Мир на кончике бивня. Как косторезная мастерская на Чукотке держит марку уже 90 лет

"Дело будет жить"

Мир на кончике бивня. Как косторезная мастерская на Чукотке держит марку уже 90 лет
© ТАСС

Село Уэлен на карте Чукотки с первого раза может разглядеть только самый внимательный — настолько крохотная эта точка на самом краю материковой части России. В солнечную погоду отсюда можно увидеть соседнюю Аляску. Правда, чистое голубое небо над Уэленом бывает редко: слишком крутой нрав у Северного Ледовитого океана, на берегу которого живут 700 уэленцев.

Долгими зимними и короткими летними вечерами без устали трудятся мастера — резчики и граверы Уэленской косторезной мастерской, которая в 2021 году отметила 90-летие. Работы чукотских умельцев знают во многих музеях России и мира, а первые изделия косторезов представили в Третьяковской галерее еще в 1937 году, когда расстояние от Чукотки до Москвы казалось и вовсе немыслимым.

Дело своих отца, дяди и деда продолжает Александра Ныпевги — директор косторезной мастерской. С ней в команде трудятся 12 резчиков и граверов, которым под силу уловить малейшее дуновение ветра и запечатлеть его на века. Секрет их прост — они хорошо знают мир, который изображают.

В селе почти каждая семья имеет хоть какое-то отношение к знаменитой мастерской. "Мой дед, отец, дядя были косторезами, папа вообще много лет возглавлял мастерскую, и кажется, что мой профессиональный путь был предопределен, — рассказывает Ныпевги. — Ан нет! В учреждение в качестве мастера я пришла уже во взрослом возрасте, отработав много лет экономистом. Хотя, конечно, все детство провела в этих стенах: на краю земли не так много развлечений".

Детвора и сейчас без конца бегает в Уэленскую косторезную мастерскую, ведь тут могут изобразить на моржовой кости бесконечно длинные чукотские сказки — нужно лишь расположиться поудобнее, пошире открыть глаза и под монотонный, убаюкивающий голос погрузиться в увлекательные истории из жизни морских и тундровых охотников.

"Вы когда-нибудь видели, как морзвербои высаживаются на берег в шторм? А наш мастер Павел Каляча выточил из клыка моржа эту миниатюру, и в ней, статичной, очень много движения, много жизни. Вот измотанный долгой качкой морзвербой с трудом держит весло, вот суровый пограничник помогает уставшим людям затащить лодку на берег, вот другой пассажир напряженно смотрит вдаль, надеясь на просветление в небе, — с гордостью рассказывает об уникальном таланте своих мастеров Александра Ныпевги. — Эта работа совсем молодого человека была признана лучшей на выставке-ярмарке "Сокровища Севера". Молодежь к нам приходит. Значит, дело будет жить".

Уникален каждый рисунок

Продолжательница дела уэленских косторезов Вероника Эргиро только вернулась в Анадырь из Бишкека с золотым дипломом XVII Дельфийских игр стран СНГ. Ее рисунок на клыке, который она назвала "Родные просторы", жюри конкурса признало лучшим. История, написанная Вероникой на кости, рассказала о жизни самых почитаемых животных Чукотки — кита и оленя.

"Мои родители работают в Уэленской мастерской гравером и косторезом, и еще до поступления в Чукотский многопрофильный колледж на специальность "Резчик по кости" я уже многому у них научилась, — говорит девушка. — Конечно, мои сверстники удивляются, куда бы я ни приехала. Говорят: "О! Косторез? Это же для стареньких чукчей и в формате хобби, а никак не профессия". Я с ними не согласна. Диплом колледжа получила и собираюсь работать косторезом и дальше. Либо в Анадыре, либо вернусь в родные края — в Уэлен. Там вдохновение висит в густом тумане. Бери да впитывай".

Мастерица рассказывает, что сырье для косторезов добывают морские охотники. Обычно "холстом" для косторезов становятся клыки моржа. Любая кость не подойдет: она должна быть выдержана в темном холодном помещении не менее двух лет. Дальше ее оббивают, шлифуют, тщательно полируют, и только потом можно наносить рисунок.

"Стандартная тематика наших изделий — морская и тундровая. Но не стоит думать, что эти виды уже набили оскомину почитателям нашего таланта, — говорит Вероника Эргиро. — Каждый рисунок уникален, в каждом живет душа мастера. Поставьте передо мной пять изделий, и я безошибочно определю, кто его автор".

Талант — в крови

Согласна с коллегой по цеху и известная на Чукотке мастерица Ольга Манасбаева, которая в 1980-е годы подрабатывала уборщицей в Доме быта в Анадыре и, наблюдая за работой косторезов, не могла и подумать, что такой необычный вид искусства когда-то будет приносить ей доход. Перестроечные годы ввергли большинство жителей Чукотки в нищету, когда, как говорят местные, было не до вдохновения. Но в 2000-е годы мастера-косторезы начали получать государственные дотации. Власти и сейчас их поддерживают.

"Когда есть было буквально нечего, мы сами были готовы эти кости моржей грызть. А сегодня развернулись мастера достойно: и молодежь приходит, и мини-студии в селах открывают, — рассказывает Ольга Манасбаева. — Например, центр "Мой бизнес" — бери грант да покупай оборудование. Или арендованная правительством Чукотки торговая площадка в Москве — делай и продавай. А ведь были времена, когда я ребят в детском доме, где работала воспитателем, учила нерпочек из мыла вырезать. И это пережили и сохранили умение".

Уникальным талантом уэленских мастеров Ольга Манасбаева называет умение чувствовать мир, который они изображают. "Я училась живописи, композиции, светотени, а большинство уэленских мастеров — только у мамы с папой, — говорит именитый косторез. — Но им не нужно специально изучать пропорции и анатомию оленя или белого медведя, им не нужны предварительные наброски. Так работает генетическая память: их глаза и руки с младенчества знают образ зверя — резвящегося, убегающего, пораженного гарпуном. Этому не учат в академиях. Этот талант — в крови".

Музей косторезного искусства при знаменитой мастерской в Уэлене сейчас находится на реконструкции: в конце 2024 года обновленное здание с интерактивными инсталляциями встретит гостей. Среди них, кстати, обычно много иностранцев — чтобы посмотреть на застывшую на кости жизнь, многие пересекают целые континенты.

***

Пока текст готовили к публикации, стало известно, что на прошедшем в конце октября в Магадане III Международном фестивале "Косторезное искусство народов мира", в котором участвовали кроме российских мастера из Китая, Монголии, Киргизии, Белоруссии и Казахстана, уэленские косторезы стали обладателями Гран-при. 

Ульяна Лавцевич