«Осадочек остался»: Кто виноват в сбое перевозок Благовещенск-Хэйхэ?

Страдания застрявших на восемь дней в Китае на амурской границе российских туристов закончились. Всех вывезли разом на автобусах по международному мосту Благовещенск - Хэйхэ. По тому самому, который, как утверждали власти региона, невозможно открыть для перевозки людей из-за отсутствия пассажирского пункта пропуска.

«Осадочек остался»: Кто виноват в сбое перевозок Благовещенск-Хэйхэ?
© 2x2.su
Переговорами на разных уровнях российской и китайской власти достигнуто двухстороннее подтверждение от всех контрольных ведомств об организации экстренного и разового вывоза российский граждан из Хэйхэ (152 человека) и отправки китайских граждан из Благовещенска (346 человек) по мосту, используя инфраструктуру смешанных пунктов пропуска, - прокомментировала и.о. главы облминтранса Светлана Попова. - Переговоры - длительный и сложный процесс, нам не хотелось о нём заранее заявлять

Не ездить совсем?

Теперь общественность ищет виноватых в треугольнике: амурский перевозчик пассажирский порт «АмурАССО» (сорвал транзит), местные турфирмы (якобы продавали путёвки, не интересуясь транспортными резервами) и правительство региона (быстро не спасло туристов).

Как, например, транспортная прокуратура разрешила перевозчику входить в сезон только с одним рабочим судном на воздушной подушке (второе - на ремонте)? - задаётся вопросом персональный гид в Хэйхэ Сергей Коренев. - При этом, переходя с теплоходов на «пумы», обещали сохранить существующий пассажиропоток. И прокуратура на слово поверила, что одна «пума» почти эквивалента трём теплоходам? Почему область не вмешалась: не помогла, например, взять суда в лизинг, не дала кредит на пополнение парка техники.

Непонятно и со злополучным мостом: строить его начали в 2016 г., а пассажирский пункт пропуска обещают летом 2024-го - нельзя было работать над этим параллельно? Или об этом вовсе не задумывались? Или решили сперва отбить затраты на грузоперевозках, а там уж и о людях подумать? В конце концов, в 2013 г. при аналогичном заторе людей вывозили на автобусах вверх по Амуру через грузовой порт - повторили бы.

Многие говорят о застрявших: «Сами виноваты». Но почему люди должны просчитывать всё самое плохое? То есть не ездить совсем? Какой тогда амурский туризм? - продолжает С. Коренев. - Тем более сейчас, пройдя с этим коллапсом по федеральным каналам, мы серьёзно подмочили свою репутацию. Многие теперь сто раз подумают, ехать ли к нам.

Ждём понтон?

Председатель Амурского общества российско-китайской дружбы и Борис Белобородов основным виновником коллапса считает правительство области как основного организатора пассажирских и транспортных перевозок в международном сообщении в Приамурье.

- Задача турфирм - удовлетворять спрос россиян на поездки, - комментирует Борис Леонидович. - Претензии к перевозчику, который плату взял, а организовать перевозку не смог, формально законны. Да, во время пандемии 8-9 «пум» собственник продал, это его право. А о том, что в сезон он входит с двумя судами, знали все: и надзор, и турфирмы. Есть мнение, что это вопрос - федеральный. Но, думаю, Минтранс РФ, принимающий решения по формату работы пунктов пропусков, формально не причём - он же работает в связке с регионом. И если территория выйдет с инициативой временно разрешить перевозку по мосту в связи с ЧС, я уверен, никто не возразил бы. Но хотел ли регион этим заниматься, беспокоить больших начальников, рискуя навлечь на себя их гнев? Чиновники отмалчивались несколько дней, порекомендовав воздержаться от поездок в Китай уже при сложившейся критической ситуации.

В любом случае разбор полётов нужен - в том числе по вопросу понтонного моста через Амур, установку которого областные власти признали нецелесообразным ещё в 2022 г. - после открытия международного моста. В этом году понтон так же не планировался. Но ближе к осени намерения изменились - правда, без конкретных сроков. Б. Белобородов подчёркивает, время на установку ещё есть, пока идёт лёд, а он будет идти до 20-х чисел ноября. Если недавняя катавасия с перевозками повторится на новогодние каникулы, вряд ли всех снова повезут по мосту. Вот тогда понтон и может пригодиться.

Что может регион?

Эх, а испортили в итоге такую пиар-акцию по торжественному запуску летом-2024 пассажиропотока по международному мосту! Нет, открытие, безусловно, будет, но осадочек остался. Мало того, спасённые туристы первыми въехали в Благовещенск и по новому мосту через Зею, праздничный запуск которого обещали вот-вот. И вновь осадочек. Ну, хоть опробовали маршрут, обкатали. Но как в целом сработает «сарафанное радио», неизвестно.

Между тем мэр Хэйхэ Чжао Жунго лично встретил вернувшихся из Благовещенска 346 китайских туристов - попиарился. Сказал: «Это историческое событие, въезд граждан Китая и выезд граждан России по автомобильному мосту через Амур позволило гарантировать беспрепятственный проход для пассажиров через границу в период ледохода». Интернет-портал Biang.ru передал впечатления китайских туристов: «По мосту гораздо удобнее, чем речным транспортом. Спасибо правительству, что нас встретили».

А вспомните беспрецедентную замену более трёх километров ветхих теплотрасс в Благовещенске ушедшим летом. Удалось получить деньги из Фонда национального благосостояния! Износ труб был реально критическим! Теперь на этих участках можно забыть о вечных авариях! Это действительно круто, но коммунальщики не преподнесли это должным образом горожанам. Да что там, они даже не предупредили об этих работах и многонедельных отключениях воды, из-за чего извиняться пришлось уже руководству города. Потом об этом благе людям рассказывали всё лето, но эффект был испорчен, приподнятые рапорты вызывали только раздражение. Не везёт нам в этом году с пиар-технологиями?

Многие, конечно, в связи с Китаем по областным властям прошлись: «Ощущение какого-то бессилия региона. А что он вообще может сегодня, так сказать, по регламенту?»

Полномочий у региона масса, но в открытии пассажиропотока - конечно, нет. Тем не менее, я думаю, минэконом области должен был поднять тревогу, звонить в Москву, потому что в КНР застряли не только амурчане. И, конечно, когда всё рассосётся, какие-то моменты на будущее должны быть оговорены - в том числе и по компетенциям региона для облегчения жизни соотечественников, - рассуждает зампредседателя комитета амурского Заксобрания по вопросам законодательства, местного самоуправления и регламенту Наталья Михайлова. - В целом что может регион - просить! - у Москвы денег на софинасирование того или иного проекта. Разумеется, полномочия территорий широки - в рамках развития местного инвестклимата, создания ТОРов, понижения налоговой ставки для инвесторов и предпринимателей, занимающихся соцбизнесом, и многое другое. Но, как правило, все программы дублируют те или иные федеральные - в лучше случае через полпредство в ДФО. Амурский бюджет - по-прежнему дотационный.

И последнее к вопросу о том, что могут или не могут политики, чиновники, должностные лица: вспомнилась история 15-летней давности, когда футбольный клуб «Амур» (ныне почивший) из-за долгов не смог улететь домой с тренировочных сборов в Турции. Никто из учредителей ФК «Амур» деньги на главную футбольную команду области не дал. Сумму наскребли лишь несколько предпринимателей по инициативе тогдашнего руководства мэрии Благовещенска. Много обсуждалось, могла (хотела) ли область найти деньги, чьи полномочия были, как мэрия на этом пропиарилась. Но для футболистов, их семей и болельщиков те, кто их спас, были настоящими героями, которые МОГУТ.

Кстати

Свои телефоны давали прокуратура и управление Роспотребнадзора региона, предлагая правовую помощь при нарушении прав туристов, в том числе составление претензий и исков.

Я всё-таки считаю малоэффективными судебные процессы в отношении перевозчика, а основные претензии в плане нарушения прав потребителей - именно к нему, - комментирует юрист Кирилл Сугайло. - И речь даже не о том, что в иске будет отказано, а в том, что расходы на оплату услуг юриста и трудозатраты судов по рассмотрению данных дел намного превысят результат, который потребитель получит на выходе. Дело в том, что в билете, который вы покупаете, есть дата выезда в Китай, но не возвращения оттуда. И если ущерб от сорванной поездки в Поднебесную ещё можно компенсировать, то с обратной дорогой всё сложнее. Не указано число, а значит, исполнитель не связан конкретными сроками исполнения договора. Вас могут вернуть сегодня, завтра, через месяц. И ваши расходы по ожиданию не компенсируются. Но я всё-таки рекомендовал бы перевозчику - думаю, он и сам пришёл к этому выводу - мирным путём решить вопрос по возмещению указанных расходов. По моему мнению, это максимум справедливости при минимуме затрат для обеих сторон.

Туристам напоминали телефон и Генконсульства РФ в Харбине. В ведомстве подтверждали готовность оказывать консульскую помощь россиянам на территории КНР в случае нарушения их законных прав и интересов. Генконсульство всё это время держало ситуацию на контроле, держало связь и по линии МИДа, и с региональными властями. Но надо понимать, что такое консульская помощь: или гражданин потерял документы, или ему нужно оформить паспорт, или какие-то формальности в КНР провести. А вот подвоз продуктов и воды, экстренная организация гостиниц - это уже не задача Генконсульства.

Между тем

- По следам сложной ситуации на погранпереходе Хэйхэ - Благовещенск рекомендуем альтернативные маршруты из Хэйхэ до пунктов пропуска на российско-китайской границе в городах Суйфэньхэ и Маньчжурия, - сообщает Telegram-канал «Амур-Китай».

Как добраться до г. Суйфэньхэ

Шаг 1

Поезд Хэйхэ - Харбин (дорога занимает 10-13 часов, есть ночные поезда). Ориентировочная стоимость: плацкарт 152 юаня.

Альтернатива:

С автовокзала Хэйхэ ходят автобусы до Харбина (дорога занимает от 6,5 часов, но стоит учитывать, что в случае снегопада велика вероятность отмены рейса либо задержки в пути). Ориентировочная стоимость: 170-240 юаней.

Шаг 2

С Центрального вокзала Харбина в Суйфэньхэ ежедневно ходят пять скоростных поездов (дорога занимает 2,5-3,5 часа). Ориентировочная стоимость: 162 юаня.

Шаг 3

С международного автовокзала Суйфэньхэ (недалеко от ж.-д. вокзала) на автобусе добраться до пос. Пограничный. Ориентировочная стоимость: 200 юаней.

Как добраться до г. Маньчжурия

Шаг 1

Поезд Хэйхэ - Харбин (дорога занимает 10-13 часов, есть ночные поезда). Ориентировочная стоимость: плацкарт 152 юаня.

Альтернатива:

С автовокзала Хэйхэ ходят автобусы до Харбина (дорога занимает от 6,5 часов, но стоит учитывать, что в случае снегопада велика вероятность отмены рейса либо задержки в пути). Ориентировочная стоимость: 170-240 юаней.

Шаг 2

С Центрального вокзала Харбина в Маньчжурию ежедневно ходят 4 поезда (дорога занимает 12-13 часов). Ориентировочная стоимость: плацкарт 207-230 юаней.

Альтернатива:

Из аэропорта Харбина в Маньчжурию осуществляются прямые авиарейсы EU1959. Время в пути: около двух часов. Ориентировочная стоимость: 600-700 юаней.

Шаг 3

На городском автобусе или такси доехать до автовокзала Маньчжурии и приобрести билет на автобус до Забайкальска. Ориентировочная стоимость: 65-75 юаней. Время в пути до пункта пропуска: около 10 минут.