Кузбасс первым в России разработал стратегию развития промышленного туризма

В реализации стратегии участвуют более 65 предприятий Кемеровской области.

Кузбасс первым в России разработал стратегию развития промышленного туризма
© Российская Газета

Развитию промышленного туризма начали уделять пристальное внимание в конце 2020-го. Потом, заключив соглашение с Агентством стратегических инициатив, разработали стратегию. А весной 2023 года на втором всероссийском Акселераторе АСИ "Открытая промышленность" Кузбасс был отмечен как регион - наставник по развитию промышленного туризма в стране.

- Первоначально в программе было готово участвовать не более десяти предприятий. Но и те в успех не верили: мол, у нас режимные объекты, зачем их открывать для туристов, - напомнил замгубернатора Кузбасса по вопросам культуры, спорта и туризма Сергей Алексеев. - В 2021 году, пройдя обучающую программу Акселератора, мы стали разрабатывать нормативные документы. На тот момент не существовало ни единой системы реализации промышленных экскурсионных программ, ни понятных правил взаимодействия туристов с предприятиями. Экскурсии на производство сводились к тому, что всех водили строем к основному станку по красной линии - ни шагу вправо, ни шагу влево, - показывали музей, и на этом все заканчивалось. Сегодня картина меняется. Все больше руководителей стало понимать, что положительный имидж, открытость компании - это важно.

Туристов цепляют живые истории, легенды, арт-объекты, фотозоны и интерактивы. Так, химическое предприятие в Кемерове включило в программу экскурсий тему трудовых династий.

- За два с половиной года у нас побывали четыре тысячи туристов, в том числе 2,6 тысячи школьников и студентов. Такого запроса от школ и вузов никогда не было. Мы уже никого не зовем, все просятся сами, - говорит гендиректор предприятия Андрей Вишневский. - Показываем туристам наш уникальный фонтан, который, с одной стороны, включен в технологический процесс (охлаждает оборудование), а с другой представляет собой грандиозное сооружение диаметром 24 метра. Организовали музей под открытым небом, снимаем интерактивные видеоролики, рассказывающие о производстве с юмором. В ближайшее время построим новый корпоративный музей, будем расширять туристический маршрут. Мы не скрываем от туристов наши производственные и экологические показатели, чтобы люди знали, как мы работаем. Промышленный туризм становится неотъемлемой частью нашей жизни, без которой будет невозможно привлечь на работу профессионалов, молодых и талантливых ребят.

И примеры, когда вчерашние ученики-туристы сегодня приходят на завод работать, уже есть. Как сообщила на прошедшем в Кемерове международном туристическом форуме "Промприем" директор проектов дивизиона "Городская экономика" направления "Социальные проекты" АСИ Ольга Шандуренко, 95 процентов опрошенных студентов отметили: чтобы промышленность была привлекательной для работы, она должна быть модной.

- В мае этого года во Всемирный День музеев и в честь 405-летия Новокузнецка мы устроили показ мод в действующем цехе покраски завода металлоконструкций, - говорит организатор индустриального эксперимента "Цех" Наталья Ивушкина. - Все, кто пришел, нас благодарили, так что продолжение обязательно будет.

Маршрут на Кедровский угольный разрез вошел в национальный брендовый тур "Кузбасс. Огонь в сердце" и в региональный тур "На-гора и в горы". Экскурсии проводятся исключительно по заявкам туроператоров, которые формируют группы. Угольщикам остается лишь оформить допуски и пропуска, подготовить средства индивидуальной защиты, спецтранспорт для доставки гостей на промплощадку и провести экскурсию. И в сравнении с 2021 годом турпоток на разрез вырос уже почти в десять раз.

- Наша задача - показать, что угольная отрасль - современная, безопасная, высокотехнологичная и экологически ответственная. Что она развивается, у нее большое будущее, и работать в ней комфортно, - подчеркивает замдиректора по связям с общественностью и коммуникациям крупной угольной компании-пилота промтуризма в Кузбассе Мария Пименова. - В нашем музее можно проследить всю историю развития угледобычи. А панорама разреза открывается со смотровой площадки, где размещена выставка горной техники.

Кроме угольных, химических, металлургических и машиностроительных заводов, в проекте участвуют другие предприятия, включая средний бизнес и семейные фирмы. Одна из них - сыроварня в поселке Плотниково, откуда туристы уже несколько лет подряд возвращаются не только с сыром, но и с багажом положительных эмоций. И пакет туристских услуг, которые оказывает семья предпринимателей, расширяется.

В этом году по программам промышленного туризма на предприятиях Кузбасса, по данным правительства региона, побывает почти двадцать тысяч человек - вдвое больше, чем в 2022-м. К 2025 году турпоток планируют увеличить до пятидесяти тысяч, а долю туристов из центральных регионов страны - на 25 процентов. Количество объектов промтуризма при этом будет удвоено. .

Комментарий

Иван Куликов, директор департамента региональной политики и проектного управления Минпромторга РФ:

- Цель проекта развития промышленного туризма - создание и внедрение в России эффективного механизма позиционирования отечественных промышленных предприятий как открытых, конкурентоспособных и выпускающих качественную продукцию. В программу вовлечено пятьдесят регионов. Кузбасс - один из лидеров. Предприятия, которые уже открыли свои проходные для туристов, как и регионы, сформировавшие команды, внесли значительный вклад в популяризацию российской промышленности.