Мир на кончике бивня. Как косторезная мастерская на Чукотке держит марку уже 90 лет
"Дело будет жить"
Село Уэлен на карте Чукотки с первого раза может разглядеть только самый внимательный — настолько крохотная эта точка на самом краю материковой части России. В солнечную погоду отсюда можно увидеть соседнюю Аляску. Правда, чистое голубое небо над Уэленом бывает редко: слишком крутой нрав у Северного Ледовитого океана, на берегу которого живут 700 уэленцев.
Долгими зимними и короткими летними вечерами без устали трудятся мастера — резчики и граверы Уэленской косторезной мастерской, которая в 2021 году отметила 90-летие. Работы чукотских умельцев знают во многих музеях России и мира, а первые изделия косторезов представили в Третьяковской галерее еще в 1937 году, когда расстояние от Чукотки до Москвы казалось и вовсе немыслимым.
Дело своих отца, дяди и деда продолжает Александра Ныпевги — директор косторезной мастерской. С ней в команде трудятся 12 резчиков и граверов, которым под силу уловить малейшее дуновение ветра и запечатлеть его на века. Секрет их прост — они хорошо знают мир, который изображают.
В селе почти каждая семья имеет хоть какое-то отношение к знаменитой мастерской. "Мой дед, отец, дядя были косторезами, папа вообще много лет возглавлял мастерскую, и кажется, что мой профессиональный путь был предопределен, — рассказывает Ныпевги. — Ан нет! В учреждение в качестве мастера я пришла уже во взрослом возрасте, отработав много лет экономистом. Хотя, конечно, все детство провела в этих стенах: на краю земли не так много развлечений".
Детвора и сейчас без конца бегает в Уэленскую косторезную мастерскую, ведь тут могут изобразить на моржовой кости бесконечно длинные чукотские сказки — нужно лишь расположиться поудобнее, пошире открыть глаза и под монотонный, убаюкивающий голос погрузиться в увлекательные истории из жизни морских и тундровых охотников.
"Вы когда-нибудь видели, как морзвербои высаживаются на берег в шторм? А наш мастер Павел Каляча выточил из клыка моржа эту миниатюру, и в ней, статичной, очень много движения, много жизни. Вот измотанный долгой качкой морзвербой с трудом держит весло, вот суровый пограничник помогает уставшим людям затащить лодку на берег, вот другой пассажир напряженно смотрит вдаль, надеясь на просветление в небе, — с гордостью рассказывает об уникальном таланте своих мастеров Александра Ныпевги. — Эта работа совсем молодого человека была признана лучшей на выставке-ярмарке "Сокровища Севера". Молодежь к нам приходит. Значит, дело будет жить".
Уникален каждый рисунок
Продолжательница дела уэленских косторезов Вероника Эргиро только вернулась в Анадырь из Бишкека с золотым дипломом XVII Дельфийских игр стран СНГ. Ее рисунок на клыке, который она назвала "Родные просторы", жюри конкурса признало лучшим. История, написанная Вероникой на кости, рассказала о жизни самых почитаемых животных Чукотки — кита и оленя.
"Мои родители работают в Уэленской мастерской гравером и косторезом, и еще до поступления в Чукотский многопрофильный колледж на специальность "Резчик по кости" я уже многому у них научилась, — говорит девушка. — Конечно, мои сверстники удивляются, куда бы я ни приехала. Говорят: "О! Косторез? Это же для стареньких чукчей и в формате хобби, а никак не профессия". Я с ними не согласна. Диплом колледжа получила и собираюсь работать косторезом и дальше. Либо в Анадыре, либо вернусь в родные края — в Уэлен. Там вдохновение висит в густом тумане. Бери да впитывай".
Мастерица рассказывает, что сырье для косторезов добывают морские охотники. Обычно "холстом" для косторезов становятся клыки моржа. Любая кость не подойдет: она должна быть выдержана в темном холодном помещении не менее двух лет. Дальше ее оббивают, шлифуют, тщательно полируют, и только потом можно наносить рисунок.
"Стандартная тематика наших изделий — морская и тундровая. Но не стоит думать, что эти виды уже набили оскомину почитателям нашего таланта, — говорит Вероника Эргиро. — Каждый рисунок уникален, в каждом живет душа мастера. Поставьте передо мной пять изделий, и я безошибочно определю, кто его автор".
Талант — в крови
Согласна с коллегой по цеху и известная на Чукотке мастерица Ольга Манасбаева, которая в 1980-е годы подрабатывала уборщицей в Доме быта в Анадыре и, наблюдая за работой косторезов, не могла и подумать, что такой необычный вид искусства когда-то будет приносить ей доход. Перестроечные годы ввергли большинство жителей Чукотки в нищету, когда, как говорят местные, было не до вдохновения. Но в 2000-е годы мастера-косторезы начали получать государственные дотации. Власти и сейчас их поддерживают.
"Когда есть было буквально нечего, мы сами были готовы эти кости моржей грызть. А сегодня развернулись мастера достойно: и молодежь приходит, и мини-студии в селах открывают, — рассказывает Ольга Манасбаева. — Например, центр "Мой бизнес" — бери грант да покупай оборудование. Или арендованная правительством Чукотки торговая площадка в Москве — делай и продавай. А ведь были времена, когда я ребят в детском доме, где работала воспитателем, учила нерпочек из мыла вырезать. И это пережили и сохранили умение".
Уникальным талантом уэленских мастеров Ольга Манасбаева называет умение чувствовать мир, который они изображают. "Я училась живописи, композиции, светотени, а большинство уэленских мастеров — только у мамы с папой, — говорит именитый косторез. — Но им не нужно специально изучать пропорции и анатомию оленя или белого медведя, им не нужны предварительные наброски. Так работает генетическая память: их глаза и руки с младенчества знают образ зверя — резвящегося, убегающего, пораженного гарпуном. Этому не учат в академиях. Этот талант — в крови".
Музей косторезного искусства при знаменитой мастерской в Уэлене сейчас находится на реконструкции: в конце 2024 года обновленное здание с интерактивными инсталляциями встретит гостей. Среди них, кстати, обычно много иностранцев — чтобы посмотреть на застывшую на кости жизнь, многие пересекают целые континенты.
***
Пока текст готовили к публикации, стало известно, что на прошедшем в конце октября в Магадане III Международном фестивале "Косторезное искусство народов мира", в котором участвовали кроме российских мастера из Китая, Монголии, Киргизии, Белоруссии и Казахстана, уэленские косторезы стали обладателями Гран-при.
Ульяна Лавцевич