Владельцы устричных ферм на Черноморском побережье подсчитывают урон от шторма
Обновлено в 17:31
Шторм в Крыму уничтожил устричные хозяйства, а также уникальный проект по разведению этих моллюсков в Севастополе. В научно-исследовательском объединении «Марикультура» с устричной фермы унесло в открытое море около 800 тысяч моллюсков.
Еще в сентябре ученые из Севастополя с гордостью говорили, что впервые в России отработали технологию полного цикла выращивания устриц в экспериментальном питомнике. Первую партию, по их словам, можно было бы попробовать уже в следующем году. Также прогнозировалось снижение цен.
Уникальный выводок мальков, из которых должны вырасти взрослые особи, привезли с Дальнего Востока. До товарного размера их выращивали на российской ферме в Черном море. Устрицы с севастопольской фермы должны были заменить менее приспособленных европейских устриц с низкой выживаемостью в 10%. И теперь из почти миллиона личинок около 800 тысяч унесло в открытое море. Фермеры говорят, что для промышленного выращивания устриц нужны три фактора: наличие подвесных плантаций, плавсредство и береговая база для передержки и обеззараживания устриц перед их продажей.
Но после девятибалльных волн ничего из этих трех составляющих не осталось. На восстановление потребуется от 2 млн до 40 млн рублей. А в море устрицы могут не выжить из-за рапана, который их съест. Говорит основатель первой мидийно-устричной фермы «Яхонт» в Крыму Сергей Кулик:
Сергей Кулик основатель первой мидийно-устричной фермы «Яхонт» в Крыму «В этот раз шторм нанес тройной удар, сколько выжило — пока неизвестно, потому что только сегодня море начало успокаиваться. Лодки, катамараны были повреждены и утонули, причалы разбиты. В течение недели или десяти дней, возможно, будет возможность у другого кого-то арендовать лодку, выйти в море, нырнуть и посмотреть, что произошло и какие убытки. Когда они падают на дно, это не так страшно, но если они в диком море останутся, они не смогут выжить, потому что беснует рапан, и он их сожрет. Будет разрыв по поставкам, то есть если что-то уцелело, то это будет сверхдорого, потому что устрица растет около двух с половиной — трех лет».
В начале сентября сообщалось о возможных проблемах с поставками устриц из Приморского края. Моллюски, как дикие, так и выращиваемые в «морских огородах», гибли из-за августовских ливней, которые разбавили соленую воду у берегов Приморья пресной. В одном из хозяйств новый урожай погиб практически полностью, в целом колония сократилась на 70%. Также о потерях сообщали и другие предприятия отрасли.
Станет ли деликатес дефицитным? Говорит основатель сети ресторанов «Мясо и рыба», омбудсмен ресторанного рынка Москвы Сергей Миронов:
Сергей Миронов омбудсмен ресторанного рынка Москвы, основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» «Ситуация в Крыму на Черном море пока непонятна, никто не понимает, какой был нанесен урон. Та же самая ситуация была в Приморье, когда сказали, что устриц не будет несколько лет, что все уничтожено, но сейчас они в ресторанах есть, все поставляется. Когда грязь улеглась, оказалось, что все выжило, пострадало все минимально. В Черном море пока не поняли, что произошло, рано строить прогнозы. У нас импортных устриц из недружественных стран нет, у нас есть из дружественных африканских стран устрицы, их достаточно, есть приморские устрицы, которые, вопреки всем прогнозам, выжили, и есть черноморские. Черноморская устрица находится на последнем месте по поставкам. Если действительно там что-то случилось, это плохо, но в первую очередь плохо для хозяйств, предпринимателей, которые это развивали. На работе ресторанного бизнеса это почти не скажется, потому что их настолько мало, что их отсутствие особо не заметят».
До введения санкций чаще всего заказывали фермерские французские устрицы — фин де клер, жилардо и белый жемчуг.
Никаких проблем с поставкой устриц сейчас нет, но фин де клер, жилардо и белый жемчуг теперь из Марокко, говорит ресторатор Александр Затуринский:
Александр Затуринский ресторатор «Дальневосточные устрицы везут, есть параллельный импорт, я знаю, что мои знакомые возят из Марокко, понятно, что, скорее всего, это та же Франция. Даже японские привозят. Как это все аукнется, пока не могу сказать, но то, что будет какая-то ценовая коррекция, — это факт».
Самая дешевая устрица — дикая дальневосточная, потом по цене идет аквакультурная дальневосточная устрица, третьей по стоимости является черноморская, а самая дорогая — импортная.