Войти в почту

Окрестности Эйфелевой башни

Старинные дворянские усадьбы, чистейшие родники, древние храмы, средневековые мечи, дендрологический парк, Михайловский ГОК имени Варичева и, наконец, собственная Эйфелева башня. Всё это – приметы Железногорского района Курской области, одного из самых молодых в наших краях. Он был образован в 1965 году, тогда в состав вошло 13 сельсоветов. О Железногорском районе мы пишем довольно часто, достаточно вспомнить материал «Не только карьер» в номере от 3 июня 2022 года или статью «История бешеной стрелки» в номере от 7 апреля этого года. Но в истории каждого района, в том числе и Железногорского, есть масса замечательных фактов, а на территориях столько достопримечательностей, что к теме можно возвращаться снова и снова. Что мы и сделаем. Михайловка, она же Понашёвка Современная территория Железногорского района складывалась, можно сказать, веками. С конца XVIII века и до 1920-х годов эта земля частично принадлежала Дмитровскому уезду Орловской губернии (северная половина района), частично Дмитриевскому (юго-запад) и Фатежскому (юго-восток) уездам Курской губернии. В 1928 году на базе бывшей Михайловской волости был образован Михайловский район с центром в слободе Михайловке в составе Льговского округа Центрально-Чернозёмной области. Потом в начале 60-х годов в ходе укрупнения районов Михайловский район был ликвидирован, земли снова отошли к Дмитриевскому и Фатежскому районам. Но как бы то ни было, а обойти вниманием историю слободы Михайловки мы не можем, всё-таки несколько десятилетий она была райцентром. Точная дата её основания неизвестна. Заселение территории, на которой сегодня находится Михайловка, началось в середине XVII века, когда сюда стали прибывать малороссы – жители Слободской Украины. Именно выходцы с Украины и принесли в курский регион такое понятие – «слобода», так назывались населённые пункты Слобожанщины. До начала XVIII века слобода называлась Понашёвкой, по названию местной реки. А что же это за слово такое – «понашёвка»? Согласно легенде, когда-то в этих местах жила красавица, которую полюбили два родных брата. Девушка между соперниками сделать выбор не смогла,и братья решили сами выяснить, кому достанется красавица. Вышли они на берег реки и начали поединок, дело дошло до ножей. Чем закончился спор братьев, неизвестно, но место это стали звать «Поножовкой» или, как говорят в народе, «Понашёвкой». Понашёвка была в то время маленьким населённым пунктом, состоящим не более чем из двадцати дворов. В 1712 году слобода была подарена Петром I фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву, который назвал новое владение в честь недавно освобождённого из турецкого плена сына Михаила. Так слобода Понашёвка стала Михайловкой. Печальный факт: самому Михаилу Борисовичу Шереметеву так и не удалось побывать в названной в его честь слободе. Он умер в Киеве в 1714 году, когда возвращался на Родину из плена. Несмотря на то, что все крестьяне Михайловки были крепостными, их положение было определённо лучше, чем у большинства представителей этого податного сословия. Помещики Шереметевы не были жестокими, а, наоборот, давали своим крестьянам некоторые послабления, в частности, разрешали вести торговлю и заниматься отхожими промыслами. Поэтому здесь быстро появились зажиточные хозяйства и купечество. И уже в середине XVIII века слободу населяло около трёх тысяч жителей, далеко не каждый город мог похвастаться таким населением. Благодаря Шереметевым, которые были активными сторонниками петровских реформ, слобода Михайловка развивалась в разных направлениях. Во времена Елизаветы Петровны в Михайловке было открыто училище, действующее от первого российского высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии. В этом училище преподавали педагоги из Москвы и Киева, многие выпускники михайловского училища затем продолжали обучение в Москве. В 1753 году в Михайловке была построена главная достопримечательность слободы, которая сохранилась до настоящего времени – Никольская церковь. Храм возводился на пожертвования графа Петра Борисовича Шереметева и местного купечества. А в XIX веке развитие слободы достигло своего пика. В это время в Михайловке было множество торговых лавок и магазинов, устраивались ярмарки, на которые съезжались купцы из соседних губерний. Также в слободе действовали почта, больница, пожарная часть, мукомольный, пенькопрядильный и кирпичный заводы, работали маслобойки и крупорушки. К концу позапрошлого века здесь появились театральное и музыкальное общества, открывались фотосалоны, а в начале XX века в доме купца Минаева стали устраивать киносеансы. В то время население Михайловки достигало 4,5 тысячи человек. Усадьба Хлюстиных в Копёнках Есть в Железногорском районе село Копёнки, которое знаменито помещичьей усадьбой. Своё название село получило от притока Свапы, на котором оно расположено. А эта «водная веточка» стала именоваться от слова «копань» – место замачивания пеньки. Копёнки – не село и не деревня, а сельцо. Как поясняет краевед из Железногорска Геннадий Александров, так в XIX веке назывались селения, где находилась барская усадьба, но не было церкви. Жители Копёнок ходили молиться за три версты в храм Покрова в село Высокое. Как часто было у нас в стране с барскими усадьбами, их иногда спасало размещение там казённых учреждений. В Копёнках в усадьбе долгое время размещалась школа. Но в 1990 году школа перешла в новое типовое здание, и имение стало бесхозным. А ведь раньше усадьба была прекрасна. Дом фасадом смотрел на рукотворный пруд, по которому ходил паром. Сейчас это, к сожалению, болото, заросшее ивняком. Ступеньки от центрального входа так и манили спуститься к водоёму, чтобы насладиться прохладой. Посреди пруда высилась деревянная беседка. Когда хозяевами усадьбы были Хлюстины, главным достоянием их на этой земле являлся конезавод (каменные конюшни тут сохранились до сих пор). В Копёнках разводили породистых орловских рысаков. В последние годы XIX века в барском доме сельца Копёнки поселились другие владельцы – Шамшевы. Отставной подполковник Пётр Николаевич развернул тут бурную хозяйственную деятельность. Он занялся винокуренным заводом, изготавливал фруктовые и хлебные вина, спирт-сырец. В винных погребах поддерживалась определённая температура. Одним из первых в уезде Шамшев провёл в Копёнки телефон, вымостил дороги, занялся лесоводством, разведением садов. Когда-то величественный главный дом этой усадьбы стоял на высоком берегу прямоугольного пруда. От дома к пруду вела лестница. На противоположном берегу пруда располагались жилые и хозяйственные постройки. К сожалению, от былой красоты в усадьбе почти ничего не сохранилось. Так описывается это интересное место на сайте «Усадебное достояние России»: «В руинированном виде дошёл до наших дней усадебный дом, который можно и нужно восстановить. При желании инвестор сможет привести в порядок парк и придать усадьбе некогда прекрасный вид. Имение расположено в живописном месте, среди лесов и полей. В нескольких километрах от него находится водохранилище с базами отдыха и популярным среди курян местом для рыбалки». Храм Параскевы Пятницы Ещё одна из достопримечательностей Железногорского района – старинный храм великомученицы Параскевы Пятницы (1914 год) в селе Погорельцево. Он очень красивый с уникальной кирпичной кладкой. Памятник архитектуры и градостроительства регионального значения. Приход этой церкви существовал, по крайней мере, с конца XVI века. Согласно писцовым книгам 1628 года однодворцы Беседины и Локтионовы владели частью земель близ Погорельцева, а другая часть земли принадлежала самой церкви. Церковь была деревянной, много раз перестраивалась. Последняя деревянная церковь в Погорельцеве была построена в 1842 году. В отличие от большинства селений Железногорского района Погорельцево начиналось не с деревенской улицы, а сразу с церкви. Второе название поселения Пятницкий Погост на самом деле является первоначальным. Дело в том, что погостом в старину называли отдельно стоявшую на церковной земле церковь с домами священника и причта. Это было, по определению Даля, село, хотя тут и нет ни одной крестьянской избы, а приход раскинут деревнюшками вокруг. О таком погосте говорят: «Лежит деревенька на горке, а в ней хлеба ни корки», или «Звона много, а хлеба нет». К началу ХХ века приход церкви увеличился настолько, что потребовалось сооружение нового большого храма. Сюда приходили молиться из соседних деревень – Мокрыжа, Снецкого, Воропаева. При храме находилась приходская школа. В 1903 году началось строительство существующей ныне каменной церкви. Строили по образу храма архангела Михаила села Глебово Фатежского уезда, архитектором которого был Николай Михайлович Грушевский. Строительство велось исключительно на народные деньги. В 1914 году храм был окончательно достроен и освящён в десятую пятницу после Пасхи. Однако действовал он недолго. Храм был закрыт в сентябре 1929 года и отдан под склад для зерна и удобрений. Последнего священника арестовали и отправили в лагерь. Монахиня Пятницкого храма Агафья Локтионова была репрессирована по делу «группы освобождения церкви». В 1945 году храм разрешили открыть вновь, однако к тому времени он уже потерял свой облик. В 1963 году храм был закрыт опять «по неимению священника». В 1992 году был воссоздан приход, началось восстановление церкви, которое продолжается до сих пор. Что интересно, автору этих строк неизвестно, есть ли ещё в Курской области храм во имя Параскевы Пятницы. Возможно, это единственная подобная церковь. Согласно преданию, Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана (244 – 311 гг.) в городе Иконий (Малая Азия) в семье богатого сенатора, но уже в ранней юности посвятила себя аскетической жизни. Родители святой особо почитали день крестных страданий Иисуса Христа – пятницу, потому и назвали родившуюся дочь Параскевой. Когда император Диоклетиан начал жестокие гонения на христиан, он повелел правителю Ликаонии Аэтию в подвластных ему городах преследованиями и мучениями истребить христианскую веру. Аэтий отправился в Иконий. Святая Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и была обезглавлена. Святой родник Любопытно, что Железногорский район, будучи одним из самых молодых в области, весьма богат именно на места, так или иначе связанные с православием. Ещё один пример тому – святой источник в селе Гнань. Это одно из самых старых поселений не только в Железногорском районе, но и в Курской области. И неподалеку от села находится святой источник в честь Николая Чудотворца, который издавна славился по всей округе своей чистейшей и целебной водой. Он был известен ещё с 1621 года. По преданию, село получило название потому, что некогда на этом месте русские воины нагнали и разбили татарский отряд. Сохранились пять курганов над могилами убитых. В источниках XIX века Гнань упоминается под вторым названием – Николаево, полученным от здешнего храма Николая Чудотворца. Да, в начале XVII века в селе Гнань был построен храм, освящённый в честь святого Николая Чудотворца. В последующие годы здесь под корнями дерева была обретена икона Святителя Николая. Её перенесли в Гнанский храм, где находилась она вплоть до октября 1917 года. На месте обретения была поставлена часовня, в которой хранился список с обретённой иконы и описание святого колодца. Из храмов слободы Михайловки сюда совершались крестные ходы. Гнанский храм и местная часовня прекратили своё существование только в годы Великой Отечественной войны. Но образ Николая Чудотворца был сохранён одним из жителей посёлка Ленинский. В 1977 году Гнанский артезианский источник был объявлен государственным памятником природы местного значения. Сейчас он является одним из достопримечательностей Железногорского района. Уже много лет по традиции к источнику приезжают свадебные кортежи. Ежегодно эту драгоценную воду набирает множество людей. После установки и освящения купели теперь здесь можно и искупаться. Меч Каролингов Но знакомство с районом, его историей и культурой лучше всего начинать с краеведческого музея. В фондах Железногорского музея находится 40 тысяч экспонатов, в том числе уникальная коллекция минералов и палеонтологических находок. Среди них – зубы и кости мамонта, окаменевшие останки рептилии из мелового периода. А ещё в музее можно увидеть редкую находку – железный каролингский меч из эпохи раннего Средневековья. На территории древнерусского государства найдено не больше 20 таких боевых орудий. Каролингский меч («меч эпохи каролингов») – современное обозначение типа меча, широко распространённого в Европе в период раннего Средневековья. Каролинги – это королевская династия в государстве франков с 751-го по 987 год. Каролингский меч имел обоюдоострый клинок длиной около 78–96 см, короткую рукоять с небольшой гардой. Общая длина составляла около метра, вес до 1500 граммов. А нашли его в Железногорском районе на территории села Гнань, о котором шла речь выше. В историко-этнографическом зале музея также представлена выставка о судьбах знаменитых курян, об основных занятиях и промыслах предков. Особое место в экспозиции занимает диорама Михайловского железорудного карьера. Рядом – стенды с историей ГОКа как градообразующего предприятия. Вся экспозиция музея располагается в четырёх залах. Так что, будете в Железногорском районе, не забудьте посетить музей, там рады каждому. КСТАТИ Уменьшенная копия знаменитой Эйфелевой башни – это самая романтичная современная достопримечательность города Железногорска. Идея местных коммерсантов установить башню рядом с «французским» кафе оказалась как нельзя удачной, и сооружение отлично вписалось в городской пейзаж. Теперь это популярнейшая локация для свадебных фотосессий и место для свиданий. Подготовил Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников

Окрестности Эйфелевой башни
© Курская правда