Бандитская Нахаловка Новосибирска станет променадом вдоль Оби
Улицы и дома, построенные без плана и разрешения, несколько городских пескобаз и старая промзона времен Первой мировой войны – эту часть берега Оби хорошо знают только местные жители. Остальные горожане в этих местах бывают крайне редко. Самовольный район издавна пользовался дурной славой – Нахаловка была знаменита притонами и воровскими «малинами». С незаконной — «нахальной» — застройкой безуспешно боролись полицейские и пожарные.
Из любви и палок
Сотрудник музея Новосибирска Евгений Андропов в Нахаловке местный и водит экскурсии по местам своего детства. На всем протяжении берега от Речпорта до бора памятников истории и архитектуры мало – раз, два и обчелся. В частном секторе Большой Нахаловки – водонапорная башня, чуть дальше от берега по улице Владимировской – знаменитые красные казармы. Корпуса, построенные для императорской армии, сейчас занимает психиатрическая больница. На Чернышевском спуске видны остатки старой булыжной мостовой.
Вся остальная застройка – частный сектор, но такой, какого не увидишь больше нигде в городе. «Дома из любви и палок, – описывает способ застройки Нахаловки Евгений Андропов. – Тот самый принцип, когда к стене существующего дома пристраивалось еще три стены, и получался новый дом».
Для того, чтобы пересечь Нахаловку и спуститься к реке, нужно знать, куда идти. Улиц в привычном понимании здесь нет – извилистые переулочки шириной чуть больше метра. Дома плотно примыкают друг к другу, как в средневековом городе, огороды и усадьбы крошечные, зато много домов с мансардами и пристройками. Так называемая Большая и Малая Нахаловка – не анклав, но и не город в привычном понимании.
«Эта территория оказалась отсечена от города. Его тут и не строили, строили транспортный узел, логистический хаб. Железная дорога, как только с левого берега выходит на правый, сразу поворачивает, идет вдоль Фабричной и отсекает берег от остального города», – объясняет Евгений Андропов.
Золотая миля
Освоить берег, изрезанный оврагами, не сумели ни чиновники Кабинета Его Императорского Величества, ни сотрудники министерства путей сообщения. Никаких проектов жилой застройки в Нахаловке не было. Удалось тут прижиться только местной бедноте и промышленникам.
Нахаловка оказалась золотой милей для предпринимателей. Перекресток судоходной Оби и Транссиба, близость железнодорожной станции и Речпорта надолго превратили берег в промышленную зону. Здесь были лесопильные заводы, хлебные склады и мукомольные предприятия.
Заводов в Нахаловке уже нет, зато пескобазы в большом количестве. Вид на реку в этой части города – это кучи песка и щебня. Для того, чтобы выйти к берегу, пересекаем полосу жидкой грязи. Еще одна примета новейшего времени – первые в истории Нахаловки новостройки. Застройщики наконец-то заинтересовались самым неудобным для строительства местом в городе.
Променад до Заельцовского бора
Как рассказал VN.ru главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин, сказу несколько девелоперов планируют строить жилье в этой части города. Близость к реке должна стать фишкой новых жилых массивов. Сделать в Нахаловке современную набережную – общая задача для мэрии города и застройщиков.
Как заверяют в мэрии, новая набережная до Заельцовского бора останется муниципальной, несмотря на участие девелоперов в её строительстве. Специальная рабочая группа должна разработать концепцию благоустройства новой территории, которую предоставят для обсуждения горожанам.
«Мы планируем, что будет определенная преемственность с Михайловской набережной. Понятно, что там появятся какие-то новые решения, но в целом должна быть обеспечена преемственность всех набережных в городе. В конце концов, она будет единой от Заельцовского бора до Бугринского моста», – заявил главный архитектор города в беседе с VN.ru.
Пока в территорию единой набережной от Бугринского моста до Заельцовского бора не включают территорию Речпорта – её планируют развивать в рамках отдельного проекта. Участки береговой линии от Бугринского моста до Михайловской набережной и от Димитровского моста до Заельцовского бора сейчас находятся в стадии исследования, объясняет Александр Ложкин.
Самая главная задача – убрать с берега пескобазы и определить требования к архитектурному облику будущей береговой застройки. Как считают архитекторы, вид на город со стороны реки – своего рода народное достояние. В идеале новые жилые массивы должны стать украшением Новосибирска.
«Возможность устанавливать требования к архитектурно-градостроительному облику у нас появилась совсем недавно, – объясняет Александр Ложкин. – Пока требования установлены для центра города, гостевых маршрутов и Академгородка. Сейчас посмотрим, как этот механизм работает, и планируем в течение следующего года установить такие требования для береговых территорий».
Модное место для хипстеров
До жилья премиум-класса Нахаловке пока далеко, но здесь уже проводят экскурсии и фотосессии. Частный самострой и кучи песка на берегу реки – отличный фон для хипстерских селфи и постов в соцсетях. Впрочем, как рассказывает Евгений Андропов, в Нахаловке всегда умели и работать, и отдыхать.
«Раньше ходил паром между Лесоперевалкой, Затоном и Нахаловкой. Отсюда люди пересаживались и шли на вокзал. Чернышевский спуск был оживленным всегда. Рядом дикий пляж, сюда со всего района приходили люди купаться. Сегодня это место кажется подходящим для убийств и похищений, но это так не всегда было. Был нормальный жилой район, хоть и не такой благополучный, чем центр», – рассказывает Евгений Андропов о родных местах.
По словам экскурсовода, этот участок берега всегда был доступным и демократичным, в отличие от зоны за Заельцовским парком: «Вот там настоящая Нахаловка, только гламурная».
Самострой новониколаевской бедноты вдоль Оби плавно переходит в современные элитные коттеджи. Там городскую набережную строить не планируют.
Два земельных участка около озер Карачи и Довольное отдали под туризм