Уникальное озеро на грани экологической катастрофы. Как его собираются спасать при помощи человеческих волос?

Загрязнение воды на планете приобрело устрашающие масштабы. Большая часть исследований экологов посвящена морям и океанам. Озера, как может показаться, обделены вниманием мирового сообщества. Однако именно озера, по последним оценкам специалистов, оказались загрязнены сильнее прочих водоемов. На грани экологической катастрофы, в частности, находится озеро Маракайбо — в прошлом пристанище пиратов, а ныне нефтяное месторождение. Разливы нефти и накопившийся за многие годы мусор там пытаются убирать оригинальным способом — при помощи человеческих волос. Борьба с грязью — в материале «Ленты.ру».

Уникальное озеро на грани экологической катастрофы. Как его собираются спасать при помощи человеческих волос?
© Lenta.ru

Чернильные пятна

Озеро Маракайбо — крупнейшее в Южной Америке и 19-е по величине в мире. Его площадь составляет 13,5 тысячи квадратных километров — больше Ямайки. Между собой его делят два государства — Венесуэла и Колумбия. На Маракайбо ведут промысел рыбы, краба и креветки. В его водах обитают дельфины, кайманы и ламантины. Маракайбо застало конкистадоров и пиратов, а в XX веке — нефтяников, приход которых обернулся печальными последствиями для озера, его обитателей и людей, живущих рыбацким промыслом.

Первую нефтяную скважину на Маракайбо пробурили в 1914 году. С тех пор их число достигло 15 тысяч. На дне озера проложено около 28 тысяч километров нефтепроводов. По берегам озера и в самой его акватории, по некоторым оценкам, накопилось свыше 10 тысяч объектов нефтедобычи: там остались заброшенные буровые установки, проржавевшие станции перекачки и протекающие резервуары, из-за которых каждый день в озеро утекает до тысячи баррелей нефти.

Оценить объемы разливов нефти непросто — в этом специалистам помогают снимки со спутников. С 2020 по 2021 год в Маракайбо утекло около 200 тысяч баррелей сырой нефти. В год случается более четырех тысяч разливов, самые крупные из которых имеют протяженность до 40 километров.

Вместе с черным золотом в озере добывают пластовые воды, которые содержат в себе нефтепродукты, соли и тяжелые металлы. Такая вода может быть использована повторно в сельском хозяйстве или промышленности после процедуры очистки, но местные заводы пренебрегают ею и просто сбрасывают воду обратно в озеро.

Настоящей сенсацией для венесуэльцев стала новость о гибели фламинго по кличке Витико. Экоактивисты нашли его на Маракайбо сплошь покрытым нефтью и принялись отмывать. Но даже под опекой волонтеров Витико не прожил и двух дней.

Пляжи, рифы и утесы Маракайбо загрязнены разлившейся нефтью. В грязной воде вынуждены обитать крабы, улитки, моллюски и суповые черепахи. Рыбы и водные млекопитающие питаются фитопланктоном, который накапливает в себе ядовитые вещества. Нефть прилипает к перьям птиц и растворяет жировую пленку, защищающую их от намокания и холода. В результате птицы теряют способность летать.

Наиболее уязвимы к утечке нефти травоядные ламантины. Их рацион состоит из листьев мангры и водорослей. Различить пропитавшиеся химикатами растения ламантины не в состоянии и, употребляя их в пищу, погибают.

Разлив нефти -- чисто визуальный вопрос Педро Рафаэль Теллечеа

К июлю 2023 года суточные объемы нефтедобычи Венесуэлы превысили 800 тысяч баррелей. В августе глава государственной нефтегазовой компании PDVSA Педро Рафаэль Теллечеа заявил, что за текущий год на Маракайбо практически не зафиксировано разливов нефти. Нефтепродукты, по словам Теллечеа, в озере не разлагаются, поэтому загрязнение Маракайбо — чисто «визуальный вопрос».

Вездесущие водоросли

В венесуэльских штатах Сулия, Мерида и Трухильо проживает около 5,3 миллиона человек. В колумбийском департаменте Норте-де-Сантандер — 1,6 миллиона. Сточные воды из всех этих провинций сбрасывают в озеро Маракайбо. Сюда сливаются отходы свинарников, птицефабрик и молочных заводов. В Маракайбо оказываются также отходы агрохимикатов и пестицидов с сельхозпредприятий и растительный мусор из речных бассейнов.

Повышенное количество продуктов животного происхождения в водоеме приводит к эвтрофикации. Разлагаясь в воде, экскременты высвобождают азот и фосфор. Они подпитывают сине-зеленые водоросли, также известные как цианобактерии. Чем больше отходов жизнедеятельности, тем обильнее эти водоросли растут. Способствует этому и повышение температуры Мирового океана — еще одна тревога экологов. На каждые 10 градусов Цельсия скорость роста сине-зеленых водорослей удваивается. Они вырабатывают токсины, отравляя воду вокруг.

В итоге этот вид растений колонизирует озеро. На поверхности воды образуется толстый слой сине-зеленого оттенка. Местные экологи так и называют его — вердигри. Сейчас он покрывает 70 процентов озера. Солнечный свет сквозь этот слой водорослей пробиться не может. От кислородного голодания страдают все обитатели Маракайбо. На берегу то и дело появляется мертвая рыба.

70 % поверхности озера покрыто толстым слоем сине-зеленых водорослей

Вердигри сказывается на доходах рыболовной отрасли и туристической индустрии. Прибыль местных рыбаков упала на 25 процентов из-за снижения улова и засорения снастей. В процессе гниения разросшиеся сине-зеленые водоросли выделяют резкую вонь, которая разносится по всему пляжу. В 35-градусную жару выдержать гнилостный запах почти невозможно. Вердигри ботаники описали еще сто лет назад. В бассейн озера Маракайбо эти водоросли приносят течения и приливы из Венесуэльского залива, поэтому, как считают ученые, это явление носит сезонный характер.

Сор и соль

Кроме того, не стоит забывать о бытовых отходах. В день житель бассейна Маракайбо оставляет от полутора до трех килограммов мусора. Местные венесуэльцы ежедневно производят около 12 миллионов килограммов мусора. В засорении побережья мусором любят обвинять безответственных туристов, однако травят озеро и полигоны. Жидкость, накапливающаяся при гниении гор отходов, называется фильтратом и содержит в себе массу вредных веществ. Фильтрат проникает в почву и грунтовые воды, откуда направляется прямиком в Маракайбо.

Экосистема озера Маракайбо существует благодаря тем условиям, которые были изначально созданы природой. Вмешательство человека способно разрушить этот хрупкий порядок. И для этого не обязательно вливать химикаты или вытряхивать мусор. Маракайбо — единственное озеро на Земле, связанное с морем. Пресная вода в Маракайбо поступает из 136 рек, а соленая — в небольших количествах через мелкий пролив Карибского моря. Морские приливы наблюдаются в самой северной части озера. Однако с развитием в регионе нефтедобычи потребовалось прорыть канал для прохода танкеров. В результате дноуглубительных работ в 1958 году устье озера расширили, и поток соленой воды в него увеличился. В химическом составе воды Маракайбо возник дисбаланс. Местной фауне адаптироваться к нему не так легко, поэтому некоторым видам грозит вымирание.

Борьба за чистоту

Главной проблемой Маракайбо считается плохая очистная система. Сегодня на побережье возведено 27 очистных сооружений и канализационных насосных станций, но состояние 8 из них как рабочее оценить можно только с натяжкой. Спонсировать обновление инфраструктуры пожелали даже в Европе, однако со временем финансирование урезали.

Плачевно и состояние нефтеоборудования, менять которое компании не спешат. Вдобавок персонал, обслуживающий нефтеобъекты, знаком с экологическими тонкостями процесса довольно плохо, а тренинги и переподготовку работников не проводят. Вероятно, и план действий на случай чрезвычайной ситуации при разливе нефти отсутствует, сетуют экологи.

Утечку удаляют четырьмя способами: сжигая нефть на поверхности воды, откачивая насосами, разбивая нефтяные комки на мелкие частицы с помощью дисперсантов и собирая твердыми сорбентами. Последний способ наиболее выгоден и не оставляет ни капли нефти в водоеме. Однако в последние годы ученые смогли разработать и более инновационные решения для очистки воды.

Одной из таких находок стала умная НАСА — это сеть из переработанных человеческих волос, которая улавливает нефть. Волосы используются для заполнения четырехметровых трубок, покрытых биоразлагаемой сеткой. Для каждого устройства требуется около четырех килограммов волос. В сборе материала активно помогают местные парикмахеры. Еще одно научное решение — обычные полиуретановые губки, но с графитовым покрытием. Воду графит отталкивает, а жир поглощает, благодаря этому губка эффективно впитывает нефть.

В экосообществе считают необходимым отказаться от одноразовой тары, пластиковой упаковки и пакетов. Сортировка отходов должна стать повсеместной практикой. Также необходимо усилить сеть гидрометеостанций для изучения природы озера, прекратить дноуглубительные работы и прибегнуть к искусственному закрытию устья озера для восстановления химического баланса воды. При этом под контролем нужно держать не одно только озеро, но и все его притоки, добавляют специалисты. Не помешает также создание вокруг озера буферных зон, свободных от жилых домов и гостиниц.

Загрязнение озера — общее дело соседствующих Венесуэлы и Колумбии, поэтому координировать борьбу за его чистоту нужно на межгосударственном уровне. Добиться прогресса в этом вопросе помогло бы двустороннее межправительственное соглашение по защите Маракайбо.

В июле 2023 года президент Венесуэлы Николас Мадуро Нестор Ревероль. Первые работы по очистке побережья прошли уже в сентябре. Помимо волонтеров и спецтехники, в акции приняли участие 400 рыбаков-промысловиков и 200 частных судов. По данным властей, было собрано больше 3 тысяч тонн отходов, в том числе 60 тонн пластика. Мониторинг работы очистных сооружений на Маракайбо также усилен.

Государственная нефтяная компания PDVSA значительно повысила эффективность прогнозирования разливов и утечек, а также начала программу закачки пластовых вод в скважины. Под контролем Ревероля 160 километров трубопровода в озере Маракайбо заменили на гибкие конструкции из полиэтилена высокой плотности. До конца года планируется заменить 700 километров. Проводится экологический ликбез сотрудников.

Власти давно озадачились сохранением уникальных мангровых лесов. Помимо прочего, они способны побороть разросшиеся сине-зеленые водоросли — мангры хорошо поглощают питательные и загрязняющие вещества. Кроме того, по распоряжению Мадуро бассейн Маракайбо активно засаживают деревьями кофе и какао.

Голубое око и Черная дыра

Маракайбо для Венесуэлы — то же самое, что Байкал для России: символ, величие, история. И экологическая забота. Над Байкалом нависла угроза загрязнения микропластиком: оно наполнено полиэтиленом, полипропиленом и полистиролом. Микропластик состоит из химических соединений, и последствия их накопления в организме человека изучены плохо. Они могут приводить к бесплодию, ожирению, воспалению тканей, раку и задержке развития плода.

За период с 2018 по 2022 год количество микропластика в поверхностных водах озера США и Канаде. Нельзя забывать, что вблизи этих водоемов расположены крупные промышленные мегаполисы. В основном пластик в Байкал приносят воды реки Селенга, впадающей в озеро. Также мусор оставляют местные жители и туристы: на берегах озера живет 120 тысяч человек, а в течение года его посещает около 3 миллионов туристов.

Пластик составляет 87 процентов всего собранного мусора, 17 процентов — это пластиковые бутылки. В близлежащих Листвянке или Слюдянке стихийных свалок нет, регулярно проводятся субботники с участием волонтеров, а в некоторых точках общепита еду подают в биоразлагаемой таре. В то же время в бурятских поселках Усть-Баргузин и Турка мусор наблюдается повсеместно. Грунтовые дороги, по которым его вывозят, регулярно размывает дождем. Во время шторма бытовые отходы, оказавшиеся на побережье Байкала, сносит в воду. Сливается туда и канализация: окрестности озера застраивают турбазами, не снабжая их при этом очистными сооружениями. На байкальском острове Ольхон центральная канализация отсутствует вовсе.

Загрязнению Байкала способствуют также китайские полимерные рыболовные сети. Прежде они были прочнее, а их плетением занимались вручную. Сегодня их производство обходится дешевле, поэтому рыболовы не особо заботятся о сохранности инвентаря. Сети, цепляясь за каменистое дно, уносятся течением, обрастают водорослями и гниют. Это приводит к кислородному голоданию и замору рыбы.

Начало загрязнению Байкала еще 50 лет назад положил Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. В результате выбросов пыли и газов от его деятельности отмирали верхушки деревьев, высыхали леса, а воздух наполнялся ядовитыми для живых организмов веществами — диоксинами. Вплоть до своего закрытия в 2013 году завод успел произвести 6,5 миллиона тонн твердых и жидких отходов. Некоторые из них до сих пор хранятся в 14 шламонакопителях близ Байкальска. Их содержимое может попасть прямо в озеро, если хранилища переполнятся из-за дождей и растаявшего снега. Особенно опасен для окружающей среды черный щелок, образующийся после варки целлюлозы.

6,5 миллиона тонн отходов произвел Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат за 50 лет

Сейчас правительство озабочено установкой современных очистных сооружений в прибрежных поселениях и на притоках Байкала. К 2024-2025 годам в Бурятии планируют построить семь мусороперерабатывающих комплексов. Общая мощность первых пяти составит более 200 тысяч тонн в год. Меры по защите Байкала от загрязнения пополняются федеральными проектами. Местные власти предлагают запретить продажу одноразовых пластиковых пакетов и посуды возле озера. Одно время поселок Песчаный грозились расселить в рамках включения его территорий в состав нацпарка, но встретили сопротивление жителей. Однако, убеждены экологи, полностью избавить Байкал от микропластика уже невозможно.

Одним из самых грязных мест на планете по праву считается озеро жидких отходов под названием Черная дыра. Оно расположено между Нижним Новгородом и Дзержинском и представляет собой карстовую воронку площадью полтора гектара. На протяжении полувека свои отходы в него сливал завод «Оргстекло», в том числе мышьяк, свинец и кадмий. Исходящий от Черной дыры запах перебивает даже гарь от торфяников.

72 тысячи тонн отходов сбросил в Черную дыру завод «Оргстекло»

Экологи забили тревогу еще в 1977 году. В 90-е на завод «Оргстекло» хотели подать в суд, но не успели до объявления фабрики банкротом. К ликвидации Черной дыры приступили только в 2011 году, по указу президента.

Первоначально сроки ставили до мая 2012 года. К 2017 году финансирование мероприятий по устранению Черной дыры повысили с 1,6 миллиарда рублей до 2,3 миллиарда. Работы по рекультивации территории стали поводом для коррупционных скандалов, а «ликвидаторы» сменялись один за другим. Сейчас подрядчиком выступает корпорация «Газэнергострой». В последний раз сроки переносили на начало 2023 года.

***

Возраст озера Маракайбо насчитывает 20-36 миллионов лет. Современные свои очертания оно приобрело в эпоху плиоцена, а значит, наблюдало зарождение человечества на планете. Однако человеку понадобилось чуть больше века для того, чтобы поставить второе старейшее озеро на Земле на грань экологической катастрофы.