Дорого и долго: амурчанам стало невыгодно ездить на отдых в Китай
- Это полноценный запуск механизма безвизовых групповых туристических обменов с Китаем, - отметили в амурском минэкономразвития и внешних связей. - Россияне уже с середины августа ездят в соседний Хэйхэ в таком режиме.
Дождались! Но рано обрадовались те, кто решил, что всё останется по-прежнему, как было последние почти пару десятков лет, утверждает профессиональный путешественник, персональный гид в Хэйхэ Сергей Коренев.
Под 100 тысяч!
- Нам месяцами твердили: «Вот-вот безвиз вернётся!» - и вдруг какие-то тургруппы. Мы ж думали, будет, как раньше: есть время и деньги - махнул через Амур с одним загранпаспортом - сам по себе, по своему личному расписанию. Зачем какие-то группы?
- Вот именно: столько лет до этого нас учили самостоятельно оформляться и пересекать границу, бронировать гостиницы, находить интересные места. Теперь, во-первых, нас лишили этой самостоятельности; во-вторых, попасть даже в Хэйхэ можно только по визе, как бы она не называлась: виза, визовый список, список из министерства – нужен разрешительный документ.
Начнём сначала: виза для посещения КНР требовалась и раньше - однократная, двукратная или годовая многократная. Но в Хэйхэ как в приграничную, свободную торгово-экономическую зону ехали с одним загранпаспортом - при условии, что ты гражданин РФ и не покидаешь пределы этого города.
Это было очень удобно и для самих благовещенцев, и для гостей области: на день-два прокатился, посмотрел другую страну, культуру - быстро и недорого, ещё и на амурский регион прицепом полюбовался.
На время пандемии границу вообще закрыли. И вот ковид ушёл в прошлое - как оказалось, вместе с давнишним соглашением о безвизовом посещении приграничных территорий. Китайская сторона с поездками своих граждан в РФ как-то быстро смогла определиться и наладить пассажиропоток - в считанные дни отработали систему выдачи виз. И китайцы поехали к нам по своим делам! Наша же сторона запускала в Хэйхэ практические пустые «пумы», потом теплоходы - пока китайские турфирмы и предприимчивые граждане не стали предлагать помощь в оформлении визовых списков и однократных виз прямо на таможне. Тем временем наши предприимчивые сограждане наладили канал оформления виз через консульство КНР в Хабаровске.
Были и накладки: российские «туристы» полученную деловую визу (строго целевую, для решения бизнес-вопросов) использовали как туристическую. И похвалились этим в соцсетях. Китайцы это засекли и полностью отменили возможность получения подобных виз прямо на таможне Хэйхэ. Теперь россияне ездят только либо по спискам, утверждаемым российской стороной (через некоторые турфирмы), либо через списки китайских турфирм.
- То есть турфирмы теперь - необходимое звено в наших поездках?
- Само собой, раз уж индивидуальные посещения невозможны! Вам же нужно собрать определённый пакет документов на рассмотрение в консульство, поехать в Хабаровск, оформить однократную визу в Китай. Естественно, всё небыстро - ждать визу приходится около месяца. К слову, в консульстве могут и отказать в выдаче - по разным причинам.
Остаётся идти за помощью в турфирмы. Чиновники представили это, во-первых, «безвизом»; во-вторых – решением проблемы! Вот вы идёте в турфирму, выбираете предлагаемые даты поездки - не факт, что вас устроят и даты, и количество дней, и гостиница, и время отправления и прибытия.
- О какой же окончательной цене речь?
- Если верить таблице, размещённой на сайте консульства, однократная виза стоит 3300 рублей, двукратная - 6600, годовая (в течение года неограниченное число раз) – 9900 рублей. Через турфирмы – 23 тысячи, 26 тысяч и 35-40 тысяч соответственно. И это вы не за визу платите - безвиз же! Это за услугу по цивилизованной поездке.
Нюанс в том, что теперь вы не можете претендовать сразу на годовую - только по порядку. В итоге потратите под 100 тысяч!
Годовая, конечно, удобна тем, что при малейшей возможности собрался и поехал. Но в нашем случае ими обзавелись определённые люди: чиновники разных мастей и те, которые возят товары в мешках. А те же чиновники сами с документами не бегают и, естественно, понятия не имеют, насколько это неудобно.
Кто теперь будет ждать однократную визу минимум месяц и за такие деньги? Нужно в турфирму или к знакомым китайцам. На всё оформление требуется минимум 3-5 дней. Гостей области мы, можно сказать, однозначно кинули - раньше очень многие россияне старались приехать к нам именно потому, что в ходе командировки или после неё могли побывать в другой стране. Теперь регион непривлекателен в этом плане. Да и многим амурчанам это путешествие будет не по карману. А ведь правительство области хочет вернуться к допандемийным показателям турпотока – за счёт кого? Сумочников? Хотя по отчётам они тоже пойдут как «туристы».
Дойные туристы
- Если я правильно понимаю, в нынешних условиях есть ещё один вариант пересечь границу - по групповым спискам, утверждённым китайской стороной?
- Это едва ли не единственная альтернатива. Да, при стоимости визы примерно 200-300 юаней (чуть более 4 тысяч рублей) сами китайцы перепродают её и за 400, и за 500 юаней. Это почти сопоставимо с консульскими визами, но дорого время.
Получается, визовые списки отданы на откуп китайским турфирмам и частным лицам - новый вид бизнеса? Выходит, Хэйхэ перешёл от предложения туристических услуг к зарабатыванию на оформлении виз? И никаких возражений со стороны РФ?
- А что бы мы могли сделать?
- Чётко поставить вопрос: или восстанавливаем свободный въезд в Хэйхэ, или закрываем въезд для китайцев. Но тут же ответят: «Кто нас станет слушать?» А точно пробовали?
Я не знаю, почему их приезжает в РФ, по крайней мере, через пункт пропуска в Благовещенске намного больше, чем россиян выезжает в ту сторону - это видно даже по количеству теплоходов. Для китайцев посещение намного доступнее и по цене, и по оформлению? Тогда я вообще ничего не понимаю в плане паритета. Либо решаются уж совсем какие-то скрытые вопросы. Хотя что скрывать - китайцы наводняют своими товарами РФ, причём сами и везут.
Можно было бы открыть в Благовещенске консульство (областной центр, единственный на границе РФ) или как минимум полноценный визовый центр. А электронные визы тоже не вариант? Я так понимаю, ничего такого у нас даже близко не намечается. Также нет ясности и о запуске пассажироперевозок по мосту Благовещенск – Хэйхэ (по словам амурского губернатора, стороны обмениваются нотами насчёт 2024 г. - Ред.). А навигация скоро закончится - пойдут «пумы» - сколько с нашей стороны: две по 15 пассажиров? Мы закупали дополнительные суда? Сомневаюсь. По крайней мере, официально об этом не сообщалось. Китайцы-то свою навигацию обеспечат - у них «пум» уже больше, чем у нас. Поэтому с трудом себе представляю начало зимней навигации на Амуре по направлению Благовещенск - Хэйхэ.
А по официальным заявлениям у нас с Китаем безвиз. И убедить в обратном остальных россиян очень сложно…