В Ленинградской области энтузиасты восстанавливают военную историю и создают музеи

В Ленинградской области много государственных музеев, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Эти музеи на слуху, их посещают десятки тысяч туристов. Но страницы военной истории воссоздаются и благодаря энтузиазму отдельных людей. Тех, кто все свое свободное время и личные материальные средства вкладывает в создание музейных экспозиций, реконструирует события, которые с каждым годом отодвигаются от нас все дальше. Мы рассказываем о некоторых из них.

В Ленинградской области энтузиасты восстанавливают военную историю и создают музеи
© Российская Газета

Полуторки со дна Ладоги

Группа петербургских дайверов поднимает со дна Ладоги и восстанавливает легендарные полуторки и другую технику, используемую на ледовой Дороге жизни по маршруту мыс Осиновец- Кобона. Деревня Кобона стала в войну пунктом, куда везли обессилевших ленинградцев, чтобы уже здесь, на Большой земле, посадить их в поезда и отправить вглубь страны.

Некоторые экспонаты уже выставлены на берегу. В будущем здесь планируется открыть музей. А в помещении автомастерской, где ремонтируют поднятые из пучины машины, расположена экспозиция, рассказывающая о том времени и героизме тех, кто спасал ленинградцев от смерти.

- Не буду придумывать, что вытащить полуторку со дна было мечтой кого-либо из нас. Но в какой-то момент мы собрались и решили: все эти свидетельства страшной войны, героизма, горя мы видим на дне, имеем возможность их поднять на поверхность, отреставрировать, показать людям. Почему бы нам это не сделать? Ведь у многих родственники пережили блокаду. Если наше поколение не будет помнить о войне, то и дети наши, и внуки не будут помнить. А начав заниматься этим, мы стали собирать исторические данные, чтоб каждый артефакт был не безликим, - сказал Сергей Марков, дайвер, морской офицер в отставке.

Один из на первый взгляд простых экспонатов - стекло от кабины шофера. На стекле - потертости. Такие стекла монтировались в заднюю стену кабины. Потертости - следы от солдатского котелка. В такие котелки водители бросали металлический предмет, например гайку. Во время движения гайка бренчала, тем самым отгоняя сон. Ведь водители на Дороге жизни порой не спали сутками.

Операционная под землей

В деревне Дусьево, который расположен недалеко от Кобоны, воссоздают полевой госпиталь, который был расположен в землянках. Участок возле Дусьево - "госпитальный район", здесь находились десятки лазаретов. И одним из них и был госпиталь № 817. Его и восстанавливают, на историческом месте.

В деревне Дусьево восстанавливают госпиталь №817, который был расположен в землянках. Фото: Татьяна Тюменева/РГ

- Я живу рядом, и мне много лет не давала покоя эта тема. Вот она: живая история, от госпитальных землянок ведь и ямы остались, нужно действовать. Одно дело - в музей сходить, экспонаты посмотреть, и совсем другое - окунуться в реальность, - поясняет Александр Ерошкин, инициатор проекта.

Сделано очень многое: землянки готовы, покрыты дерном крыши (как и было в войну - для маскировки), укреплены окопы, соединяющие землянки. Уже следующим летом появится экспозиция внутри землянок. В одной будет операционная, в другой сортировочная-смотровая, в третьей - кухня… "Заработает" командный блиндаж.

Но планы еще более грандиозные: соединить в один туристический маршрут "Кобона: Восточный берег" сразу несколько объектов: и в Кобоне, и в Дусьево, и в Вероле (Там находится полуразрушенная церковь Николая Чудотворца, архитектор Висконти). Храм имеет прямое отношение к Дороге жизни: в нем во время войны располагалась авто-ремонтная мастерская.

"Красная Горка": два километра мощных подземных укреплений

Форт "Красная Горка" ("Алексеевский" - по имени последнего цесаревича) во время Великой Отечественной стал центром обороны Ораниенбаумского плацдарма. Грозные орудия (по суше из дальность составляла 25 километров, а по воде, за счет того, что форт находится на высоте 35 метров над уровнем моря, она увеличилась до 40 километров) и мощные стены сооружений делали форт практически неприступным. Форт использовали и в 50-х годах, когда говорилось о возможной ядерной войне. Потом неприступные сооружения превратили в склады, а потом и вовсе забросили.

Экспозиция форта "Красная Горка" рассказывает о защите города Ленина. Фото: Святослав Акимов/РГ

"Новая история" заброшенного форта началась еще в 1989 году, когда Александр Сенотрусов, офицер в девятнадцатом поколении, попал сюда и с ужасом обнаружил целый склад снарядов, герметичность которых была нарушена. В любом момент мог грянуть взрыв. Сенотрусов и его сподвижники - тоже бывшие военнослужащие добились разминирования, стали потихоньку создавать экспозицию в наземном сооружении.

- Форт, можно сказать, последний окоп в моей жизни. Мы абсолютно все делаем сами. Официально именуемся выставкой военных артефактов, но не музеем. Нас сорок человек, принимающих активное участие в возрождении твердыни, - говорит Сенотрусов.

Гатчина - колыбель военной авиации

Музей военной авиации открыт силами энтузиастов в Гатчине, на территории бывшего аэродрома. Гатчина была выбрана неспроста: в этом городе был открыт первый в стране военный аэродром, собственно именно здесь зарождалась отечественная военная авиация.

Особенность экспозиции музея военного авиации в Гатчине в том, что многие экспонаты можно потрогать и померить. Фото: Святослав Акимов/РГ

- Начали реализовывать проект музея два года назад, собирали материалы, экспонаты. Областные власти тоже помогли: без их поддержки мы бы не смогли получить военную технику. Особенность экспозиции в том, что практически все экспонаты можно потрогать, а что-то и примерить. Интерактива у нас по минимуму, и это наша принципиальная позиция, - говорит Геннадий Панев, генеральный директор музея.

Один из экспонатов - двигатель бомбардировщика Пе-2, найденный поисковиками. Именно на этом самолете (узнан по номеру) в огненный таран на артиллерийские установки противника пошли 30 сентября 1943 года Герои Советского Союза Василий Гречишкин и Алексей Перегудов. Когда Пе-2 был подбит немцами и загорелся, летчики приняли решение ценой своей жизни уничтожить зенитную установку. Гречишкин погиб в горящем самолете, Перегудова выбросило из кабины уже у земли, но полученные ранения оказались смертельными. Стрелок-радист Иван Марченко, третий в экипаже, которого во время пике воздушный поток буквально вырвал из кабины, спасся, но попал в плен и был отправлен в концлагерь. И все-таки Марченко выжил и уже потом, после войны, подтвердил: Пе-2 не просто падал, его до последнего вели на таран. Говорят, внук Перегудова, тоже летчик, не смог сдержать слез, когда увидел реликвию.

За "Глазом росомахи"

Музей оккупации и освобождения Ленинградской области создается в подземных сооружениях финского фортификационного комплекса времени Великой Отечественной войны "Глаз Росомахи". Комплекс - мощное сооружение, поражающее масштабами, однако совершенно неизвестное широкой публике, и много лет - заброшенное. Теперь, благодаря усилиям неравнодушных людей сюда уже можно приезжать на экскурсию.

"Глаз Росомахи" станет музеем оккупации и освобождения Ленинградской области. Фото: Татьяна Тюменева /РГ

- За минувшее лето силами добровольцем проведена титаническая работа по расчистке всех траншей и долговременных огневых точек. Найдены редкие экспонаты - дверцы финских блиндажных печей с клеймами, - поясняет Баир Иранчеев, директор созданного ранее частного Военного музея Карельского перешейка (Выборг).

Музей в "Глазе Росомахи" собираются открыть к 80-й годовщине освобождения Ленобласти от немецкой и финской оккупации.

Справка

Комитетом по культуре и туризму Ленинградской области разработаны и готовы к внедрению пять новых тематических маршрутов по Дороге жизни для разных возрастов. Все маршруты включают в себя посещение мест, отражающих основные события обороны Ленинграда.

"Дорога жизни - Дорога в будущее" (детский) выстроен на основе квеста с выполнением заданий у каждого объекта. "Дорога жизни - Дорога памяти поколений" (семейный) создан с учетом интересов как взрослых, так и детей. Выполняя задания, семья сможет почувствовать себя командой.

"Дорога жизни - Дорога памяти" (для ветеранов) - маршрут приурочен к памятным датам, связанных с войной и блокадой. Включает интерактивную программу "Истории из вещмешка", во время которой ветеранов вовлекают в диалог-воспоминание. "Дорога жизни - Дорога отважных" (молодежный) предназначен для самостоятельного путешествия и также включает квесты.

А маршрут для спортсменов "Дорога жизни - Дорога сильных" можно пройти пешком, проехать на велосипеде. Зимой - встать на лыжи. Рассчитан на несколько дней.