Новости путешествий
Заграница
Лайфхаки
Путеводители

«Он перевернул мою жизнь» Из-за закрытых границ россияне устремились на Кавказ. Каким для них оказался край гор и «Приор»

Пандемия коронавируса наложила ограничения не только на повседневную жизнь россиян — многие страны закрыли свои границы, и туристам, привыкшим кататься в трех- и четырехзвездочные отели с all inclusive, пришлось искать новые направления для отпусков. И они обратили внимание на российский Кавказ — Чечню, Дагестан, Кабардино-Балкарию и другие республики. То, что они увидели в горном крае, разрушило многие стереотипы о кавказцах. О разнице культур и быта, обычаях, религии и природе путешественники рассказали «Ленте.ру».

«Он перевернул мою жизнь»: россияне об отдыхе на Кавказе
Фото: Алисян АлтайскаяАлисян Алтайская

«Лас-Вегас по-кавказски»

Видео дня

Алексей, 32 года:

На Кавказе в этом году я был дважды: на майские праздники и в июне — в летний отпуск. В первую поездку я побывал в Чечне — в основном в горах, но с заездом в Грозный, а также в Кабардино-Балкарии. Во второй моей целью стал Дагестан — регион, который стал очень популярен у туристов в пандемию COVID-19.

Чечня и Дагестан разительно отличаются по настроению. Днем Грозный делает все, чтобы произвести на тебя впечатление красивыми зданиями, величественными мечетями и широкими проспектами, но после 22:00 жизнь в городе фактически замирает. Строгий — наверное, самое точное слово, которое подходит для этого города. Ты здесь гость, с которым обойдутся очень учтиво, но сдержанно.

Дагестан — совсем другая история. Когда вечером едешь по Махачкале, она шумит, зазывает светом неоновых вывесок и бодрит прохладным ветром с Каспийского моря. Это город-порт — и разгульное портовое настроение здесь повсюду. Оно есть и в других дагестанских городах на побережье, будь то Дербент или Избербаш.

«К нам раньше часто приезжали из Чечни отдыхать, а теперь едут со всей России», — сказал мне один из местных таксистов.

Дагестан, по ощущениям, это такой Лас-Вегас по-кавказски. Тут для этого есть все: с одной стороны, Каспий с его морским отдыхом, с другой — по-настоящему уникальная природа. Это и Сулакский каньон (его, к слову, часто сравнивают с Гранд-Каньоном в Аризоне), и единственный в России лес с лианами, и мини-пустыня — бархан Сарыкум. Хватает тут и рукотворных достопримечательностей вроде заброшенного в горах «мертвого города» Гамсутля или оставленного на берегу экраноплана «Лунь», который теперь известен на весь Дагестан как объект для фотосессий.

К алкоголю тут отношение проще, чем в соседней Чечне: его легко можно найти в ресторанах на берегу. А однажды на пляже в Дербенте я наблюдал компанию алкоголиков, которая распивала сомнительного вида жидкость, встречая рассвет на берегу моря.

Но все же спиртное — скорее удел туристов, местные жители предпочитают чай с чабрецом, который тут подают в чайниках с длинным носиком буквально везде. Бодрит этот чай не хуже, чем кофе, — магический эффект: чай с чабрецом в Москве ничего подобного не вызывает.

В отличие от юга России, который славится своими высокими ценами в летний сезон, Дагестан пока вполне гуманно относится к кошелькам туристов — хотя, по словам экскурсовода, год назад в регионе для гостей все стоило еще дешевле. Так что его подскочившая популярность вполне понятна.

Правда, инфраструктура в Дагестане порой не поспевает за его популярностью: я оказывался в автобусе, который полз по серпантину безо всякого ограждения на какой-то безумной высоте. Тогда меня и других туристов от пропасти отделяли считаные сантиметры — и это добавляло экскурсии изрядную долю адреналина. Но еще год-другой с закрытыми границами — и инфраструктура в Дагестане наверняка выйдет на вполне приличный уровень, и он сможет конкурировать на равных с Сочи и с Крымом.

«Езжайте на Кавказ, чтобы перевернуть свой внутренний мир»

Яна, 27 лет:

Я была в Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Краснодарском крае (часть Северного Кавказа).

Я на самом деле в плохом смысле слова ничего не ждала от Кавказа, когда впервые отправилась туда в 2017 году пожить в Пятигорске. Сначала я выбиралась на короткие прогулки по загородным локациям, спустя время поехала по местным селам. Тогда я впервые увидела потрясающей красоты горную текстуру и фактуру Кавказа. Гуляя в селе Хабаз, я восхитилась каменными поверхностями молочного цвета, очень хорошо помню этот момент. Фактура была больше похожа на драконьи чешуйки — такая сказка под ногами. Потом заинтересовалась видами плато Бермамыт и водопадом Гедмишх. Так началось мое знакомство с Кавказом.

Фото: из личного архива Яны

Северная Осетия

Я приезжала на Кавказ четыре года подряд. Этого очень мало, чтобы увидеть весь регион, тем более такой красивый. Я обожаю, например, и плато Большой Бермамыт, и виды с него на Эльбрус. Однажды встречала там рассвет: плато многоуровневое, и круто смотреть, как по-разному солнце играет цветами с каждым из уровней этого плато, с разными камнями и плитами. Очень люблю ущелье Безенги. Там не только вдохновляющий ландшафт, но и расположена альпинистская учебно-спортивная база со сменами для альпинистов и семейного туризма. По другую сторону ущелья находится тоже очень красивая Грузия (ледник Шхара и Сванетия). Былымское озеро считаю замечательным местом. И, конечно, Домбай. И зимний, и летний. Это сейчас одна из тех локаций, которые я планирую больше изучить на Кавказе спустя пару сезонов.

Меня там все удивляло. Однозначно. Острота и близость гор на Домбае меня восхищает. Домбай в целом мое сердце покорил. Еще меня удивили кавказские хычины — национальное блюдо одной из местных кухонь (лепешки из тонкого теста с картофельно-сырной или мясной начинкой с зеленью — прим. «Ленты.ру»). Они сложно готовятся — я пробовала, мне не удалось. Но в целом хозяйки на Кавказе дома это готовят и чем-то сложным не считают. Очень вкусно. Еще удивила Красная Поляна, все-таки эта местность ближе к побережью, но там есть трекинговые маршруты, сравнимые по красоте с маршрутами, уходящими гораздо глубже, в самое сердце Кавказа. Плюс там свои водопады и каньоны, и местное комьюнити — все очень пришлось по душе.

Кавказцы — гостеприимные и вежливые. Понятно, что люди везде разные. И на Кавказе тоже разные живут. Но для меня оказались очень душевными.

Меня поражает красота Кавказа. При первой же свободной финансовой возможности я снова туда отправлюсь и сделаю интересную экспедицию. Там, как и в целом по России, местами отсутствует инфраструктура или просто неразвита. Но мне, например, это никогда путешествовать не мешало. А вдохновиться там есть чем. Тем более что Кавказ — это все еще недорого. Удивило, что туристов мало. Например, в селе Даргавс в Северной Осетии находится средневековый некрополь — необычное место. Кроме нас там было еще человека три-четыре в хороший летний день.

Фото: из личного архива Яны

Былымское озеро

Могу сказать, что Кавказ перевернул мою жизнь, и уже не один раз. Именно там произошли самые судьбоносные встречи в моей жизни, опять-таки — не один раз. Так что езжайте на Кавказ, чтобы перевернуть свой внутренний мир. Это просто волшебный край.

«Сломались все стереотипы»

Владислав, 25 лет:

Пунктом нашего с друзьями назначения изначально была Чечня, однако в последний момент мы решили поехать в Дагестан, но оставить Чечню как вишенку на торте.

Наше приключение началось с прилета в Махачкалу, где вместо обещанного Kia сервис по аренде автомобилей предоставил нам Lada Granta — чисто местный вариант, на котором ездит большинство жителей Дагестана. Мы сразу направились в Дербент, где провели целый день. Дорога туда была, конечно, утомительной, так как дороги разбиты и дагестанские водители, конечно, невоспитанные. Отсюда сразу и ответ на вопрос, почему так много гаишников. На первый взгляд показалось, что Дербент пережил несколько войн одновременно: город очень разбитый, но достопримечательности исправили все впечатление. Каспийское море, воздух — это отдельный вид искусства. Море хоть и грязное, но я, не видевший море 15 лет, был без ума от радости.

Кавказ меня поразил тем, что сломал все стереотипы о его жителях. Знакомые, которые узнали, куда мы едем отдыхать, сказали, что мы сошли с ума, что нас там убьют, спрячут в подвалах, побьют или сделают что-то еще. На самом деле все оказалось не так.

Отдельно стоит отметить еду. Это что-то нереальное, отвал всего! Казалось, что я ничего в жизни вкуснее не ел. Не могу назвать, что именно мы ели, но это было просто очень вкусно. Местные жители — очень дружелюбный народ, готовый помочь, подсказать и вкусно накормить.

После Дербента мы заселились в гостиницу в Махачкале, а на следующее утро после вкусного завтрака отправились в Гамсутль. Мне хотелось там остаться одному, чтобы побыть в своих мыслях, — идеальное место для релаксации, прогулки и изучения истории.

После прогулки по Гамсутлю мы направились в Чечню через дагестанские горы и Салтинский водопад. Правда, было страшно, но, наверное, из-за того, что мы наслушались рассказов знакомых.

Мы въехали в Чечню очень поздно, немного заблудились — навигатор показал нам путь к отелю через перекрытую дорогу. Самым прикольным моментом было то, что первые чеченцы, которых мы встретили, были как вы думаете кто? , увидев, что мы кружим по центру, остановили нас поинтересоваться. Это было в центре Грозного, где есть круговое движение. С нами пообщались, мы приняли решение ехать дальше, но никто из участников движения не уступал нам дорогу, чтобы мы выехали. Гаишники ради нас перекрыли дорогу. Это стало еще одним переломным моментом в стереотипах.

Мы приехали очень поздно, но гостям в Грозном были рады. Нас заселили в гостиницу около двух ночи, вкусно накормив. Так случилось, что в горах мы пробили картер и у нас вытекло все масло, ехать дальше мы не могли, но на помощь пришла чеченская СТО, где нам без очереди и быстро починили машину. Конечно, по Чечне мы не покатались, так как потеряли много времени на починку авто, зато прогулялись по городу. Я думал, что проспект Путина — это шутка, но нет, действительно такой есть.

Кроме гостеприимства удивила чистота города. Мне кажется, что в Москве не так чисто, как в Грозном. А таксисты, попавшиеся нам, и вовсе были одеты в классические костюмы.

«Сердце Чечни» — мечеть — отдельное произведение искусства. Я никогда раньше не бывал в мечетях. И это незабываемо. Отдельно стоит отметить любовь и уважение жителей к религии, Ахмату и Рамзану Кадыровым, президенту Путину — много где висят их портреты, и местные относятся к этому позитивно.

С алкоголем все строго, его можно купить только туристам в одном магазине с 8 до 10 утра.

Как только починили машину, мы отправились в Дагестан, в Махачкалу, по пути заезжали в Сулакский каньон — еще одно крутейшее место в Дагестане. Вид с горы просто потрясающий.

У нас было очень мало времени, многое не посетили, но скатались мы бюджетно: 32 тысячи рублей у нас вышло на троих на три дня с учетом еды, проживания, аренды автомобиля, поездки в Грозный, починки машины и бензина, но без авиабилетов — они покупались отдельно. Подобный тур только по Дагестану обошелся в 35 тысяч рублей с человека, а тут мы потратили на человека меньше 12 тысяч рублей. Совет путешественникам: не берите туры, арендуйте машину и гоняйте по Дагестану самостоятельно.

«Дышать ледниками, свежестью, природой»

Екатерина, 27 лет:

Маршрут был из Краснодара до Сочи, я провела по паре дней в каждом месте. Где-то была прямо неделю, зацепило. Я посетила Пятигорск, Владикавказ и все его ущелья, Кабардино-Балкарию и Дагестан (Сулакский каньон, Чиркейское водохранилище, бархан Сарыкум).

Перед поездкой я ничего не ожидала. Просто уволилась с нервной работы, сдала все жилье и, не имея вообще какого-то дома, поехала с одним чемоданом смотреть неизвестные города. Я из тех, кто знал только про красоту природы и вкусную еду. В итоге поймала дзен, раскрыла что-то очень красивое в себе, ведь по-другому не получится, когда вокруг такая красота.

Моя первая поездка в горы — я увидела Эльбрус! Издалека, но впечатления захватывали дух. Горы Кавказа — это отдельная культура, особый вид кайфа. Это глубже, чем ты можешь описать словами. И неважно время года — в горах прекрасно всегда, даже в холод. Поэтому одевайтесь теплее и отправляйтесь даже сейчас, осенью.

Самое красивое место на Кавказе — водопад Каракая-Су в Кабардино-Балкарии. Однозначно. Может, потому, что он у меня был первый, но это мощь. Это нереально красиво и нестандартно. Далее — Дигорское ущелье в Осетии, а именно вид с турбазы «Порог неба». Не знаю, какие горы в этом мире его переплюнут. Осетины не зря привередливы в видах. И барханы Сарыкум в Дагестане. После привыкших к картинке гор глаз желтые пески — ты как будто в арабской стране, так необычно! Фото потрясающие оттуда.

Больше всего меня удивил Пятигорск. Я ехала туда так как «ну все равно мимо проезжаю». Думала, что это глушь и курорт для бабушек. А на деле… я так кайфанула! Ты как будто в маленькой Франции или Италии. Архитектура прекрасна.

Пьешь нарзан из находящихся на пути источников, интеллигентно оттопырив мизинчик, ощущая себя героем произведения Лермонтова. Хочется врубить аудиокнигу «Герой нашего времени» и проникнуться атмосферой. Экскурсии в Кабардино-Балкарию, в горы, близко. Хочу туда еще. Поднимаешься по канатной дороге, смотришь с горы — твоя бабушка тоже ездила и видела это, когда была в таком же, как ты, возрасте. Чудесно!

После Кавказа ты становишься добрее. Я теперь всегда желаю таксистам хорошего дня. Там сплошное гостеприимство, ты таким желанным гостем себя чувствуешь, даже если знаком с человеком пять минут. Мы же привыкли не рассчитывать на людей и быть готовыми к худшему (не придет на встречу, обманет). А теперь я по умолчанию знаю: человек пообещал — значит, сделает. А если нет, то дело в человеке, а не в моей наивности.

Удивил уровень коррупции в Кабардино-Балкарии. Стыд. Просто стыд. Сотрудники ГАИ без зазрения совести останавливают каждую машину и собирают дань в 300 рублей: «Ну вы же в гости к нам приехали, давайте». Просто так. Иначе начинают вешать кучу протоколов. И куча заброшенных замков, которые не ремонтируют.

Еще удивила антисанитария в части кафе и туалетов у подножия барханов в Дагестане. Вход платный, туристов куча — сделайте чисто.

На Кавказ стоит ехать, чтобы дышать. Идти и дышать ледниками, свежестью, природой. В Пятигорск — за культурным удовольствием в продуманности курорта: там интеллигентно, литературно. И за очень вкусной водой.

И еще тут такие красивые и ухоженные девушки, что даже я не выдержала и сходила сделать брови и маникюр.

Еще запомнились уазики с открытым верхом и дикими экстремалами-водителями, везущими тебя по обрыву к Сулакскому каньону в Дагестане под орущую музыку и крики туристов.

Вообще, что касается Дагестана: если вы одинокая девушка — лучше ехать экскурсией из Осетии, например. Там традиции более европейские, и вы не будете ловить взгляды из-за своей одежды, непривычной для дагестанских мужчин. Но если нет такой возможности, и вы спокойно это переживете — то круто. Я бы еще в Дербент съездила, но не успела. А горы посмотреть — это все-таки в Осетии.

Но в целом путешествовать одному можно. Приезжаешь в город, снимаешь жилье и гуглишь либо ищешь в Instagram экскурсии. Первую можно взять любую, а когда уже прошаритесь — берите турклубы для местных. И ничего не бойтесь, если вы один. Так даже прикольнее.

«Просто так, от души»

Владимир, 36 лет:

Мы с семьей ездили в Дагестан, пару дней провели в Махачкале и восемь дней в Дербенте. Это не первый мой визит на Кавказ. И Дагестан отличается от Абхазии или Осетии. Меня приятно удивило сочетание цены и качества в кафе и ресторанах. Скажем, самый дорогой ресторан на берегу Каспийского моря с коньяком и вкусной едой на трех человек обошелся в 1800 рублей.

В Дагестане развит жилой фонд, удобно снять жилье. Что удивило и чего я не ожидал, так это мусор на улицах. Каждый внутренний двор вычищен до блеска, в лавках и магазинах тоже стараются держать порядок, но при этом выкинуть мусор на улицу возле своего же подъезда — это нормально.

Одно из самых красивых мест на Кавказе расположено, на мой взгляд, в Абхазии — Долина семи озер и озеро Рица.

В Дагестане это, безусловно, Сулакский каньон. Можно выбраться на смотровую площадку над ним, любоваться бирюзовой водой и смотреть на гигантских орлов, парящих под тобой. Удивил бархан Сарыкум — эдакая маленькая пустынька посреди Кавказских гор. Площадь у него около 100 гектаров, но там все по-настоящему: горячий песок, знойный воздух, не хватает только бедуинов на верблюдах.

Меня по-настоящему удивила местная манера копировать популярные в России торговые марки. К примеру, есть сеть «Якитори» или кафе «Шашлычков» — логотипы очень похожи и создают у клиента ощущение, что это та самая знакомая им кафешка, но на деле ничего общего.

Люди общительные, любопытные, приятные. Отдыхал с женой и ребенком, все улыбались, были вежливы. Единственное, жена у меня турчанка по отцу, она сильно походила на местных, а потому в крепости Нарын-кала наслушалась про то, что платье ниже колена можно носить только дома при муже. Ее принимали за связавшуюся с русским местную.

Globallookpress.com

Всегда все охотно подсказывали дорогу, пару раз даже подвозили куда нам надо — просто так, от души. На базарах надо, конечно, торговаться, но в целом все готовы тебе уступить. Приятно удивило отсутствие алкашей и привычки пить на лавочке, как бывает в наших парках, — там могут пить чай в сквере, но не более.

При этом в Дагестане довольно низкий уровень жизни в плане соотношения цен и зарплат. На территории республики мы не видели нигде «Пятерочку», «Перекресток» или другие торговые сети. Насколько я понимаю, крупный российский бизнес внутрь не пускают. При этом есть множество мелких, внутренних торговых сетей. В Дербенте, например, это «Панорама». Небольшие магазины сети расположены по всему городу. Цены на продукты в среднем выше московских. Пиво Kozel стоит в Москве 65 рублей, там — 75-80. Масло «Олейна» в Москве — 110 даже после подорожания, а там — 130-140. Местная продукция не вся вкусная, а стоит приличных денег. Зарплаты маленькие: к примеру, пекарю за девятичасовой рабочий день довольно жесткой работы платят 700 рублей, выходит меньше сотни рублей в час. В этой ситуации неудивительна обширная миграция из республики в другие регионы страны. Впрочем, те, кто нашел себя в быстроразвивающейся туристической сфере Дагестана, живут неплохо.

В жизни Дагестана очень большое значение имеет религия. На территории присутствуют как шииты, так и сунниты. Когда аккуратно поднимал этот вопрос, понимал, что религиозного единства нет. Шииты живут в Дербенте, больше в старом городе, сунниты — наоборот. Друг о друге отзываются не очень. Если зайдете в мечеть, узнаете много о разных пророках. Перебивать не стоит — можно задеть религиозные чувства, плохо не будет, но можете обидеть, будет неудобно.

Ислам здесь определяет поведение и формирует социум. Каждое утро в 4:15 мы слушали трансляцию азана — утренней молитвы перед рассветом. Ее транслируют через сеть городского оповещения, поэтому подъем гарантирован.

Если употребляете алкоголь, делать это лучше в кафе, а закупать с собой нужно заранее. Алкоголь не продают после 20:00, а также в разные важные дни. Например, первого сентября приобрести коньяк было невозможно.

Понравились песчаные пляжи в Избербаше и Каспийске. В Дербенте чуть хуже — купаться стоит только на центральных пляжах, потому что на остальных сложно из-за валунов и камней. Можно зайти в воду по пояс и неожиданно встретить мизинцем ноги огромный булыжник на дне — м-м-м...

Каспийское море идеально для отдыха с детьми. Оно мелкое на большом расстоянии от берега — чтобы утонуть, нужно зайти очень далеко.

Сервис местами оставляет желать лучшего: люди неторопливы и не всегда понимают, что нужно. Поэтому если привыкли к отдыху на пять звезд, то в Дагестан ехать не надо. Официанты не торопятся, водитель, который везет вас, может остановиться, если встретит знакомого, чтобы поздороваться с ним и спросить, как дела. Это никак не связано с неуважением к приезжим, просто они так живут — легко. И не всегда понимают, что нам не так.

Тот, кто непритязателен к сервису и хочет отдохнуть без напряжения, может сам забронировать жилье, почитать отзывы о местных ресторанах и найти на карте хороший пляж — то, что надо. По ценнику Дагестан ощутимо выигрывает не только у Турции, но и у Крыма, и у курортов Краснодарского края. За десять дней потрачено 60 тысяч на двоих взрослых и одного ребенка шести лет вместе с перелетом и проживанием.