик в сердцах многих. В последние годы Пекин прикладывает огромные усилия по охране и сохранению памятников истории и культуры. В 2022 году Центральная ось Пекина и 15 прилегающих к ней объектов были включены в специальный государственный реестр. Некоторые из традиционных зданий, расположенных вдоль Центральной оси, взяты под охрану и включены в список обязательной реставрации. Так, в музее Гугун в последние годы были проведены масштабные профилактические и реставрационные работы, благодаря которым императорский дворец получил новую жизнь. Взяты под охрану и отреставрированы традиционные торговые кварталы Наньлуогусян и Ванфуцзин. Они сохранили свой традиционный облик и атмосферу и привлекают сегодня огромное количество туристов и инвесторов.

Центральная ось Пекина, обладающая уникальной культурно-исторической ценностью, обеспечивает каноны пекинского градостроительства. Это "жемчужина" мирового культурного наследия. Концепция порядка и гармонии, лежащая в основе древнекитайского столичного планирования, остается важным принципом современного градостроительства.