Побывать в замке Шереметева, приготовить уяча и отыскать котика на стенах города: пять причин посетить Марий Эл
Можно ли приехать в один город и сначала прогуляться по европейской набережной, будто в Бельгии, потом посмотреть на храмы, как в Санкт-Петербурге, и постоять у Московского Кремля? Да, если это Йошкар-Ола. Чтобы приехать в Марий Эл, есть, как минимум, еще пять причин.
Первая причина: познакомиться с традициями марийского народа
Марий Эл – маленькая республика с огромной историей. Эти земли в разное время относились то к Казанской, то к Нижегородской, то к Костромской губерниям. Марийская автономная область на карте России появилась после революции. Коренные жители называют себя «мари». Они соблюдают древние традиции и говорят на трех языках: русском, горномарийском и луговомарийском.
О традициях марийского народа лучше всего узнать в деревне. Встречают там с национальными угощениями, например, пирогом «салма муна», сверху украшенным кругом из творога, напоминающим солнце.
Марийские дома – небольшие, двухкомнатные, а печь – главное украшение, «кормилица и топилица». По вечерам у печи пряли и вышивали. Традиционный марийский костюм – юбка, рубаха, кафтан, пояс, и самое главное – украшения из серебра и монет. Ткань для нарядов марийцы пряли изо льна и конопли. У каждой семьи был колодец, в котором замачивали лен. Процесс этот занимал месяц-два, затем лен сушили и делали ткань. Сегодня некоторым таким колодцам по 300-400 лет.
Марий Эл – лесной край. Густые заросли защищали во время набегов завоевателей. Да и сегодня, если у марийца что-то не заладилось, – он идет в лес. Местные жители рассказывают, что у каждого человека есть свое дерево. Его надо обнять, шепотом проговорить свои невзгоды, и становится легче на душе.
Но не в каждый лес можно зайти. Есть священные рощи, своего рода храмы. В советское время священные рощи объявили обычным лесом, многие вырубили. Но от своих обрядов марийцы не отказались.
Вторая причина: посмотреть спектакль на языке мари
На сцене марийского национального театра за сезон ставят по 8-9 новых спектаклей. Пьесу Сергея Чавайна «Пасека» уже ставили в этом театре сто лет назад. Теперь – новая версия постановки, но костюмы – те же самые, вековые. Платья из натуральных тканей, вышитые шелковыми нитями, с удовольствием надевают актеры и сегодня.
Сюжет «Пасеки» отсылает в 20-е годы, во времена НЭПа. Героиня пьесы – девушка-сиротка, которую используют как батрачку на пасеке ее погибшего отца.
Зрителям дают наушники с синхронным переводом, чтобы понимать диалоги. На марийский язык перевели и русскую и зарубежную классику. Ставили и «Ревизора», и Мольера, и все перенесли на марийскую почву.
Йошкар-Ола – город театральный. Подсчитали, что каждый житель ходит в театр четыре-пять раз в год.
Третья причина: посетить замок Шереметева
Замок Шереметева часто вызывает путаницу. Первое, что приходит в голову, – граф Николай Петрович, но обладатель огромного состояния и усадеб в Москве и Санкт-Петербурге здесь ни при чем. Были и другие Шереметьевы, дальние родственники. Боевой генерал и участник суворовских походов Василий Сергеевич графом никогда не был, но замком на берегу Волги обзавелся в начале XIX века.
Крепостное право позволяло привозить крестьян из других вотчин. Их обучали кожевенному, гончарному делу, растили каменщиков – строителей замка. Строительство замка растянулось на 54 года. За это время здесь смешалось много стилей: неоготика, восточный, романский, барокко.
Если в замок заходили со стороны Волги, то попадали в Зимний сад. По лестнице с невысокими ступенями было удобно подниматься в длинных платьях, ажурная керамическая решетка служила и для циркуляции воздуха, а в центре – растения со всего мира и королевская пальма, которая тянулась к самой вершине купола. Окна в этом зале расположены так, чтобы в гостиную попадало максимально много света, и картины выглядели объемно: на стенах было полторы тысячи подлинников.
Коллекцию живописи помогал собирать сам Иван Айвазовский. Кроме трех его полотен, в коллекции были работы и других известных художников. Например, единственное в царской России полотно Эль Греко – портрет Родриго Васкеса.
В интерьерах коллекция стилей. Супруга Василия Шереметева любила путешествовать и черпала идеи в поездках. В южной части замка появилась восточная комната – дань моде того времени. В ней полы напоминают персидский ковер с растительным орнаментом. Там же справа налево написан девиз семьи Шереметьевых: «Разум, честь, достоинство».
Замку почти два века, но в нем можно переночевать. Эта возможность особенно манит охотников за приведениями.
Во времена второго хозяина замка, Сергея Васильевича Шереметева, в Юринских землях было введено право первой ночи. Крепостная по имени Палаша надумала воспротивиться воле барина, ударила его по голове подсвечником и сбежала. Беглянку поймали и по приказу хозяина замуровали заживо в стенах замка. Позднее строители сделали своеобразный эффект, когда на склоне дня, ближе к сумеркам, в одном из окон в отражении лучиков появлялся силуэт девушки в белом одеянии.
Есть в замке и еще одна легенда. Осенью 1941 года сюда в эвакуацию привезли дочь Сталина Светлану Аллилуеву. Девочку на фотографии увидел один из людей, когда-то работавших в охране. Именно со Светланой Аллилуевой связывают то, что в первых числах ноября 1941 года луг в районе замка попал под фашистскую бомбардировку. Но тогда стены не пострадали.
В 1990-х, когда все приходило в запустение, замок тоже уцелел, и так и остался жемчужиной Поволжья.
Четвертая причина: узнать Марий Эл на вкус
Уникальное марийское лакомство – медовые колобки, которые называются уяча. Это дальние родственники чак-чака, но отличия есть, например, в размере и форме.
Колобки уяча делают из дрожжевого теста, но для особенного вкуса в опару добавляют сливки, затем опускают в кипящее масло, купают в липовом меде. Меда здесь много, причем разного, – марийцы всегда занимались бортничеством.
Марий Эл – лесной край. Народ мари в основном жил в лесах, и все, что было доступно для собирательства, шло в пищу, например, ягоды. Но больше всего в приготовлении еды используется мясо дичи. Здесь также есть две очень больших реки – Волга и Ветлуга, и много озер, а значит, есть много рыбы.
Пятая причина: найти в городских пейзажах сграффито
Два года назад в Йошкар-Оле начали появляться котики в неожиданных и незаметных местах. Это разновидность стрит-арта – сграффито.
Живописная техника родилась еще в XVI веке как более дешевая альтернатива оформления стен, нежели фреска и мозаика. Сграффито – это послойное нанесение цветной штукатурки. Художники Йошкар-Олы обычно используют черное и белое.
Панно делают в мастерской, а потом просто приклеивают на нужное место. В изображения не вкладывают никаких скрытых смыслов и острых моментов. Художники уверены, что их работы просто должны вызывать у людей приятные эмоции.
Изображения делают ненавязчивыми, чтобы их увидели те, кто сможет заметить. Работы не размещают на новых зданиях. Выбирают стены, на которых, к примеру, отвалилась штукатурка, чтобы сграффито украсило город, а не изменило. Сколько панно провисят – авторы не отслеживают.
Одна из последних работ художника из Марий Эл размещена на набережной Брюгге. Этот бельгийский город стал образцом для променада в Йошкар-Оле. Дома во фламандском стиле – будто пряничные домики. Набережная появилась в 2013 году и стала визитной карточкой Марий Эл, магнитом для туристов. Отсюда начинают все туристические маршруты по республике, – маленькой, но с огромной историей.