Горы шерсти и горы из шерсти

Дина Мокаева-Текуева из Тырныауза занимается валянием традиционных балкарских войлочных ковров, кийизов, более 20 лет. Работы мастерицы, поражающие детальностью и точностью линий, не только популярны у местных жителей и туристов, но и выставляются по всей стране.

Горы шерсти и горы из шерсти
© «Это Кавказ»

Не продолжение фамильной традиции

— Наша семья долго жила в Мурманске. В Кабардино-Балкарию мы приезжали на лето, гостили у бабушек и дедушек, — вспоминает Дина. — Впервые я увидела кийиз в доме дедушки в Верхней Балкарии, в одной из комнат, куда детей не пускали, чтобы не напачкали и не навели беспорядок.

Образ запечатлелся в сознании девочки. Как и кадры местной ТВ-передачи, где показывали женщин, катающих шерсть на берегу и создающих из нее красочные кийизы.

— В моей семье ни по линии отца, ни по линии матери войлоком никто не занимался. То, что я увлеклась этим, скорее, воля случая.

Первый кусочек войлока Дина изготовила для дипломной работы. Задача была создать нечто современное, используя традиционные национальные техники.

— Мама сказала: ты же балкарка, попробуй что-то балкарское. Например, кийизы.

Девушка изучила специализированную литературу, съездила к мастерицам в Верхний Баксан. Дядя привез свежесостриженную шерсть, которую в первый раз Дина обрабатывала с мамой. Затем началось непосредственно валяние, к которому присоединилась вся семья. Так и родился дипломный проект: покрывала и прикроватные коврики в технике кийиза.

— Я попробовала, у меня получилось, и меня затянуло. Быстро поняла, что у шерсти большие возможности в творческом плане. Стала осваивать традиционные техники и стараться создать свои, так сказать, «фишечки».

Девушку пригласили преподавать в нальчикском колледже дизайна. Курс по валянию войлоком стал для нее основным занятием. Параллельно мастерица участвовала в выставках и работала в центре детского творчества Жабаги Казаноко.

Постепенно войлока в жизни Дины стало меньше: замужество, дети, а затем и должность замдиректора в Эльбрусском региональном колледже. Теперь кийизы — хобби, но, по признанию Мокаевой-Текуевой, приносящее ощутимый доход. Заказов немало, от некоторых даже приходится отказываться: времени не хватает.

Тяга к национальным видам искусств

Мастерская Дины Мокаевой-Текуевой находится в однокомнатной квартире. Роль складского и производственного помещения выполняет комната в 17 квадратов.

— Поскольку я работаю одна и мастерская у меня небольшая, обычно я делаю кийизы размером метр на полтора.

Дина предпочитает техники ала кийиз и сухого валяния. Резаные ковры обычно не делает, ведь бичген кийиз требует полной отдачи и много времени. Среди работ — войлочные ковры с национальными орнаментами и пейзажами. Вторые — фавориты Дины. Впервые она сделала такие панно в 2002 году.

— В пейзажных работах я комбинирую технику ала кийиз — выложил и завалял рисунок — и новую технику сухого валяния. Идея пришла в первый раз, когда я еще работала в школе детского творчества. На выставку, посвященную Дню возрождения балкарского народа, в Мемориале жертвам репрессий балкарского народа в Нальчике я сделала панно с башней Малкаруковых (находится в селении Эльтюбю. — Ред.) на фоне гор. Я люблю эту башню, она очень узнаваема.

Сырья в регионе предостаточно, рассказывает Мокаева-Текуева, хватает и на крупные работы. Самую большую мастерица делала для отеля «Балкария» в Приэльбрусье. Это композиция из трех кийизов на лестничный пролет общей площадью два на три метра. Самая маленькая работа — войлочный шарик диаметром 3 сантиметра с логотипом Пенсионного фонда, созданный к его юбилею.

Цены на кийизы зависят от техники выполнения и размеров. Так бичген кийиз может стоить 20−25 тысяч рублей за квадратный метр. Пейзажные панно Дина обычно продает по 15 тысяч. В основном делает она их на заказ, некоторые продаются в туристических точках Приэльбрусья.

По наблюдениям Мокаевой-Текуевой, сейчас популярны кийизы с национальным орнаментом — их любят покупать для подарков. Спросом войлочные ковры пользуются всегда и особенно в высокий туристический сезон. Местные жители тоже любят работы из валяной шерсти — тяга к национальному в последние годы все более заметна на Кавказе.