Войти в почту

Сплошные рубки леса у Байкала не намерены разрешать

Поправки в закон об охране Байкала должны сделать защиту озера эффективнее, и при этом решить проблемы местных жителей. Об этом председатель Госдумы Вячеслав Володин сказал 15 октября в ходе выездного совещания в Улан-Удэ. Соответствующий законопроект в Госдуме готовят ко второму чтению. При рассмотрении документа важно воздержаться от поспешных шагов, уверен спикер. В частности, политик поручил профильному комитету палаты проработать вопрос об исключении из законопроекта нормы о сплошных рубках.

Сплошные рубки леса у Байкала не намерены разрешать
© Парламентская газета

Спустя 24 года

В том, что корректировка действующего законодательства необходима, уверены и парламентарии, и представители кабмина, и эксперты. Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов напомнил, что федеральный закон об охране озера Байкал был принят в 1999 году. За 24 года документ существенно не меняли: в него вносили только технические и редакционные поправки. При этом природоохранное и земельное законодательство сильно изменилось.

Страдают от такого положения дел местные жители. Например, на прибрежных территориях остро стоит вопрос пожарной безопасности, отметил глава Бурятии Алексей Цыденов. Из‑за отсутствия противопожарных разрывов есть риск перехода пожаров из леса в населенные пункты.

При этом на территории, которая относится к особо охраняемым, живут 138 600 человек, расположены 160 населенных пунктов.

По поручению Вячеслава Володина Комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды совместно с межфракционной группой «Байкал» летом провели встречи с жителями Иркутской области и Республики Бурятия для обсуждения законодательных инициатив по вопросу сохранения озера Байкал. За четыре дня визита депутаты объехали почти полтора десятка городов, поселков, деревень. «Бурятское село Клюевка, заехали на кладбище. Ему больше 100 лет. Мест нет, вся береговая линия заполнена. Кругом лес, расширяться некуда. Про это место говорил академик Арнольд Тулохонов, что скоро по Байкалу гробы поплывут», — рассказал по итогам визита глава Комитета Дмитрий Кобылкин.

Другой пример — остров Ольхон в Иркутской области. В поселках нет нормальной дороги, не везде проведено электричество, на острове есть даже места, где люди живут без света 30 лет, добавил он.

«Жизнь людей не должна превращаться в сплошную муку, когда негде похоронить близкого, когда человек, проживая в населенном пункте, подвержен всем катаклизмам, от пожаров до селей — это тоже проблема, с которой люди сталкиваются», — подчеркнул на совещании 15 октября Вячеслав Володин.

Многие нормы действующего законодательства не помогают решать вопросы сохранения Байкала, его защиты, а пускают ситуацию на самотек, считает председатель Госдумы. Он уточнил, что необходимо выйти на оптимальные решения, которые никоим образом не подвергнут опасности озеро Байкал, а наоборот, сделают все для того, чтобы вопросы защиты природы решались наиболее эффективно.

Без поспешных решений

Сейчас на Байкальской природной территории действует больше 50 запретов и ограничений. По базовому закону вокруг Байкала — на его берегах, в примыкающих к нему заповедниках и на территории до 200 километров на запад и северо-запад — нельзя устраивать свалки, использовать пестициды и агрохимикаты, эксплуатировать транспорт, разводить рыбу, которая не свойственна для местной экосистемы. А строиться можно, только получив положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Самые же строгие правила, перечисленные в специальном постановлении Правительства, действуют в центральной экологической зоне. Там запрещено заготавливать древесину, кроме как для собственных нужд местных жителей, и вообще вырубать лес целыми участками. Единственное исключение — когда нужно расчистить площадки для расширения БАМа и Транссиба. Нельзя использовать суда в трехкилометровой зоне от мест лежбищ байкальской нерпы и там, где находятся нерестилища. Под запретом и выделка кожи, производство пластика, бумаги. Туризм на Байкале разрешен только в специально отведенных для этого местах.

В июле в первом чтении был принят законопроект об охране Байкала, нормы которого в том числе разрешили вести сплошные рубки около озера для семи целей. Среди них — обустройство противопожарных разрывов, строительство и реконструкция автодорог, линий электропередач, сооружений для защиты от селей, коммунальной инфраструктуры в поселках, а также гостиниц, туалетов и кафе для туристов в особой экономической зоне «Ворота Байкала». Кроме того, документ позволяет выделить места под кладбища и легализовать поселения в тех границах, которые они занимали на 1 января 2018 года. Все деревья, которые для этого вырубят, должны будут восстановить, причем высадить в пять раз больше леса, чем уберут.

При этом положение о сплошных рубках вызвало в обществе серьезные дискуссии. Вячеслав Володин уточнил, что, рассматривая этот законопроект, депутаты не предполагали проведение рубок в классическом виде, как коммерческих. Речь, по его словам, шла о вырубке для строительства инфраструктуры.

«Мы видим, что большое нарекание вызывает такое понятие, как сплошные рубки. Эта норма требует корректировки, нам надо проработать этот вопрос и найти иное решение», — сказал Вячеслав Володин.

По словам председателя Госдумы, Комитету по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды необходимо при доработке законопроекта ко второму чтению найти решение, которое оберегло бы от поспешных шагов.

Закон должен решить проблемы людей, способствовать развитию региона и быть направленным на защиту озера Байкал и его природной территории, подчеркнул Вячеслав Володин.