В музее декоративного искусства заново открывают русские промыслы

Всероссийский музей декоративного искусства открыл выставку-исследование "Во имя промысла. Имена ХХ века". Впервые лучшие образцы традиционного российского искусства - палехские шкатулки и вологодское кружево, якутская резьба по кости и дагестанские ковры, гжель, хохлома, матрешки, финифть и многое другое демонстрируются здесь как единое собрание драгоценностей.

В музее декоративного искусства заново открывают русские промыслы
© Российская Газета

- Каждый из отобранных предметов - легенда, они никогда не показывались вместе, отмечают устроители. - Это -соперничество сильнейших, красота и великолепие равных.

Директор музея Елена Титова подчеркивает: "Ни в одной стране мира такого не было. В 20-80 годах прошлого века в России сложилась уникальная ситуация: профессиональные художники, ученые-искусствоведы всерьез обратили свои взоры на народные промыслы. Были созданы целые научные институции, которые изучали традиционное народное искусство, художники на его основе создавали свои авторские работы, которые поднимали это искусство на новый уровень, а потом запускались в промышленное производство, создавая славу и узнаваемые бренды России во всем мире".

Здесь надо ходить медленно, заново открывая для себя вроде бы известные вещи. Вот резные из кости шахматы, созданные мастерами Якутии на основе народного эпоса "Олонхо". Здесь белый ферзь - Хозяйка земли, а черный король - глава злых духов абаасы, страшный, как черт. Есть и другие якутские шахматы - где ладья - это уютный чум, а функцию коней выполняют изящно вырезанные олени…

Тончайшая резьба по кости (вот как можно было создать этот ажурный стакан, не сломав ни единой перепонки?) соседствует с ювелирными вазами мастера Нивиной из села Красное: здесь медная скань - словно завораживающее кружево. А кукольный чайный сервиз из Хохломы? А расписные шкатулки из Федоскино? А "Вятский сундучок с Дымковской игрушкой"? А вазы из Гусь-Хрустального?

Более 700 предметов представлено на выставке, и это только начало. Устроители обещают, что проект будет работать не один месяц, дополняя и сменяя иные залы на расширенные экспозиции. Так в ближайшее время здесь запланирована "вставная" выставка мастера по гжельской росписи Татьяны Федоровской "Учитель и ученики". Позже - выставка Бабинской токарной игрушки (этим мастерам мы, в частности, обязаны формами всем знакомой матрешки).

Фото: Пресс-служба ВДПНИ

- Очень важно сохранить имена мастеров, которые так много сделали, чтобы поднять народные промыслы на иной, поистине высокохудожественный уровень, - говорит научный куратор выставки Наталья Денисова.

А потому отдельные разделы здесь посвящены знаковым для художественных промыслов именам, документам и фотоматериалам, а также - эскизам работ, которые экспонируются впервые.

Предполагается и серия лекций, мастер-классов, дискуссий с исследователями этого феномена. А обсудить и впрямь есть что. Например, как претворяются в сегодняшнюю жизнь традиции мастеров народных промыслов? Как используют их в своих творческих поисках современные дизайнеры? В 20-30-х и даже 60-х годах эти заимствования были очевидны. Они родили целые явления наподобие "агитационного фарфора". Вот и на этой выставке можно увидеть презабавный жостовский поднос 1924-25 года, снабженный текстами актуальных для того времени частушек типа: "Бросьте, девки, хороводиться, в посиделках толку нет. Вы вступайте делегатками в деревенский свой совет!". Или салфетку вологодского кружева в виде герба России. Или огромный дагестанский ковер, на котором чуть не в "натуральную величину" выткана мухинская скульптура "Рабочий и колхозница".

- Сегодня дизайнеры если и прибегают к такого рода работам, то лишь по эксклюзивным заказам какого-нибудь банка или ЗАО, - говорит Елена Титова. - Матрешки с изображениями популярных лиц отошли в прошлое, они расцениваются как китч. Молодым, как я заметила, сегодня интереснее вглядываться в подлинное, в аутентичное. Ну, а что будет потом - покажет время.