«Словно золото рассыпается»

Историко-мемориальный музей «Командный пункт Центрального фронта» имени Рокоссовского, историко-архитектурный комплекс «Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь», музей-усадьба великого русского поэта Фета… Всё это достопримечательности Золотухинского района Курской области. Но далеко не все, потому что район – это ещё и водопады, и лавандовые поля, и страусиные фермы, и загадочный народ – саяны. Продолжая наше заочное путешествие по районам родной области, расскажем об изюминках, точнее даже – о золотом запасе небольшого, но интересного района. Давайте назовём… Начнём с названия района и, соответственно, районного центра. Тут нам поможет статья Лилии Кузнецовой, главного специалиста-эксперта архивного отдела администрации Золотухинского района. Итак, бытует несколько версий о названии посёлка Золотухино. По одной из них, во времена правления Екатерины через территорию района пролегал Екатерининский шлях, который охраняли донские казаки. По окончании службы казаков награждали наделами земли, где они селились и обрабатывали свои участки. По фамилии первых поселенцев и были названы посёлок Золотухино и село Донское. Казаки не только жили на этих землях, но и охраняли рубежи страны. По другой версии, сюда ссылали осуждённых, отбывавших наказание на золотых приисках. Есть версия и о том, что многие жители болели диатезом. Это заболевание в те времена называли «золотухой». Существует и красивый, практически сказочный вариант: при строительстве железной дороги рабочие размышляли о том, как назвать это поселение, и в это время необычно запел петух. Один из рабочих сказал: «Послушайте, как красиво поёт петух, словно золото рассыпается. Давайте назовём «Золотухино». Загадочный народ Интересно, что ещё в совсем недавнем прошлом крестьяне села Золотухино называли себя саянами. Саяны – часть русской этнографической группы, которая появилась в курском крае в результате заселения его разнородными массами колонистов, приходивших из многих уголков страны. Они отличались говором, одеждой, обычаями. Эта этнографическая группа русских людей вплоть до начала ХХ века жила в сёлах Курской губернии на левом берегу реки Сейм, на притоках Тускари и Рати и на правом берегу реки Оскол. Их обширные сёла располагались, как правило, неподалёку от воды, в скрытых от посторонних глаз низинах. Саяны сильно отличались от окружавших их великороссов и украинцев одеждой, сказаниями, а главное – внешностью: все они были рослыми, светловолосыми и светлоглазыми (глаза были только серыми или голубыми), носатыми и обладали узкими лицами и вытянутой формой головы. Женщины часто были выше мужчин: «они сложены на диво прочно и устойчиво и обладают замечательной физической силой» – так писали о них учёные. Сами о себе саяны рассказывали, что в стародавние времена они были «монастырскими крестьянами», но потом их освободила императрица «Екатерина-матушка», и с тех пор они стали оброчными. В 1880-е годы саян оставалось около 25 000 человек, а в начале XX века они полностью смешались с населением Курской губернии и растворились в русском народе. Происхождение названия «саяны» некоторые филологи относят к искажению слова «себя» – «сая», – так считал известный российский учёный Дмитрий Зеленин. Некоторые учёные указывали на происхождение названия от особого женского сарафана, который так и назывался – «саяны». Он шился без рукавов из чёрной материи, расшивался по швам золотым или серебряным позументом, а поверх саян надевали холщовый запон – фартук, который подвязывали подмышками, и этим буквально уродовали фигуру. Другие специалисты считают этот факт недоказанным, ведь обычно, если народ, племя или группу людей и называли по элементу одежды, то элемент этот, как правило, носили мужчины, а не женщины. Например, историк Геродот писал о меланхленах (чернокафтанниках), а летописец Нестор упоминал «чёрные клобуки». А значит, это название народа дало название сарафану, а не наоборот. Этнограф Николай Добротворский полагает, что саяны были «особой народностью», «этнографической ветвью» – на это указывали резкое отличие «от хохловъ и русских» их одежды, сказок, песен и само название. Он считал, что они не могли быть просто этнографической группой русских, иначе давно растворились бы в культурном пространстве великороссов, так как издревле жили бок о бок с ними. Учёный излагает разные версии происхождения саян. Согласно одной из них, саяны – это белорусы, которые пришли в эти места «ради нужды и горя», и поэтому второе их название – «горюны». Правда, сами саяны это отрицали, считая, что прозвище горюны они получили за то, что претерпели много горя. Добротворский приводит и мнение курского историка Евгения Маркова, который считал, что саяны – это финно-угорское племя, закупленное во времена крепостного права местными монастырями и переселённое в курскую губернию с берегов Волги. Сам же Добротворский склонялся к мысли, что саяны – самый древний народ губернии, так как живёт на самых лучших местах – близ рек. Скорее всего, он получился в результате смешения древнеславянского племени северян с бежавшими из Литовского княжества опальными белорусами и литовцами, которые надеялись в этих краях найти лучшую долю. После того как здешние крестьяне попали в зависимость от монастырей, их обособленность увеличилась, что и позволило им создать культуру, не похожую на культуру соседей. Все этнографы сообщали, что саяны отличаются необыкновенной чистоплотностью. Одежда (как мужская, так и женская) отличалась чёрным цветом, в крайнем случае была серой или тёмно-коричневой. В будни женщины носили шерстяные юбки в клетку или отороченные по низу красной каймой; рубахи расшивали цветными нитями, а на голову повязывали повойник. В праздники женщины надевали расшитые золотом и серебром юбки, на голову надевали сороку – род кокошника и расшитый бисером или даже жемчугом «подзатыльник». Отличались саяны от соседей и говором – они «когокали» – то есть отчётливо произносили звук «г», напирая на «о», и вместо «ц» произносили «с», а при разговоре почти не жестикулировали. Основными занятиями были землепашество и овцеводство. Причём статные и сильные саянские женщины в этом были первыми и часто везли на себе весь воз крестьянских забот. Сравнение женщины с лошадью «баба – лошадь!», «баба – конь!» считалось комплиментом. Мужчины, напротив, физической силой не отличались, были хиловаты, слабоваты, но зато – «промышленники». Они часто отлучались из дома в город на заработки, нанимаясь приказчиками, извозчиками, трактирными служками, лакеями. Добротворский характеризовал их как «не любящих физический труд, умственных людей»». Среди саян грамотных было больше, чем в среднем по губернии. Уже в конце XIX века саяны стали активно перенимать у великороссов манеру одеваться (особенно в этом преуспели мужчины), стали «откалываться от мира», а с годами и вовсе утратили свою оригинальность. Матвеевский водопад Золотухинцы среди прочего могут похвастать и настоящей редкостью – наличием водопада. Да-да, если вы не знали – в Золотухинском районе, в полутора часах езды от центра Курска, есть необычное место отдыха. У него несколько названий – Курский, Матвеевский или Барановский водопад, хотя на самом деле это гидротехническое сооружение. Конструкцию из 250-метровой плотины, водосброса и донного водоспуска спроектировал инженер Николай Федорченко. В 1983 году её ввели в эксплуатацию. Образовавшийся пруд на реке Моркость использовали для орошения сельскохозяйственных земель. Сейчас это популярная достопримечательность. Летом сюда приезжают туристы: устраивают пикники, плавают в пруду, катаются на гидроциклах и фотографируются на фоне семиметрового водопада. Курский Прованс В Золотухинском районе работает удивительное для наших мест предприятие – лавандовая ферма, которая появилась здесь в 2020 году. Идея возникла у Алёны Лобынцевой после поездки во Францию в 2014 году. Девушка путешествовала по Провансу и остановилась в маленьком семейном отеле недалеко от Сен-Реми. – Хозяева, красивая пара в возрасте, каждое утро будили нас запахом свежесваренного кофе и круасанов, накрывали чудесные завтраки в саду под огромными соснами пиниями в окружении лаванды, в общем, делали всё, чтобы мы влюбились в их уютный отель и Прованс, – рассказывала несколько лет назад Алёна журналистам. Сразу после возвращения из Франции она решила продолжить своё знакомство с лавандой. Стала изучать литературу про растение, искать саженцы и семена. Сначала в саду появился всего один кустик, на следующее лето – 22 сортовых саженца английской лаванды Hidcote blue, потом – 250 кустов крымской лаванды сорта Синева. Лаванда поражает своей многогранностью. Это не просто красивое садовое растение. Лаванду можно использовать не только во флористике, но и в кулинарии, медицине, парфюмерии. Самое ценное в лаванде – эфирное масло. Оно обладает множеством полезных свойств: антисептическим и противовоспалительным действием, способствует заживлению укусов насекомых и небольших порезов, используется в косметологии и ароматерапии. И вот весной 2020 года девушка высадила более 1000 кустов на поле в деревне Воробьёвка. Выбрать место для нового Прованса не составило труда. У семьи Алёны уже был участок в 40 соток. Пару лет им почти не пользовались, просто засевали травой. Позже взяли в аренду прилегающую территорию в пять гектаров, очистили её от мусора, привели в порядок. На лавандовой ферме работает вся семья Алёны – мама, брат, жена брата, сестра, племянники. – Лавандовое поле в Черноземье требует большего труда и ухода, чем на юге, где жаркий климат и более подходящая для этого растения почва, – объясняет Алёна. – Поскольку мы используем нашу лаванду для кулинарии и производства масла, то не применяем никаких гербицидов, только ручной и механический труд. Это регулярная прополка и рыхление почвы, стрижка кустов три раза в год, стрижка газона раз в неделю, выравнивание кромки газона. Газон нам необходим не столько для эстетики, чтобы посетителям было приятно гулять между рядами, а для того чтобы обеспечить доступ к растениям в любое время года, иначе в сырую дождливую погоду на нашем чернозёме просто не доберёшься до кустиков. В сезон на ферму каждый день приезжают десятки машин. О своей лавандовой ферме Алена активно рассказывает в социальных сетях. – Конечно, многие хотят попасть на закате, чтобы сделать красивые фото. Но кто-то едет просто полюбоваться красотой, надышаться лавандовым ароматом. В основном приезжают из Курска, Железногорска, Курчатова, но были и гости из Орла, Белгорода, Москвы, Ульяновска, Перми, Санкт-Петербурга, Мурманска и Архангельска. От Слободы к Свободе Знаменитый монастырь Коренная пустынь и местечко Свобода связаны неразрывно. Но Свобода интересна не только своей главной достопримечательностью, но и своей насыщенной историей. Кстати, в России очень мало населённых пунктов имеет обозначение «местечко». В данном случае это означает, что Свобода является исторически сложившимся поселением полугородского типа. Местечко Свобода основано в 1868 году с окончанием строительства Московско-Курской железной дороги, на которой была устроена станция «Коренная пустынь». Хотя само поселение вокруг монастыря образовалось ещё в XVIII веке, когда Коренная пустынь становилась одним из главных российских ярмарочных центров. Само название «Свобода» появилось только после революции, прежде населённый пункт носил название «Слобода Коренная». После революции улицы местечка были переименованы, большинству из них дали названия, связанные с Советской властью. В ту эпоху в Свободе появились и до настоящего времени не переименованы улицы Коммунистическая, Советская, Комсомольская, Гражданская, Первомайская. Во время Великой Отечественной войны Свобода находилась под фашистской оккупацией с ноября 1941-го по февраль 1943 года. Во время Курской битвы в местечке расположился штаб Центрального фронта Красной Армии под командованием К.К. Рокоссовского. В память об этом событии в 1975 году в населённом пункте был открыт историко-мемориальный музей «КП Центрального фронта». После окончания войны в Свободе начинает бурно развиваться промышленность. В 1948 году начал работу электромеханический завод, в 1963 году открылось автотранспортное предприятие, а в 1970-м – хлебозавод. Именно в 60-е – 80-е годы здесь было построено несколько многоквартирных домов. В 1990-е годы местечко Свобода вновь стало популярной туристической точкой. Здесь открылись гостиницы, рестораны, торговые точки, рассчитанные на посетителей возрождённой ярмарки и паломников. Сегодня население немного превышает 2000 человек. Сам населённый пункт входит в состав Золотухинского района, хотя с 1928-го по 1963 год местечко было центром Свободинского района. В гости к страусам Кроме лавандовой, есть в районе и ещё одна удивительная ферма – страусиная. Она называется «Курский дворик» и была создана в 2008 году. Находится в 40 километрах от Курска. Перед открытием основатели фермы тщательно изучили все нюансы разведения и содержания страусов, подготовили необходимые условия содержания птиц и потом завезли чёрных африканских страусов, а затем и страусов эму. Помимо страусов, на ферме живут куры, утки, гуси, индюки и лошади. В «Курском дворике» проводят экскурсии для взрослых и детей. Гостям показывают территорию, её обитателей и рассказывают, как живут страусы. Так что, как говорят, милости просим в Золотухинский район, здесь есть что посмотреть и пофотографировать в любое время года. СПРАВКА «КП» Золотухинский район расположен в северной части Курской области. Граничит с Поныровским, Фатежским, Курским и Щигровским районами Курской области, а также с Орловской областью. Протяжённость района с севера на юг – 44 км, с запада на восток – 40 км. Площадь – 1157 кв. км (10-е место среди районов), что составляет 3,7 процента территории области. Основные реки – Снова, Тускарь. Подготовил Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников

«Словно золото рассыпается»
© Курская правда