Асфальт окрыляет: помешает ли строительство нового завода под Новгородом появлению аэропорта и повредит ли экологии
Зачем под Новгородом хотят построить асфальтобетонный завод Кречевицы – это отдельный от Великого Новгорода район, но юридически входящий в состав города. Он находится на выезде в сторону Петербурга. До развала Советского Союза и пару лет после здесь работала военная часть с авиационными полками, вокруг которой, по сути, и выстраивалась вся местная жизнь. Но после ее расформирования район оказался бесхозным. В новейшую историю России Кречевицы вошли как место, где первый президент РФ Борис Ельцин произнес торжественное обещание. Ступая по аэродрому в комании тогдашнего новгородского губернатора Прусака, 14 августа 1998 года глава государства сказал: «Девальвации не будет. Это я заявляю четко и твердо. И я тут не просто фантазирую, это все просчитано», – заверил Ельцин. Спустя три дня правительство и Центробанк объявили о дефолте. С экономикой в Кречевицах до сих пор как-то не очень. Производственных предприятий в округе нет, аэродром так и стоит заброшенный. Трудиться местные жители уезжают в основном «в город» – так они называют основную часть Великого Новгорода. Центрами жизни в районе можно по праву назвать соседствующие и конкурирующие «Пятерочку» и «Магнит». Теперь же на территории бывшего аэропорта может появиться асфальтобетонный завод компании «Солид», которая занимается ремонтом дорог. Для того чтобы предприятие возможно было развернуть, городские депутаты на заседании в ноябре внесли изменения в правила землепользования и застройки Великого Новгорода. Поправки должны были разрешить размещать на территории бывшего аэропорта промышленные объекты. Размер санитарной зоны от находящихся рядом жилых домов должен составить 300 метров. 25 депутатов проголосовали за, один – против, двое воздержались. Комиссии по архитектуре, землепользованию и градостроительству и по законодательству и местному самоуправлению положительно оценили инициативу. «Администрация предоставила качественный, проработанный проект, целесообразность реализации которого не вызвала вопросов. Поэтому было решено его поддержать», – отметил в беседе с «ФедералПресс» депутат городской думы Алексей Митюнов. Председатель комиссии гордумы по ЖКХ и экологии Лариса Акманова заметила, что новое предприятие даст Кречевицам рабочие места. «Асфальтобетонный завод нужен, потому что город регулярно нуждается в капитальном или обычном ремонте дорожного покрытия. Это немаленькие объемы», – подчеркнула Акманова в разговоре с «ФедералПресс». Для того чтобы построить асфальтобетонный завод в таком месте, как Кречевицы, нужны веские основания, считает член новгородского урбанистического движения «Новый город» Алексей Сабельский. «Это удаленное от основных дорог место, которое соединяется с основными транспортными путями двумя двухполосными дорогами. Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что будет с ними, если завод начнет работать. Местные жители могут получить разбитые дороги, которые очень быстро потребуют капитального ремонта, а в идеале, на будущее, – реконструкции», – отмечает эксперт. Если дорога во время строительства завода будет повреждена, то подрядчик после окончания работ будет обязан ее восстановить, парирует Лариса Акманова. «За этим депутатский корпус также будет пристально следить», – говорит городской парламентарий. Принесет ли завод вред экологии Кречевиц Еще один потенциальный негативный фактор – это ухудшение качества воздуха, отмечает Алексей Сабельский. Микрорайон небольшой, но вокруг него есть деревни и дачные массивы. «Во время работы асфальтобетонного завода вокруг него всегда очень неприятный запах. Неудивительно, что жители встречают подобные новости без восторга», – говорит урбанист. Из представленного проекта следовало, что урона экологии нанесено не будет, подчеркивает председатель комитета по ЖКХ и экологии Лариса Акманова. По ее словам, предприятие оборудует очистные сооружения, которые требуются по закону, а депутаты и надзорные ведомства обеспечат контроль. «Заявленные в проекте экологические параметры должны совпадать с тем, что мы увидим в реальности. Если заявлена очистка воды, то мы проследим, чтобы она была и работала», – говорит Акманова. Наличие запаха, отмечает она, еще не говорит о нарушении экологических норм. Если же ароматы будут сопровождаться смогом или в воздухе будет превышена концентрация вредных для здоровья веществ, то этим должны будут заниматься контрольно-надзорные органы. Не помешает ли завод строительству аэропорта Еще один вопрос, который возник у новгородцев в связи с потенциальной стройкой завода в Кречевицах, – судьба местного аэропорта. Губернатор Новгородской области Андрей Никитин начал говорить о необходимости его возрождения с начала своей работы в регионе в 2017 году. От инициативы он до сих пор не отказывается. Да, глава региона недавно признал, что предстоящее строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между столицами скажется на проекте аэропорта в Кречевицах, так как Пулково по итогу станет «вполне новгородским аэропортом». Никитин допустил, что в Новгороде появится грузопассажирский аэропорт, ведь потребность в перевозках продукции высокотехнологичных предприятий высока. Но авиарейса Москва – Новгород точно не будет, в отличие от маршрутов на юг и в других направлениях. Алексей Сабельский предполагает, что возможный запуск асфальтобетонного завода является одним из шагов к строительству гражданского аэропорта, которое анонсируют уже много лет. Однако против этой версии, замечает эксперт, говорит молчание властей об этом. «В контексте завода не обсуждалось строительство аэропорта. Кречевицы – большой район, поэтому территории там хватит и на предприятие, и на аэропорт», – отмечает городской депутат Алексей Митюнов. Фото: ФедералПресс / Полина Петренко