В Звенигороде открылась выставка осенних пейзажей с картинами Саврасова и Левитана

За главной пейзажной выставкой осени едем в Звенигород - там, в отреставрированном городском Манеже, открыт проект "Вокруг ". В залах - свыше полусотни шедевров, большую часть из которых предоставил Русский музей, причем не поскупившись и привезя полотна из своей основной экспозиции. Над предложением Звенигородского музея-заповедника о совместной выставке в Петербурге долго не раздумывали: как можно не откликнуться, когда именно здесь, в "русской Швейцарии", и родился наш всемирно известный лирический пейзаж?

В Звенигороде открылась выставка осенних пейзажей с картинами Саврасова и Левитана
© Российская Газета

"А разве есть пейзаж в России? Нет. А кто богат, норовят за границу уехать. Там виды настоящие. А у нас нет. Не видят красоту-то свою. Не видят, скучают" - так сетовал приехавшему на этюды юному академик Императорской академии художеств . На выставке его картины вместе с картинами расположены в зале, посвященном учителям Исаака Левитана. И если другие приезжали в Звенигород и его окрестности наездами, на пленэр, то Каменев так полюбил эти места, что прожил в соседней Саввинской Слободе почти 20 лет, здесь и похоронен. Это он, увидев однажды работы Левитана, одобрительно скажет: "Ну все, теперь нам с Саврасовым пора и помирать". А вместе они - не только патриархи, но и первые, кто смог рассмотреть в неприглядной, казалось бы, природе средней полосы настоящую поэзию.

- Саврасов ценил искреннее отношение к миру - природу надо чувствовать, а не изображать документально. Этому он учил и своих учеников, - рассказывает куратор выставки, ведущий научный сотрудник Русского музея Сергей Кривонденченков.

На выставке можно увидеть три произведения художника. Особенно любопытна "Ранняя весна" - это один из вариантов хрестоматийной картины "Грачи прилетели". Именно Алексей Саврасов был одним из первооткрывателей красот "Звенигородского Барбизона" - села Саввинская Слобода близ Звенигорода. Сюда по приглашению Саврасова приезжали его ученики. В учителях же - , тут и Генисаретское озеро, и Ока его кисти. А вот в разделе "Ближний круг" - уже совсем иная манера.

Ядро выставки - искусство Исаака Левитана. Жемчужина экспозиции - этюды мастера. В небольших рамах - импрессионистическая "Черемуха", "Осенний пейзаж", написанный пастелью, пронизанные философией "Сумерки. Луна" - символ позднего творчества художника. "Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов, в большом этюде больше вранья", - гласит цитата художника на стенде. И словно наперекор собственным словам Левитан рисует "Овраг" - внушительное полотно, но явно только эскиз будущей картины. Если посмотрим внимательно, увидим то самое "окно Левитана" - своеобразные "кулисы" из деревьев по обеим сторонам и просвет, уводящий взгляд куда-то вдаль.

Напоследок загляните в еще один зал, где можно посмотреть на Звенигород в открытках и фотографиях и увидеть город таким, каким его видели художники. И, кстати, не только увидеть, но и почувствовать: специально для выставки были созданы парфюмерные композиции "Летний полдень" и "Хвойный лес" - закрываешь глаза, вдыхаешь - и вот уже ближе и понятнее левитановское: "Вот что нужно пейзажисту - понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растет".

Прямая речь

Елена Кожевникова, директор Звенигородского музея-заповедника:

- В ХIХ веке Звенигород стал экспериментальной площадкой для Московского училища живописи, пейзажную мастерскую которого возглавлял Алексей Саврасов, сюда он приглашал на пленэр своих учеников. Эти места стали местом вдохновения, местом, откуда слава русской пейзажной школы пошла по всему миру. Эта выставка - важный этап для Звенигорода и всего Подмосковья, то, о чем мы здесь говорим, укоренено в нашей земле и истории. Мы, конечно, хотим помочь зрителю почувствовать, что видели и чувствовали здесь наши художники, но не менее важно привлечь внимание к сохранению природных, историко-культурных ландшафтов.

Навигатор

Выставка будет работать до 25 февраля 2024 года. Цена билета - 250 рублей.